СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краеведение как составная часть ИКС в практической деятельности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на секции РМО учителей обществоведческих дисциплин.

Просмотр содержимого документа
«Краеведение как составная часть ИКС в практической деятельности»

Краеведение как составная часть ИКС в практической деятельности.


Историческое краеведение – один из элементов исторического образования и одна из важнейших отраслей школьного краеведения. Оно же является важным средством связи школы с жизнью.

Историческое краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края, средством воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и качеств. Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах – экскурсиях, походах и т.д.

  Актуальность данной темы определяется введением краеведческого материала в учебные курсы по истории России, все возрастающим интересом к историческим истокам своей малой родины подрастающего поколения.

Историческое краеведение раскрывает учащимся связи родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с историей нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

В последние годы, на мой взгляд, акцент в преподавании истории сместился к изучению школьниками истории всей страны, вопросы региональной истории зачастую оставались за пределами их учебных потребностей и интересов. Это было обусловлено тем, что в КИМы ЕГЭ вопросы региональной истории не могли войти по самой логике данной формы экзамена. Новый историко-культурный стандарт вернул нас к необходимости вновь обратиться к региональному материалу.

Нельзя сказать, что вопросы краеведения вообще не рассматривались мною на уроках до введения ИКС. Но они были скорее просто иллюстрацией общих исторических процессов. Новый стандарт, как я понимаю, требует более глубокого проникновения в историю Рязанского края. Естественно, меня заинтересовал опыт коллег из других регионов. Я выяснила, что в ряде субъектов федерации на региональном уровне введены (или сохранены, как, например, в Москве) отдельные курсы региональной истории и культурологии. Это было бы большим подспорьем, учитывая огромные объёмы программного материала, как по истории России, так и по Всеобщей истории. Но, как говорится, мечтать не вредно…

По сему, выкручиваться, … простите, выполнять требования стандарта, будем исходя из наших возможностей.

Что касается содержательной стороны вопроса, думаю, каждый учитель будет исходить из того материала, который у него имеется, поэтому не вижу смысла останавливаться на этом особо.

Вопрос организации изучения региональной истории, конечно, тоже тесно связан с имеющимся контентом. Я в своей практике предпочла выделить в 7 и 8 классе отдельный тематический блок, который по времени пришелся на май.

Конечно, можно было бы выделять отдельные уроки по темам в течение учебного года, но неравномерное распределение имеющегося материала по периодам делает это, на мой взгляд, нецелесообразным.

Кроме того, конец учебного года сложен для учащихся. Изучение истории родного края, событий, близких к детям «географически», не только воспринимается ими как более лёгкая работа, но и вызывает больший интерес.

В 6 классе выделить краеведческий материал в отдельную тему мне не удалось в силу большого объема сложного для шестиклашек материала по отечественной и всеобщей истории. Вкрапляю этот материал в те уроки истории России, которые тематически более близки к нему. Так, перед уроком обобщающего повторения по теме «Феодальная раздробленность Руси» (примерно за неделю) дети получили такую задачу: «В 2017 году исполняется 800 лет с момента первого упоминания с. Исады в Лаврентьевской летописи. Вашему классу предстоит организовать школьное мероприятие, посвященное этому событию. В ближайшую неделю вам предстоит определиться, какой характер будет носить это мероприятие (праздник, День памяти и т.д.), а так же выяснить, были ли события, связанные с первым упоминанием Исад, исключительными в русской и мировой истории».

Работа шла в 2-х группах, которые соревновались между собой. Оценивалась обоснованность высказываемых позиций. Ребятам пришлось не только поискать требуемый отрывок из Лаврентьевской летописи, но и повторить материал как отечественной, так и всеобщей истории.

Отмечу еще одну проблему работы с краеведческим материалом. Это отсутствие пособий. С одной стороны, это волей-неволей заставляет нас больше внедрять в изучение поисковые методы, проектную и исследовательскую деятельность. С другой – возникают трудности с организацией повторения и закрепления.

Для решения этой проблемы совершенно необходимо создание в школе соответствующей информационной среды. В нашей школе, как я считаю, начало этому положено. Дело это сложно тем, что одному человеку его не поднять. Тут нужны единомышленники. Учитель истории в такой команде соратников может играть роль консультанта, координатора… ФГОС требует от нас развития системы внеурочной деятельности. Это тоже ресурс для создания соответствующего информационного фона.

Приведу несколько примеров.

К 75 годовщине битвы под Москвой я готовила мероприятие для старших классов. Упор был сделан на освобождение Михайлова и остальной территории Рязанской области. Мероприятие ко Дню памяти и скорби – 22 июня – готовила Филиппова Виктория Сергеевна. Она дала нескольким восьмиклассникам задание подготовить список ключевых событий Великой Отечественной войны. По ее замыслу этот список должен был стать «скелетом» сценария. Ребята еще не изучали те события, о которых им пришлось собирать информацию. Виктория Сергеевна попросила меня помочь ребятам с отбором материала. Мы договорились, что там, где это будет возможно, мы будем использовать краеведческий материал. В списке событий, составленном восьмиклассниками, мы буквально по несколько слов наметили то, что связывало некоторые из них с историей нашего края. Так, возле даты 5 декабря 1941г. – начало контрнаступления под Москвой – пометили: освобождение Михайлова; осень 1944 г. – освобождение Прибалтики – гибель В.А. Игонина, и т. д. Событий получилось много, а время было весьма ограниченным. Ребята обратились за помощью к другим классам. Каждый из участников этой работы должен был найти материал об одном из событий. Вот тут и вспомнили, что про освобождение Михайлова материал уже есть. Заключительным этапом работы над сценарием стало обсуждение и редактирование информации, ведь на мероприятии о каждом из этих событий предстояло сказать всего по несколько слов. Такая работа, я надеюсь, дала возможность ребятам хорошенько изучить и закрепить сведения из истории рязанской области в годы войны.

Я говорю об этом так подробно, чтобы было ясно: создание информационной среды, то есть атмосферы, в которой ребята были бы окружены и пронизаны сведениями из истории родного края, с одной стороны, дело кропотливое и непростое, с другой стороны – позволяющее ребятам вне урока получать и закреплять эти сведения.

Не скрою, мною не в полной мере использован потенциал исследовательской работы по краеведению. Такие краеведческие исследования можно проводить в нескольких концентрах:

  • Мой дом. Родословная семьи.

  • Родная школа. Ее история и традиции.

  • Село: прошлое, настоящее, перспективы развития.

  • История района.

  • История области.

Чем младше ученик, тем уже тот концентр, исследование которого ему доступно. Но оно, как правило, не увязывается с той тематикой, которая изучается на уроках истории в это время.

Тем не менее краеведение позволяет приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных её проявлений о родном крае, наполнить, её персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории, воспитывать уважение к истокам нашим, родной земле, языку, народным преданиям, обрядам и традициям. Поэтому введение краеведческого материала в программу средней школы приобщает учащихся к историческому процессу, является школой познания и методики мышления, школой воспитания историей и культурой, школой экологического образования.

Устименко Т. Н.

14.08.2017.

Выступление на секции учителей

обществоведческих дисциплин