Қостанай ауданы әкімдігі білім бөлімінің «Заречный мектеп-лицейі» ММ
ГУ «Заречная школа-лицей» отдела образования акимата Костанайского района
Мұғалім: Костомарова Татьяна Владимировна- учитель начальных классов;
Гаврис Наталья Дмитриевна- учитель музыки.
Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки.
3 класс.
Тема: Красивые места Казахстана.
ЦЕЛЬ. Воспитание любви к родному краю средствами изобразительного искусства, поэзии и музыки.
ЗАДАЧИ.
-сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира родного края;
-закреплять умение отличать пейзаж от картин другого жанра;
-наблюдать живописное описание природы в пейзажах художников и музыке композиторов;
-закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении;
-продолжать развивать эмоциональную сферу детей, образное, творческое мышление, воображение.
-вызвать интерес к красоте природы родного края, воспитывать любовь к изобразительному искусству, поэзии, музыке.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД.
Стихи о Родине, природе.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД.
Музыка: Курмангазы «Сарыарка» (оркестр), Аманжолов «Осень», Аманжолов «Жымбыр», «Кара жорга», «Песня мира» Т. Кулиновой.
ИЛЛЮСТРАЦИОННЫЙ РЯД.
I.Презентация:
а) теплые и холодные цвета;
б) тексты стихов;
II. Иллюстрации:
а) репродукции картин И.И. Шишкина “Дождь в дубовой роще”, И. Левитана “Золотая осень”.
б) рисунки детей.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.
Листы бумаги.
Акварель.
Тряпочка.
Баночка с водой.
Палитра.
2-3 кисти.
Музыкальные инструменты.
Ход урока
1. Организационная часть.
Добрый день, дорогие друзья!
Встрече с вами рады мы.
2. Объявление темы урока, беседа.
-Сегодня наш урок мы посвятим красоте природы родного Казахстана.
1 чтец:
Родина!
Она велика от Алтая до Каспия
Она широка как народа душа
Она же – Европа, она же и Азия
И волны Урала, и всплеск Иртыша.
Родная земля, молодая и древняя,
Пою о тебе и тобою живу.
На север взгляну – вижу зелень деревьев я,
На юг посмотрю – ветры сушат траву. (Т. Апбергенов.)
2 чтец:
Казахские степи, бескрайнее море,
Аккордами ветра колышет полынь.
Задернуты дымкой усталые горы,
А воздух пропитан запахом дынь.
Хочу я под звуки потертой домбры,
Степям Казахстана признаться в любви.
Танцуют в озерах лучи, как пожары,
Ах, милая степь, ты меня позови,
Нежно травою меня обними.
А.Кинд.
Чтение стихотворения под музыку Курмангазы «Сарыарка» (оркестр), которое сопровождается показом иллюстраций с картинами природы Казахстана (слайды 2-9). Презентация.
- Ребята, мы с вами живем в прекрасной стране. В Казахстане удивительная по красоте и разнообразию природа, здесь живут и трудятся замечательные люди. Каждый по-своему любит свой край, свою малую и большую Родину. Ибо любовь эта дает нам силу, и все остальное без труда совершается. Свою любовь вы сможете выразить в рисунке, музыке, поэзии.
Творческие люди (художники, композиторы, поэты) умеют чувствовать и передавать настроение окружающего мира. Настоящий художник, композитор, поэт умеет почувствовать и понять настроение природы. Она видится ему живой - радостной или грустной, ликующей, спокойной или тревожной.
Чтец: Мой голосок звенящ и нежен,
Заливист полушепот-смех,
А лес вокруг могуч, безбрежен,
Зверья на солнце ярок мех.
Вот корни тянутся к воде,
Ладони подставляя, пальцы –
Я изворотлив, я везде,
И лист плывёт на глади пяльцев. (С.Баженов).
Учитель: - Сейчас мы послушаем звуки природы. Они записаны в лесу. Это будет ручей. Какой ручей, после какого дождя – сильного или слабого?
Слушание: Аманжолов «Осень» с эффектами леса, где слышится шум ручья, пение птиц, капельки дождя. Это легкий, накрапывающий дождик, который постепенно затихает.
Дети слушают звуки леса, ручья, дождя, затем обсуждают услышанное.
Учитель: - может ли ручей петь?
Дети - может. Он звучит то более высоким голосом, то более низким, то громче, то тише.
Учитель: - сегодня мы говорим о красоте природы, а музыка рассказывает нам о некоторых явлениях природы. Мы слушаем звуки природы. Какой дождик в следующей пьесе, изменилось ли настроение?
Дети слушают звуки природы: Аманжолов «Жымбыр».
Обсуждение услышанного.
Учитель: - какой инструмент поможет изобразить звук капелек?
Дети: - металлофон, треугольник.
Игра на музыкальных инструментах.
Ученики получают инструменты и играют на них, изображая капельки дождя, остальные дети изображают стук капелек, отрывисто и легко касаясь кончиками пальцев стола.
Учитель: - давайте споем песню дождя.
Попевка: Дождик, дождик - кап да кап.
Ты не капай долго так.
Дождик, дождик льется,
В руки не дается.
Слайд 10.
Работа над интонированием, исполнение каноном
Учитель: А как называются картины, на которых изображена природа?
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Слайд 11.
- Итак, пейзаж – это изображение природы .
Природа Казахстана разнообразна и красива.
У природы, как у человека, бывает разное настроение. Просто надо научиться видеть и понимать эту красоту.
Слайд 12.
3. Актуализация опорных знаний
-Как колорит картины влияет на настроение пейзажа?
Тёплый колорит создаёт радостное летнее настроение (Тёплые: жёлтые, оранжевые, красные.)
От холодного колорита настроение задумчивое, грустное. (Холодные: голубой, синий, фиолетовый).
Слайд 13.
4. Объяснение нового материала.
Сегодня будем писать пейзаж красивых мест родного края.
Разместим объекты не по одной линии, а те, которые находятся близко, нарисуем в нижней части листа. Это будет передний план. А вы помните, как надо изображать ближние предметы? (крупно, ярко, с прорисовкой мелких деталей). Другие объекты мы нарисуем чуть дальше, т.е. выше на листе (чуть меньше). Это средний план. И, наконец, изобразим предметы, которые находятся вдали, в верхней части листа. Это дальний план. Как нарисуем дальние предметы (мелко, без прорисовки деталей). Объяснение сопровождаю показом на образце.
5. Рассматривание репродукций картин художников - пейзажистов.
Слайды 14-18.
Физминутка: «Кара жорга».
6. Практическая работа .
-А теперь давайте вы создадите свой пейзаж. Закройте глаза и представьте красивые места Казахстана, и изобразите их в своем рисунке.
Дети рисуют пейзаж. Звучит музыка «Струны души».
7. Рефлексия. Подведение итогов.
-Ребята, вы все сегодня хорошо потрудились. Вы написали замечательные пейзажи, рассматривая их, я поняла, что вы любите свой родной край.
Музыка и живопись учат нас любить, охранять, беречь родные просторы. А тот, кто охраняет природу – это человек с добрым чутким сердцем. Давайте исполним песню о красоте нашей родной земли.
Исполняется «Песня мира» Т. Кулиновой.
1. Мы живём на земле одной,
И для всех она дом родной.
Так красива земля в цветах
С птицей мира в облаках.
Припев:
Так давайте мы все дружить,
И друг другу любовь дарить.
И беречь птичьи голоса,
Океаны и леса.
Так давайте мы станем в круг.
Улыбнёмся друг другу вдруг.
И тогда расцветёт земля.
Для тебя и меня.
2. Нарисуем наш дом в цветах,
Склоны гор в реках и лугах.
Летний дождь и лучистый зной,
И цветущий наш шар земной.
3. Станет радуга над землёй
И поднимет нас всех с собой.
И увидим и ты и я
Как прекрасна наша земля.
8. Выставка работ учащихся.
-Посмотрите, у нас получилась настоящая выставка картин о природе. Рисунки получились все разные, вы справились с заданием: правильно выбрали цвет, передали разноплановый пейзаж.
Что такое «пейзаж»?
Как называют художников, рисующих природу?
Назовите известных вам художников-пейзажистов.
9. Оценки за работу.
Молодцы. Спасибо за урок.
Литература:
Учебник К.О. Жеделов, С. К. Шапкина, Н. А. Королькова. Изобразительное искусство 3 класс. Алматыкітап баспасы 2014.
С. К. Шапкина Н. А. Королькова. Изобразительное искусство. Методическое руководство 3 класс. Алматыкітап баспасы 2014.
Ж. З. Абикеш, Т. Б. Плешакова, М. А. Мухина, С. Д. Бадоянова. Музыка
Методическое пособие 3 класс. Алматыкітап баспасы 2014.
Интернет ресурсы:
http://magicwords.narod.ru/Methodology/H_1.htm
http://music.nur.kz/235254-kurmangazi-sari-arka-(music
http://music.nur.kz/1302325-tatyana-kulinova-pesnya-mira-(minus)
/yandex.kz/search/?lr=10295&msid=1465405435.33499.22890.4473&text=композитор%20музыки%20струны%20души.