6
МБОУ «Гимназия №4»
Конспект урока по изобразительному искусству
во 2 классе
по теме: «Красавица-Осень»
Используется технологии: одухотворения
Нетрадиционный урок
Учитель изобразительного искусства и технологии
Уласень Алла Филаретовна
Конспект урока по изобразительному искусству
во 2 классе по теме: «Красавица-Осень»
Используется технологии: одухотворения
Цели:
Расширить представление детей о материалах, применяемых для работы в технике аппликация;
Учить владеть навыками работы с бросовым материалом;
Развивать эмоциональные чувства учащихся, фантазию, воображение;
Воспитывать любовь к Родине, способствовать формированию духовно- нравственной культуры личности.
Вид занятия – аппликация из осенних листьев
Оборудование для урока: опавшие осенние листья разных пород деревьев, клей ПВА, бумага для фона, салфетка для клея.
Зрительный ряд: слайды осеннего леса и репродукции художников: И. Шишкина «Осень», И. Левитана «Золотая осень», И. Бродского «Опавшие листья», В. М. Васнецов «Аленушка»
Литературный ряд: И. Бунин, Э. Федоровская, М. Пришвин
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»)
Практическая работа: создать образ осени из опавших листьев
Форма работы: парная, групповая
Применяемые технологии и методики: технология одухотворенности, предполагаются комплексные формы воздействия музыки, поэзии, использование частично-поискового метода, метод построения эмоционально-образной драматургии урока, здоровьесберегающая технология.
Ход урока:
Организационный момент:
Добрый день, друзья!
Сегодня осень в гости к нам пришла.
Разноцветна, красива,
Всем пленительна на диво.
Беседа по теме урока:
Русская природа – это часть нашей великой Родины. Вы знаете, что трава зеленая, небо синее, луна часто бывает серебристо-белой. Все эти и многие другие цвета вам хорошо знакомы.
- Какого цвета наша Родина? (Ответы учащихся)
В слове «Родина» собраны все цвета радуги и их оттенки. В нем слышен шелест листьев, полевых цветов и трав, звон колоколов, пение птиц, журчание ручьев.
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся на осенний вернисаж.
ВЕРНИСАЖ (фр. –лакировка) – торжественное открытие художественной выставки
(первоначально – день покрытия картин лаком перед открытием выставки).
Звучит музыкальный фрагмент «Осень» П. Чайковского из цикла «Времена года» (использование метода образной драматургии и технологии одухотворения)
- Какое настроение природы передал композитор звуками? Какие чувства пробудило в вас это музыкальное произведение? Какую картину, какое время года вы услышали, увидели? (Ответы учащихся.)
- Прекрасная мелодия П. И. Чайковского впитала в себя тихую печаль, задумчивость и цветную палитру осени.
- Давайте рассмотрим картины художников-пейзажистов о красоте осенней русской природы.
Во время просмотра можно зачитать стихи И. Бунина
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженной тишиной.
И. Бунин
(Демонстрация слайдов с осенними пейзажами и картин русских художников)
Рассмотрение картин И. Левитана «Золотая осень, Бродского «Опавшие листья». И. Шишкина «Осень».
- Какие чувства вы испытываете, глядя на них? Какие звуки и запахи передают эти осенние пейзаж?
(Ответы учеников)
- Осень пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля. Осень – это сплетение радости и грусти. Радость в дарах природы, в многоцветии красок. А грусть – пронзительная синева небес, в которой утопает золотой багрянец листвы, последний прощальный наряд природы, торжественный шорох листьев, птичьи стаи, улетающие в теплые края, бесконечность мелкого осеннего дождика.
Зачитываются стихи об осени
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень:
- не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета!
Э. Феодоровская
- Как вы понимаете народную мудрость: «Осень нас наградила, все загубила»?
Ответы: Осень нас наградила желтыми и красными яблоками, синими сливами, холодным синим небом… Все загубила: серый дождь, черные мокрые ветки деревьев без золотого наряда.
- А что такое звуки осени? (шорох листьев под ногами, звуки падающий листы) (Ответы учеников)
- Можно сравнить осень с русской красавицей? (Ответы учеников) (используется частично-поисковый метод)
- А как выглядит русская красавица? Во что она одета? (Ответы учеников.)
Показ на слайдах образа русской красавицы в народном костюме.
- Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ осени. Нарядны не только узоры на одежде, но и каждая ее деталь. Одежды русских красавиц были свободными, широкого покроя, не сковывали движений. Закрытыми были ноги, руки, шея. В праздничные дни голову украшал дивный убор – венец или кокошник. Он был богато украшен речным жемчугом, вышивкой, подвесками, он заставлял держать голову высоко, спину прямо. И выступала его хозяйка «словно пава», «плыла лебедушкой». В повседневной жизни девушка выставляла напоказ косу.
Показ картины В. М. Васнецова «Аленушка.
- Как вы думаете, напоминает ли образ осени эту русскую девушку? (Ответы учеников).
Итог беседы:
- Какой у вас создался образ осени? (Ответы учеников.)
- Во всем облике осени есть немного щемящей грусти. Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. Осенью мы лучше видим глазом и сердцем. Прозрачные дали. Чиста и прозрачна вода в озерах. Чище и тоньше звучат резкие голоса птиц. Все устоялось и замерло для того чтобы собраться с мыслями. Таково состояние природы. Таково состояние души человека, увидившего осенний праздник цвета и тишины. В такие дни особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и тебе принадлежит вся земля.
Физкультминутка
Листья все опали, (приседают)
Птицы улетели, (машут руками)
И в окно стучаться (движение кулачками)
Холод и метели.
Скоро в белых шубах (круговые движения туловищем)
Будет весь наш сад.
Заметет качели (покачивание корпусом влево – вправо)
И прибрежный пляж.
Дидактическая игра «Сказочные образы листьев»
«В природе много чудес. Сколько бы ты не жил на свете, природу все равно не поймешь. Природа – это тайна. Которую никогда не разгадать. Ни одного дня нет одинакового, ни одного листочка, природа бесконечна.
Разнообразие форм, цветов, оттенков – все в природе».
М. Пришвин
- Рассмотрите листья разных деревьев, полюбуйтесь ими, сравните их форму, размер, цвет (используется частично-поисковый метод).
Обратите внимание на листья рябины. Как потрудилась природа, повторяя многократную форму листа! Это же можно наблюдать у акации, шиповника. Листочки похожи друг на друга и все же они разные. Каждый листочек, травинка в природе – это чудо со своим настроением. Каждое дерево – это определенный образ со своим характером.
Попробуйте прикладывать листья рядом друг с другом. Возьмите лист продолговатой формы и приложите к нему лист другого дерева подумайте, что за изображение может получиться от соседства двух противоположных по форме листьев? (Ответы детей.)
Вывод: оказывается, прикладывая листья друг к другом можно собрать какой-то определенный образ (демонстрация работ учащихся, где показаны варианты различного сочетания листьев и полученных тем самым различных образов).
Самостоятельная работа учащихся.
С целью усиления эмоционального восприятия детьми осени звучит фрагмент из произведения П. И. Чайковского Времена года».
Предлагается детям разбиться на группы или пары (Оказать помощь).
Задача: создать в технике аппликации, используя листья деревьев образ осени.
Обратить внимание учащихся на то, что листья сами по себе хрупкие, что брать их надо очень осторожно (показать). Листья можно резать, как и бумагу, если в этом возникнет необходимость (повторяются правила работы с ножницами). Листья можно клеить, как и бумагу на плоскость (показать, как наноситься клей и приклеивается к плоскости.)
Расположение композиции и положения листа. Определяем вместе, как расположить лучше лист бумаги (горизонтально или вертикально). Как найти нужную композицию? (Ответы учеников.)
Совет – для начала разложите листья, которые вы выбрали для лица осени на листе. Расположите их, отступив от верха листа 2-3 см. Первое, что будет одето на голове вашей осени – это кокошник. Подумайте, из каких листьев его лучше собрать. Затем приложите к кокошнику листья, из которых вы будете использовать для лица осени. Вся работа идет сверху в низ.
В процессе работы учитель корректирует работу учащихся. Указывая на ошибки.
Итог работы:
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
- Вам удалось создать образ русской красавицы – осени?
Работы какой группы вам больше всего понравились и почему?
2. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились? (Украшать узорами рыб, рисовать их пятном.)
3. Уборка рабочего места.
Уласень А.Ф.