СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Красота и мудрость русских обрядов. "Песни круглый год" (6 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Красота и мудрость русских обрядов. "Песни круглы год". Разработка урока по устному народному творчеству для 6 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Красота и мудрость русских обрядов. "Песни круглый год" (6 класс)»

Колеева Дарья Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ ДСОШ № 1

Урок – 4

(6 класс, литература)


Тема урока:  Красота и мудрость русских обрядов. «Песни круглый год».  

(развитие речи, обобщение пройденного материала, подготовка к сочинению)


Цели: обобщить знания о календарно – обрядовой поэзии; сделать наблюдение над художественными особенностями песен, показать красоту и мудрость обрядовой поэзии; развивать творческие способности учащихся, формировать умение сопоставительного анализа текста; воспитывать чувство национальной гордости, любовь  к своим традициям.


Ход урока


  1. Беседа по вопросам:

- Какой фольклор называется обрядовым?

-Какие вы знаете календарно – обрядовые песни?

-Почему они так называются?


 II.  Работа в группах

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБРЯДОВ:

Каждая группа представляет определенный обряд.

1.Рождественский обряд – Коляды.

                        Коляда, коляда!

                        Подавай пирога,                

                        Блин да лепешку

                        В заднее окошко.

                        Новый год пришел,

                        Старый угнал,

                        Себя показал!

                        Ходи, народ,

                        Солнышко встречать,

                        Мороз прогонять!

                        Не дашь пирога –

                        Мы корову за рога!

                        Не дашь кишку-

                        Мы свинью за виску,

                        Не дашь блинка –

                        Мы хозяина в пинка!

Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, так и весь год проведешь. Такое поверье распространено и сейчас. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, все желали друг другу счастья и удачи.

- В чем же смысл Коляды? (Колядование начиналось в канун Рождества, 6 января. Колядованием назывались праздничные обходы домов с пением песен-колядок, в которых славились хозяева и содержались пожелания хорошего урожая, богатства и т.д. Колядовала в основном молодежь и детишки. Веселая компания несла на шесте звезду, символизирующую Вифлеемскую звезду и очень похожую на языческое солнце. Возле домов пели песни. Среди колядовщиков обязательно были ряженые – в вывороченных тулупах, масках. Коляда приучала к добрососедству, хлебосольству и, конечно же, стимулировала творчество людей.)

-В чем связь Коляды с язычеством? (Маски  ряженых, гадание на Рождество)

- Сопоставление фольклора и литературных произведений:

          «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя;

           «Раз в крещенский вечерок…» Жуковского;

           Отрывок из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина.

-Чем похожи литературные варианты на фольклорные, а чем отличаются? (Литературная обработка народных песен делает их еще ритмичнее, выразительнее.)

 2.     Масленица

                        Синицы, синицы,

                        Принесите по спице!

                        Канарейки, канарейки,

                        Принесите по швейке!

                        Четочки, чечеточки,

                        Принесите по щеточке!

                        Тогда, утки,

                        Дудите в дудки,

                        Тараканы –

                        В барабаны!

-Какие стихи напоминает эта веснянка? («Тараканище» К.И. Чуковского.)

-В чем связь Масленицы с язычеством? (Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим постом. Встречу и проводы Масленицы отмечали весело, гостеприимно, с ряжеными, обильным застольем. Каждый день масленицы имеет своё название:

                понедельник – встреча,

                вторник – заигрыши,

                среда – лакомка,

                четверг – широкий четверг,

                пятница – тещины вечерки,

                суббота – золовкины посиделки,

                воскресенье – проводы.

Для проводов сооружалось большое чучело Масленицы, его с песнями носили на древке, а затем обычно сжигали. Это прямая связь с язычеством: в дохристианские времена в это же время праздновались проводы зимы; чучело Масленицы – атрибут язычества.)

3.Сороки

                Жаворонки, прилетите,

                Красно лето принесите!

                Нам зима-то надоела,

                Весь уж хлебушек поела,

                Веретенца переломала,

                На поветки перекидала!

-В чем смысл сороков? (Сороки всегда приходятся на время Великого поста (22 марта). В это день всегда пекут из постного теста фигурки птичек и кликают весну. Во время строгого поста этот праздник – отдушина, повод для скромного веселья.)

  1. Троица

Лето приводило за собой свои праздники и открывалось широким праздником Троицы. Он совпадал с расцветом природы в начале лета. Дома украшали ветками березы, ходили с веточками по деревне, плели из них венки, гадали на них, водили хороводы.

- Как вы думаете, что привлекало выдающихся русских писателей, композиторов в обрядовой поэзии? (Обрядовые песни очень поэтичны, музыкальны, напевны, богаты образами, в них заложена простая мудрость жизни.)

 5. Весенние, летние, осенние песни.

- В чем особенность этих песен?

III.Обобщение

-В чем состоит красота и мудрость русских обрядов? (Они приучают к добрососедству, стимулируют творческие способности, являются «отдушиной» после тяжелого крестьянского труда. Обряды впитали в себя все национальное, присущее только русскому народу: причудливое слияние христианства и язычества придает особую прелесть народным праздникам.)

IV. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:

1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью

1.ВАРИАНТЫ НАЧАЛА  сочинения-рассуждения  (ТЕЗИС)

 собственное высказывание

Я считаю, что... Я часто задумываюсь над вопросом,.....

 СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:

1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)

Я считаю, что... Я часто задумываюсь над вопросом,.....

2) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)

3) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)

 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ -  РАССУЖДЕНИЯ

-Приводим аргументы, факты, доказывающие данный тезис. 

-Так как аргументов несколько, то используем специальные  вводные слова для оформления рассуждения: во – первых, во – вторых и т.д. Но если вы сомневаетесь,  поддерживаете в какой – то степени ту и другую точку зрения, уместнее использовать другие  вводные слова: с одной стороны, с другой стороны.

ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:

- Глаголов 1-го лица мн.числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим)

-Союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы,  для того чтобы)

 ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ:

 это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ

СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:

-вводных слов(таким образом, итак)

-синтаксических конструкций

(в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )


VДомашнее задание: Напишите сочинение на тему «В чем красота и мудрость русских обрядов?»