СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведческая работа.История одной семьи хххххххххххххххххххххххххххх

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пронеслась по нашей земле много лет назад страшная война. Своими жерновами не пожалела ни детей, ни стариков, не женщин, не мужчин. В каждой семье до сих пор есть такой « военный осколок». Наше поколение к нему может только прикоснуться и как эхо оно о себе поведает.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческая работа.История одной семьи хххххххххххххххххххххххххххх»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»

СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

624028 С. НОВОИПАТОВО, УЛ. Мира, т. 2-06-18



История одной семьи



Исполнитель:

Незаметдинова Дарья Юрьевна

учащаяся 6 класса,

проживающая по адресу:

624028 Свердловская область,

Сысертский район, с. Новоипатово

ул. Ленина, д. 129-а

Свидетельство о рождении I-АИ №767428

Выдано:11 мая 2004 года

Руководитель:

Петухова Валентина Федоровна,

учитель МОУ СОШ №19

Домашний адрес:

624028 Свердловская область,

Сысертский район, с. Новоипатово

ул. Ленина, д. 145

Контактный телефон: (343 74) 2-06-18



с. Новоипатово, 2011г.






Содержание.


стр


Введение 3


I.Рождение 4

II.Война. 6

2.1. Первые потери. 6

2.2. Проводы. 6

2.3. Детские бригады 6

2.4. Сироты 7

2.5. Победа. Смерть брата. 7

III.Послевоенная жизнь 8

3.1.Становление. 8

3.2.Служба в армии. 8

3.3.Создание семьи. 8

3.4.Свой дом. Свой уклад жизни. 9


Заключение 11

Литература 12

Приложение №1 (фотодокументы) 13












Ведение.

Пронеслась по нашей земле много лет назад страшная война. Своими жерновами не пожалела ни детей, ни стариков, не женщин, не мужчин. В каждой семье до сих пор есть такой « военный осколок». Наше поколение к нему может только прикоснуться и как эхо оно о себе поведает.

Этим летом я отдыхала в школьном оздоровительном лагере.

22 июня к себе в гости нас пригласила библиотекарь села Новоипатово Орлова Елизавета Александровна. В своем рассказе о войне она перечислила сторожил села и о некоторых кратко рассказала. Меня заинтересовала судьба семьи Невзорова Ивана Затеевича.

Поэтому я поставила перед собой цель: познакомиться с историей семьи Невзоровых.

Для достижения данной цели мне необходимо было решить следующие задачи: как дети, оставшись без родителей, смогли выжить, как история страны повлияла на историю семьи, какие изменения в жизни внесла война, что помогло реализовать задуманные цели.
















I.Рождение.


В семье крестьян Невзоровых Зотея Васильевича(1878 года рождения)

[ 1.14] и Дарьи Артемьевны (1896 года рождения) 27 апреля 1927 года четвертым в семье родился Невзоров Иван Зотеевич.

В бога было запрещено уже верить, но люди, воспитавшиеся при церкви, с трудом с этим мирились. Человек всегда должен во что-то верить. Иначе как жить без веры человеку. Да и старые устои еще были в силе. Поэтому четвертому ребенку в семье никто не удивился. Это был закономерный процесс продолжения рода человеческого. До Ивана в семье уже была Марья (1914 года рождения), Константин (1918 года рождения), Анна (1924 года рождения).

В 1921- 1922 гг. на Урале буйствовал голод. Вся страна помогала Уралу. Но хорошее пришло только к 1925- 1928 году. Область не знала ни одного не урожайного года, поэтому ежегодно происходил прирост валового сбора и товарной части зерновых (1.20)

В быту уральского крестьянства происходили изменения, связанные не только с ростом его материального благополучия, но и с такими явлениями, как механизация крестьянского труда, электрификация деревни. Крестьянин стал лучше жить, питаться.

Нянька в семье Невзоровых была уже взрослая, поэтому после рождения сына мать снова пошла на работу.

Мария, как хорошая хозяйка по прежнему работает «по дому». Уход за детьми, своевременное приготовление пищи и хозяйство отнимают у нее почти все время. Очень часто засиживается до полуночи, поэтому когда появился в доме свет очень обрадовалась. Но свет по- прежнему экономят.

Сын Константин помогает сестре, как может по хозяйству. Но ребята, есть ребята. Бывает, что хочется и поиграть. Поэтому наскоро сделав домашние дела, прихватив с собой малыша, ребята убегают из дома.

Вскоре в селе появляется школа и детский сад. Тогда родителям становится немного поспокойнее за ребят.

В мае 1929 г. было принято специальное постановление ЦК ВКП (б) « О работе по ликвидации безграмотности», а в августе 1930 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном образовании».

Пожилые люди в разных местностях вместе сели за парты. Сели за парты и родители Ивана. Старшие дети помогали родителям освоить грамотность. Да вот только Дарье Артемьевне пришлось увлечение ненадолго. Большая семья, хозяйство, штопка, стирка- забирало много сил. Зотей Васильевич как мог, помогал жене, но многое он просто сделать не мог. И поэтому надомное обучение хозяйки дома шло между делами.

В сентябре 1932 года на Урале начался переход к осуществлению всеобщего семилетнего обучения. Поэтому из села Новоипатово всех желающих отправляли для продолжения обучения в ШГМ ( школа …… молодежи). Мария поучившись немного в такой школе –сбежала. Учеба в голову не шла, хотелось стать как можно быстрее взрослой. Да и семья никогда не была богатая. Постоянно требовались пополнения в семейной казне. Поэтому вернувшись в село Мария, идет работать на ферму дояркой. Молодые, веселые девчата никогда не уставали. Летом выезжали вместе с коровами на станы, где было больше кормов. После дойки шли в поле, где помогали на покосе, поспевали и погулять. Зимой времени свободного было больше. Да и жили в селе. Поэтому клуб- всегда было желанное место. Там и комсомольские собрания и танцы под гармошку и общение со сверстниками. В это время в семье 27 февраля 1932 года появился пятый ребенок -Нина. А в 1936 году 6 марта родился Николай. А Иван пошел первый раз в школу. [1.16] Школа была деревянная, с длинными скамьями и столом в каждом классе. В классе мальчик полюбился учителям: был спокоен, услужлив, делился последним.

Константину в это время уже исполняется 18 лет. После окончания школы его забирает к себе родной дядя в город Сысерть, где работая на заводе, заочно посещает курсы повышения.

















II.Война.


2.1.Первые потери.


В 1940 году в семью пришло несчастье- скоропостижно умирает мать. Такой внезапный удар больно ударяет по семье. Отец, который был старше матери на 18 лет, не понимает причину смерти. Вчера он с ней разговаривал, а утром она была мертва. Такое горе не каждому человеку по плечу. Вот и отец сник, все движения делал механически. На работу приходил как будто под кнутом, а дом совершенно забросил. Вся работа по дому легла на Анну. Мария вышла замуж и уехала из села. Теперь маму всецело заменяла Анна. Так за одну ночь она превратилась в многодетную домохозяйку. Обучение Ивана закончилось на четырехлетней ступени. Надо было кому- то помогать по дому, Анна работала на ферме, а Ивана определили разнорабочим в детскую бригаду.


2.2.Проводы.


Но в 1941г.спокойная жизнь россиян закончилась. На СССР напала без объявления войны немецкая Германия. Пришло горе и в семьи.

Старшие сыновья уходили на фронт. Не дали попрощаться с семьей и Константину. Его вызвали в военкомат и сразу увезли на фронт. Отец –Зотей Васильевич, узнав о начале войны очень расстроился и сам просился на фронт, но ему отказали, так как не было одной ноги еще с «Германской» войны. Он несколько раз писал письма, требовал, но всегда получал один ответ. Он знал, что эта война не на год и не на два.

А в селе провожали на фронт молодых парней , мужиков. Провожали пешком через «Ильинку» . На краю стояли 4 толстые березы, около них и прощались, а там на машине увозили в далекий путь. Очень запомнилась частушка соседа Кости. Он был гармонист –первый парень на деревне- вокруг него всегда было много девчат. А голос звонкий тогда пел:

По тебе широка улица

Последний раз иду

Примечай, милка, следочек

Больше разу не пройду.

Вскоре соседям пришла похоронка. Это были первые потери села бравых ребят.



2.3.Детские бригады.

Из ребят в селе «сколотили» детскую бригаду. Осенью собирали колоски, мерзлую картошку. Весной помогали сеять и садить урожай. Зимой разгребали стога сена от снега и возили на лошадях. Девчонки не отставали от ребят и на равнее зарабатывали трудодни. Погодные условия не влияли на работу. Было слово надо и все шли на работу.

Бывало «расшалятся» ребята (есть постоянно хотелось)на поле собирают колоски и сбегут в лес, а там скорее чего -нибудь лесного перекусят, вот потом и сводят животы. Бригадир приедет, ругается, а сам втихаря чего –нибудь толкнет в общее блюдо. Суп варили прямо на пашне. А в супе одна картошка на ведро, да какая –нибудь трава. Хлеб с отрубями и то нормой выдавали. А дома тоже ничего не было.


2.4.Сироты.


В 1942 году отец совсем от горя поник и вскоре умер. Так ребята остались совсем одни. Маленькие часто ходили по соседям – просили кушать, за что между собой жители дали кличку голодаи. Злые языки часто нехотя, а иногда и от злобы наносили удары. Овечка исчезла- голодаи съели. Корова домой не пришла –опять же голодаи. Курица исчезла –тоже они. Ничего что через некоторое время находили пропавшую скотину, но чего извиняться перед малолетками- не сейчас, так потом украдут. «Плохо жили-вспоминает Иван Зотеевич- а чужого ничего не брали. Дома делились последним. Жили тем, кто что подаст, что дома вырастим. Холодными и голодными ложились спать. Летом было легче. Одежды меньше надо было, да и в лес за пиканами бегали.Часто бывало после работы помогали жителям. Кто покормит, а кто и из одежды что-нибудь отдаст».

В 1943 году Костарев Александр Степанович подбирал себе рабочих в сапожную мастерскую, ну и пожалел Ивана - взял в подручные. Работы в мастерской было много: сами вручную шили сапоги (в Верх-Боевке была кожевенная мастерская, которой руководил Орлов Михаил Ивойлович, кожу поставляли они, сами выделывали из забитой скотины,а подошву шили из крышек от автомобилей, из твердой резины, использовали старые), а зимой подшивали валенки, ставили заплатки.

Иван быстро научился этому ремеслу и даже однажды на спор выиграл кусок кожи для своих сапог. Правда пришлось еще добавлять, но эти сапоги помнит до сих пор.

С фронта изредка приходили известия о старшем брате. Так они узнали, что Константин прошел школу сержантов и попал на фронт. Неоднократно был ранен, но после каждого ранения возвращался обратно в строй.

2.5.Победа. Смерть брата.


Победу в войне в селе еле дождались. Человек привыкает, конечно, ко всему, но годы, которые приносили одну беду за другой – тянулись бесконечно. Дети рано повзрослели, а с фронта возвращались не те молодые мужики- возвращались люди со сломанной психикой. Они еще долго по ночам будут воевать и к мирной жизни многие так и не привыкнут. Односельчане, ждавшие помощников, сами впрягаются в работу, и еще долго будут тянуть всю работу на своих плечах. Война не привела в дом мужчин, она привела израненных и больных «стариков».

Поэтому отпраздновав Победу, работа в селе продолжилась в том же порядке, только чаще появлялись солдаты с войны.

Пришел с войны и брат Константин. [1.15] Красивый, подтянутый офицер. В Сысерти его дожидалась девушка Фаина Ивановна. Сразу же после приезда сыграли свадьбу, и Константин обратно вернулся на свою работу. Однажды возвращаясь после работы, заметил драку и, не задумываясь, ринулся на помощь. Когда все расступились, Константин Зотеевич лежал весь в крови. До больницы довести не успели – ослабленный и израненный организм отказался бороться. Так в возрасте 27 лет, пройдя всю войну, Константин погиб на мирной территории, так и не поняв за что.
















III.Послевоенная жизнь.


3.1.Становление.

После войны выходит замуж и Анна Зотеевна за Ергашова Анатолия Ивановича. В доме за старшего остается Иван (18 лет), а в помощниках были Нина (13 лет), да Николай (9 лет). Анна как может, помогает своим братьям и сестрам. Было тяжело, но никого за это тяжелое время не потеряли. С приходом мирного времени больше внимания стали обращать на ребят. Соседи изредка «подкидывали» одежду и обувь. Нина пошла на работу разнорабочей, а Николай в первый класс.

Постепенно все приходило на свои места. Ребята давно научились рассчитывать на свои силы, поэтому в колхозе их постоянно ставили в пример, а со временем выданная зарплата ничем не отличалась от взрослых. Так семья с «колен постепенно поднималась». Стали на Ивана заглядываться и девчонки. Вот только Ивану все было некогда. Уж очень хотелось всем обеспечить младшего. Поэтому не жалея своего времени, частенько брал работу на дом, да и на работе до позднего вечера засиживался. Очень ценили его старушки. Всегда ласковый, услужливый, плохого слова не скажет, а работу сделает на совесть.


3.2.Служба в армии.


Вот так в трудах и становлениях пришел 1949 год. Ивану исполнилось 23 года, когда пришла повестка на службу в армию. «Столов не собирали- вспоминает Иван Зотеевич[1.16] а семьей посидели, повечеровали, а утром на машине с рюкзаком самодельным поехал в военкомат». Сначала отправили в Чебаркуль, а через месяц обучения отправили в Польшу , затем в Белоруссию. «Уральские ребята ценились. Нас считали выносливыми, и в тоже не конфликтными. Поэтому не успеваешь прижиться на одном месте, как тебя отправляют далее».[1.20]


3.3. Создание семьи.


Прослужил в армии солдат 3 года и 6 месяцев. И 25 октября 1953 года вернулся домой. Желание было одно- начать свою семейную жизнь. Жена должна была быть его социального уровня – боялся как бы прозвище «голодаи» не вернулось. Поэтому вернувшись в село, заприметил также из сиротской семьи Сумину Тамару Ивановну. Тамара работала дояркой (вручную тогда доили до 16 и более коров 3 раза в сутки) и работы не боялась. [1.17]

Всю войну Тамара [1.16] работала подсобным рабочим в детской бригаде: пололи сорняки, собирали колоски,год работала на лесозаготовках, приходилось даже вагоны с углем разгружать. Секлетинья Ивановна-[1.14] мать Тамары, не возражала и 11 ноября 1953 года сыграли свадьбу. Сестра Анна на свадьбу подарила корову.[1.18] Жену привел к себе в дом, а сам по вечерам, в выходные строил себе новый дом. На помощь часто приходили друзья и знакомые из строительной бригады, в которой сейчас работал Иван.[1.18] Экономили любую копейку, поэтому нанимали только уже из необходимости.

В стране наступает период стабильности. Ежемесячно получают зарплату трудящиеся. Не всегда, но удается купить, что -то красивое в дом и для себя. Повсюду требуются рабочие руки. В селе люди начинают получать хорошие премиальные. Труд сельского жителя ставится в пример. Многие молодые люди остаются для продолжения в селах.

Министерство образования объявляет о всеобщем среднем образовании. Люди посещают вечерние школы, заочно поступают в институты. Образованность в стране растет.

Нина выходит замуж, а Николай идет на курсы шоферов.


3.4.Свой дом. Свой уклад жизни.


К рождению первого сына Иван Зотеевич и Тамара Ивановна в 1956 году перешли в новый дом, а 11 ноября родился Саша. По вечерам частенько приносили по старой памяти обувь на ремонт. Безотказный хозяин всегда принимал работу, да и лишняя копейка никогда не мешала. «После работы достраивал дом, а с темнотой садился за ремонт. Бывало всю ночь просидишь, а к утру на работу надо- вспоминает Иван Зотеевич» Так понемногу входила в свое русло жизнь.

В 1958 году 23 ноября родился Михаил, а в 1961 году 15 января –Сергей. В доме всегда было много гостей. Хозяева, так мало сами видевшие в жизни, сейчас старались каждый день прожить как праздник.[1.19] Семейное уважение постепенно перерастает в любовь, которую пронесут хозяева через всю жизнь. Друг другу помогая во всем, поддерживают своих сыновей во всех начинаниях. Поэтому друзья у детей часто бывали в доме.

Все сыновья заканчивают школу, и по направлению совхоза едут в училища для обучения на водителей.

После окончания училища служат в рядах Советской Армии и возвращаются в свой совхоз. Здесь же в селе находят и своих жен, но остаться в селе решает только Михаил. Вместе с отцом и братовьями строят дом для семьи Михаила.

Александр и Сергей с семьями переезжают в город Снежинск, где и живут сейчас.

В 1985 году Тамара Ивановна вышла на пенсию и оказалась на инвалидной коляске. После операции на ноге сейчас передвигается только с помощью костылей. Все холодные и мокрые годы детства сказались на здоровье.

У Ивана Зотеевича сильно болят руки, и изводят кисти рук.

Но люди, прошедшие закалку жизни не падают духом, никогда не жалуются на жизнь, а наоборот поддерживают окружающих, чем только могут. Бывает помощь человеку нужна не только материальная, но и слово может быть не на последнем месте.[1.20]

Сейчас в совместной жизни прожито 57 лет. И жалеют супруги только о том, что силы уже на исходе и помочь детям и внукам уже не в силах. Зато сыновья, снохи, внуки регулярно посещают и помогают. А недавно дождались двух правнучек. Поэтому счастью не было предела.[1.20]































Заключение.

«Жизнь человеку дается для того, чтобы он построил дом, посадил дерево и вырастил сына»- так говорится в притче.

В истории жизни Невзоровых это все случилось. Правда, чтобы достичь каких –то определенных высот и не опуститься, Ивану Зотеевичу пришлось преодолеть многие барьеры. Самый главный барьер –это перешагнуть через свою силу воли, сделать так, чтобы тебя и твою семью уважали. А для этого надо самому с уважением относиться к окружающим, научить самым главным заповедям своих детей и внуков.

Судьба наносила один удар за ударом и чтобы все это вынести на детских плечах приходилось каждый день отвоевывать. Каждый день прожить так, чтобы за него было не стыдно.

Этих принципов всю свою жизнь придерживались Иван Зотеевич и Тамара Ивановна.

И я думаю, что на таких людей сейчас надо брать равнение. Они для нас как пример, как книга житейских принципов. «Как прожить так, чтобы перед собой в будущем не было стыдно».



















Литература.




1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, ХХ век:

Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений.- 6 –е изд.-

М.:Просвещение, 2000.-336с.


2. Зырянов П.Н. История России, ХIХ век: Учеб. книга

для 9 кл.сред.шк./ Под ред. А.Н.Сахарова.

М.:Просвещение, 1994.-256с.,167


3.Личман Б.В. Камынин В.Д. История Урала:ХХ век.

Учебник /Под ред.Б.В.Личмана, В.Д. Камынина.-

Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1998, 432 с.,41,64, 94,106,










Невзоров Зотей Васильевич

Сумина Секлетинья Ивановна









Первый год обучения в школе Ивана





Невзоров Константин Зотеевич






Невзоров Иван Зотеевич


Сумина Тамара Ивановна






Работа доярок после дойки.




По дороге на ферму.









Строительство дома







Ергашова Анна Зотеевна и Невзорова Тамара Ивановна со своими детьми.







Празднование первого мая





Служба в армии рядового Невзорова Ивана Зотеевича.








С правнуками Невзоровы Тамара Ивановна и Иван Зотеевич.

17