Отдел образования Администрации города Зверево
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол от «___» ______ 202_ г. № ____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО ЦДТ ____________Куделина Т.А. Приказ от «___» ______ 202_ г. №____ |
КРАТКАСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Триумф»
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированная
Тип программы: модульная
Возраст детей: от 12 до 17 лет
Срок реализации: 1 месяц (летняя творческая площадка)
Разработчик: педагог дополнительного образования Стырова Виктория Станиславовна
г. Зверево Ростовской области
2023
ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
художественной направленности
«Триумф»
Наименование муниципалитета | Город Зверево |
Наименование организации | МБУ ДО ЦДТ |
ID-номер программы в АИС «Навигатор» | |
Полное наименование программы | «Триумф» |
Механизм финансирования (муниципальное задание; внебюджетное финансирование) | |
ФИО автора составителя программы | Педагог дополнительного образования Стырова Виктория Станиславовна |
Краткое описание программы (аннотация) | Сегодня в современных условиях вопрос занятости детей в период каникул является одним из актуальных и приоритетных. Для детей, которые по ряду причин остаются дома и не будут заняты в каникулярное время, разработана данная Программа. Ключевая идея Программы – раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации в театральной деятельности. |
Форма(ы) обучения | Очная, очная с применением дистанционных технологий |
Уровень содержания (стартовый, базовый, продвинутый) | Базовый |
Продолжительность освоения (указать количество часов) | 24 часов |
Возрастная категория | 12-17 лет |
Цель программы | Цель продолжение обучения учащихся средствами театральной деятельности в летний период, опираясь на основную программу. |
Задачи программы | Задачи: обучающие: Закрепить основы театральных дисциплин применяя их на практике летних занятий ; Обучить технологиям театрального искусства. Создать условия для проявления и максимального развития индивидуальных способностей и нравственно-волевых качеств развивающие: Создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала учащегося; Совершенствовать организацию досуговой деятельности учащихся, через театрализацию, познавательных мероприятий. Развивать воображение, фантазию и память. Развивать оптимальные условия для укрепления здоровья и организации досуга детей во время каникул; Развивать познавательные интересы, творческие способности детей; воспитательные: Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству; интересы, творческие способности детей; воспитательные: Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству; |
Ожидаемые результаты и формы измерения достигнутых результатов. | Реализация новых педагогических технологий и проектов в области организации досуга детей и подростков. Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, делятся на: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы. Предметные Обучающийся будет знать: -правильную технику выполнения элементов подвижных игр; - игры с элементами театра и театральными упражнениями. Обучающийся будет уметь: -применять освоенные знания и практические умения в театральной деятельности, - придумывать и ставить этюды на заданные темы; находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах; Личностные - умение проявлять коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру; -умение преодолевать трудности, ответственность, терпеливость. Метапредметные Обучающийся будет : - формировать дружелюбие, коммуникабельность, интереса к сотрудничеству, дисциплинированности; - укреплять навыки здорового образа жизни; -формировать умения доводить начатое дело до конца. - гармонично владеть словом и телом; - реализовывать творческие способности учащихся, посредством театральной деятельности. |
Особые условия (доступность для детей с ОВЗ) (да/нет) | нет |
Возможность реализации программы в сетевой форме (да/нет) | нет |
Возможность реализации в электронном формате с применением дистанционных технологий (да/нет) | да |
Состав материально-технической базы организации, которая позволяет реализовать программу ДОД (средства обучения) | Для успешного освоения программы в объединении необходимо наличие кабинета, оснащённого, в соответствии с нормами СанПиНа, всем необходимым оборудованием |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел № I «Комплекс основных характеристик программы»: 1.Пояснительная записка 2. Цель и задачи программы 3. Содержание программы 3.1 Учебный план 3.2 Содержание учебного плана 3.3 Планируемые результаты Раздел № II «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации» 2.1 Календарный учебный график 2.2 Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля 2.3 Оценочные материалы и диагностический инструментарий 2.4. Методические материалы 2.5. Информационные ресурсы и литература Приложение | 6 6 7 8 8 9 11 12 12 12 12 13 13 14 17 |
Раздел № I «Комплекс основных характеристик программы»:
1.Пояснительная записка
1.1.Направленность программы художественная.
1.2.Тип программы модульная.
1.3.Вид программы модифицированная.
1.4.Актуальность В течение всего учебного года, перегрузки учащихся, конфликты приводят к нервному истощению, усталости, которые постепенно накапливаются, они постепенно выводят из строя, выбивают из нормального жизненного ритма, за который необходимо восстановиться . В настоящее время все труднее становится приобщать детей к активному отдыху летом. Телевидение, компьютерные игры, видео, интернет – все это способствует разобщению, замкнутости, агрессивности, нетерпимости. Неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения – требуют лечения, в том числе средствами искусства. Работа театрального объединение Театр в летний период будет способствовать нравственному воспитанию, развивать творческий потенциал, совершенствовать личностные возможности, приобщать к ценностям культуры, укреплять систему социальных связей.
1.5. Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности реализации интересов потребностей в саморазвитии, самореализации через театральную деятельность.
1.6. Отличительные особенности программы, Модуль реализуется в летний период на летней творческой площадке. Все проводимые занятия основаны на сотрудничестве, работают в комплексе и способствуют решению намеченных образовательных, развивающих и воспитательных целей и задач.
Данная образовательная программа предназначена для работы педагога дополнительного образования с обучающими театрального объединения «Триумф Стыровым К., Назаровым А. , Заводской А., Стрельцовой С и Коваленко К. эти обучающиеся разбиты на микрогруппы по уровню способностей. Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения.
1.7.Целевая аудитория (адресат программы) – Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 15 лет.
1.8 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – количество 56часов;
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академических часа
Продолжительность занятий 45 мин.
1.9. Уровень освоения программы - базовый
1.10. Объем программы 24 часов
1.11Срок освоения программы 1 месяц (летняя творческая площадка)
1.12. Срок обучения по программе с 05. 06.2023 по 30.06.2023
1.13 Особенности организации образовательного процесса Занятия проводятся в групповой, подгрупповой (микрогруппы) и индивидуальной форме.
Состав группы временный, постоянно варьируется по интересам обучающихся 5 челова.
1.14 Организационно-педагогические условия реализации программы
В программе систематизированы средства и методы театрально-этюдной деятельности, в процессе театрального воплощения
В работе по программе принципиально важным является ролевое существование подростка на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем. Данная программа формирует у учащегося умение контролировать процесс работы над постановкой на всех его стадиях, добиваться художественно-выразительного и осмысленного исполнения.
1.15 Форма обучения – очная, очная с применением дистанционных технологий
1.16 Условия набора и формирования групп
Формирование группы в летний период осуществляется согласно официальному списку данной группы. Условия приема детей предусматриваются в летний период времени по графику летней лагерной смены. Занятия проводятся в группах детей, смешенных по возрасту и полу
1.17 Формы организации и проведения занятий
В соответствии с содержанием программы могут использоваться различные виды занятий: практические, игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, выполнение самостоятельной работы, беседы.
Занятия театральным творчеством отличает гибкость, возможность отталкиваться от интересов и потребностей самих учащихся, учитывая особенности группы.
1.18 Материально-техническое оснащение
Для успешного освоения программы в объединении необходимо наличие кабинета, оснащённого, в соответствии с нормами СанПиНа, всем необходимым оборудованием
Аудиосредства: электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
Компьютер (ноутбук);
Костюмы, маски.
1.19 Кадровое обеспечение
Реализация краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Триумф» обеспечивается педагогом дополнительного образования вышей категорий (курсовая подготовка 2023 г)
Педагогический работник, реализующий данную программу, обладает профессиональными знаниями в области, соответствующей профилю преподаваемого учебного предмета.
1.20 Язык реализации - русский
2. Цель и задачи программы
Цель продолжение обучения учащихся средствами театральной деятельности в летний период, опираясь на основную программу.
Задачи:
обучающие:
Закрепить основы театральных дисциплин применяя их на практике летних занятий ;
Обучить технологиям театрального искусства.
Создать условия для проявления и максимального развития индивидуальных способностей и нравственно-волевых качеств
развивающие:
Создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала учащегося;
Совершенствовать организацию досуговой деятельности учащихся, через театрализацию, познавательных мероприятий.
Развивать воображение, фантазию и память.
Развивать оптимальные условия для укрепления здоровья и организации досуга детей во время каникул;
Развивать познавательные интересы, творческие способности детей;
воспитательные:
Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;
3. Содержание программы
3.1 Учебный план .
Учебный план краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы «Триумф»
№ п/п | | Количество часов | Форма контроля, аттестации |
Теория | Практика | Всего |
Раздел 1 / Модуль Встреча с детьми. |
1.1 | Тема Встреча с детьми. Техника безопасности. Игры на коммуникативность | 1 | 2 | 3 | |
Раздел 2 /Модуль «Основы актерского мастерства |
2.1 | Тема Основы актерского мастерства | 1 | 5 | 6 | |
Раздел 3 /Модуль «Сценическая речь» |
3.1. | Тема Сценическая речь | 1 | 5 | 6 | |
Раздел 4 /Модуль «Театральная мастерская» |
4.1 | Тема Театральная мастерская | 1 | 8 | 9 | Творческое задание |
Итого: | 5 | 19 | 24 | |
Содержание учебного плана
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Встреча с детьми.
Теория: Беседа «Правила внутреннего распорядка». Беседа о задачах и особенностях занятий
Практическая работа:
Игры на коммуникационность «Снежный ком», «Я ….. и умею….», «Повтори» Разучивание и проведение игр
2. «Основы актерского мастерства»:
Театральные игры
Теория: Сценическое внимание. Отличительные особенности внимания в жизни и на сцене. Фантазия и воображение. Данные понятия необходимы актеру для создания образа.
Практическая работа: Использование специальных упражнений и тренингов для выработки сценического внимания. Для развития этих качеств используются упражнения, где обычные предметы, благодаря фантазии ребенка совершают невероятные превращения. Использование этюдов помогает развивать воображение и смоделировать жизненные ситуации. Ряд упражнений помогает снять физиологический зажим мышц, который происходит из-за психоэмоционального состояния актеров – новичков, впервые попавших на сцену, способствуют раскрепощению упражнения с воображаемыми предметами.
Этюд
Теория: Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд - «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславского)
Практика: Составные части этюда: мысль, событие, действие, обстоятельства.
Этюды на решение различных актёрских задач:
1. На выполнение простого задания;
2. На освоение предлагаемых обстоятельств;
3. На сценическое отношение к факту, предмету;
4. На общение в условиях органического (оправданного) молчания;
5. На взаимодействие с партнером.
6. Одиночный этюд на освоение простейшей жизненной ситуации:
- с определенной целью открыть дверь,
- переставить мебель;
- последовательность малых физических действий;
- на эмоциональные воспоминания,
- на физическое самочувствие;
7. Парный этюд на действие с воображаемыми предметами – для воспитания чувства непрерывности, логически развивающегося действия;
3. «Сценическая речь»
Упражнения на дыхание
Теория:. Техника сценической речи дыхание.
Практика: 3 стадии дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание:
Проговаривание сложные сочетания звуков – СТФРА, ВЗВА, ЛБАЛЬ.
Проговаривание текста средней длины с закрытым ртом.
Дыхательные учебно-тренировочные упражнения: по методике И.О. Исаевой.
Артикуляционная гимнастика:
Теория:. Техника сценической речи артикуляция.
Практика:
1. Работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок). Переход от гласной к согласной и наоборот.
2. Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В. Емельянова)
3. Передача в чтении мысли, выраженной в тексте, соблюдение правила логического чтения (паузы, ударения).
Упражнения на дикцию
Теория:. Техника сценической речи дикция.
Практика:
1. Игры и учебно-тренировочные упражнения: на дикцию:
«Прыжок в воду» - в воображении (мысленно) проделайте движения прыгуна в воду. «Видя» эти движения, сопровождайте их текстом: «На вышку, я легко взбегаю, Прыжок!.. Как птица я взлетаю! Вот оборот! Я вниз стрелой! Срываюсь быстро под водой!»
«Колокола» - сглаживания переходов из регистра в регистр, чтобы звук был качественно однородным во всех регистрах, нужно уметь сделать незаметными переходы из регистра в регистр (быстрое переключение с грудного в головной регистр)
4. Театральная мастерская
Теория: - Технология создания характера, сценического образа. Микромизансцена словесного воздействия как логика действия.
Практика:
Творческое задание
- мизансцены.
- взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе
- связь мизансцены с задачей каждой сцены и спектакля в целом.
Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция.
Реализация новых педагогических технологий и проектов в области организации досуга детей и подростков.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, делятся на: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
3.3. Планируемые результаты освоения к модулю дополнительной общеобразовательной программы «Триумф»
Предметные
Обучающийся будет знать:
- игры с элементами театра и театральными упражнениями.
Обучающийся будет уметь:
-применять освоенные знания и практические умения в театральной деятельности,
- придумывать и ставить этюды на заданные темы;
находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
Личностные
- умение проявлять коммуникативные способности, чуткость и внимание к партнеру;
-умение преодолевать трудности, ответственность, терпеливость.
Метапредметные
Обучающийся будет :
- формировать дружелюбие, коммуникабельность, интереса к сотрудничеству, дисциплинированности;
- укреплять навыки здорового образа жизни;
-формировать умения доводить начатое дело до конца.
- гармонично владеть словом и телом;
- реализовывать творческие способности учащихся, посредством театральной деятельности.
Раздел № II «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации»: 2.1 Календарный учебный график приложение 1
2.2.Формы, порядок и периодичность аттестации и текущего контроля Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Поэтому, чтобы проследить качество обученности детей по образовательной краткосрочной программе, необходимо организовать систему заданий направленных на выявление степени обученности по различным параметрам программы. Они позволяют представить:
набор знаний, умений, навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;
систему важнейших личностных качеств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и другими детьми;
определить с помощью критериев возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит и степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям
Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив, а также достижения не только творческого характера, но и личностного.
Формой контроля на занятиях в объединении является диагностика, которая проходит по завершению каждого раздела. Формой подведения итогов реализации программы является подготовка, организация, и проведение
творческих показов учащихся.
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Поэтому, чтобы проследить качество обученности детей по образовательной краткосрочной программе, необходимо организовать систему заданий направленных на выявление степени обученности по различным параметрам программы. Они позволяют представить:
набор знаний, умений, навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;
систему важнейших личностных качеств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и другими детьми;
определить с помощью критериев возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит и степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям
Формой контроля на занятиях в объединении является диагностика, которая проходит по завершению каждого раздела. Формой подведения итогов реализации программы является подготовка, организация, и проведение
творческих показов учащихся.
Текущий контроль
Периодичность- на протяжении летней творческой площадки
Формы контроля:
Промежуточная аттестация предусмотрена с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.
Формы контроля:
опрос;
беседа;
практическое задание;
Критерии, по которым оценивается учащийся:
память;
артистичность, выразительность, эмоциональность;
Аттестация по итогам освоения программы проводится по окончанию работы летней творческой площадки.
Формы контроля:
анализ участия каждого учащегося в театральных экспромтах;
итоговое выступление на закрытии летней творческой площадки.
2.3.Оценочные материалы и диагностический инструментарий. Для оценивания подходят следующие критерии оценки:
«3» (высокий уровень)- Артистичен, раскованно ведёт себя на сцене, движения ясные и выразительные, использует импровизацию, мимику, выразительная и эмоциональная речь, хорошая дикция речи, активно проявляет себя в репетиционно - постановочной работе, проявляет инициативу и самостоятельность, умеет анализировать, образно мыслить.
«2» (средний уровень) – Проявляет артистичность, чувствуется скованность в движениях , мимике, мало импровизации, в речи не выражает эмоции и выразительность, не отработана дикция речи, не проявляет себя в репетиционно - постановочной работе.
«1» (низкий уровень) – Не проявляет артистичность, очень скованно ведёт себя на сцене, нет эмоциональных выражений в движениях и мимике, плохая техника и дикция речи, не проявляет себя в репетиционно - постановочной работе, не умеет анализировать, образно мыслить.
№ п/п | Список обучающихся | Актерское мастерство | Театральная мастерская | Общий балл |
теория | практика | теория | практика |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
Диагностический инструментарий приложение 2
1.Методика выявления уровня самооценки учащихся
2.Игровая методика «Воображаемая социограмма»
3.Упражнение «Колокол».
2.4.Методические материалы
Основные формы работы:
Методы обучения
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий),
проблемно – развивающий (создание проблемных ситуаций и разрешение их; постановка проблемы и побуждение к самостоятельному ее решению),
интерактивный (дискуссия, тренинг, мозговой штурм, эвристическая беседа)
игровые методы.
Методы обучения в театральной объединение осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения обучающихся практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих обучающихся; функцию руководства познавательной деятельностью обучающихся.
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в театре-студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Тренинг проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей. Технические навыки отрабатываются на дидактическом материале модулей входящих в комплексную программу. (Комплекс упражнений и методики по дыханию, вибрации, артикуляции, орфоэпии, вокалу даны в методическом сопровождении к разделу)
2.5.Информационные ресурсы и литература
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273).
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.). 4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция).
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от 27.09.2017).
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (далее – Приказ № 816).
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».
Устав и локальные акты МБУ ДО ЦДТ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алянский Ю. «Азбука театра». – М., 1991-159 с.
Вербицкая А.В. «Основы сценического действия». – М., 1996- 213 с.
Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения. – Волгоград: Учитель, 2009 – 141с
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Изд-во «Лань» 2023-168 с.
Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота – детям» - С.-П., 2005.
Итина О.М. «Искусство звучащего слова» вып. 21 - М., 2002- 152 с.
Козлянинов Г.И. «Упражнения по дикции» - М., 2004-125с.
Петрусинский В.В. «На пути к совершенству. Искусство экспромта» - М., 1990-76с.
Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007-187с.
Сидорина И.К., Ганцевич С.М. «От упражнения к спектаклю» - М., 2006- 98с.
Информационные ресурсы
Мастер-класс по актёрскому мастерству https://www.youtube.com/watch?v=P9aFZ5_XURw
«Сценическая речь» https://www.youtube.com/watch?v=89WXOMmtr24
ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1
Календарный учебный график программы Триумф
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля |
| | .Встреча с детьми. Техника безопасности. Игры на коммуникативность | 1 | Беседа. | |
| | Встреча с детьми. Техника безопасности. Игры на коммуникативность | 1 | Беседа | |
| | Встреча с детьми. Техника безопасности. Игры на коммуникативность | 1 | Беседа | |
| | Основы актерского мастерства | 1 | Беседа Занятия в игровой форме | . |
| | Основы актерского мастерства | 1 | Занятия в игровой форме | |
| | Основы актерского мастерства | 1 | Занятия в игровой форме | |
| | Основы актерского мастерства | 1 | Беседа Занятия в игровой форме | |
| | Основы актерского мастерства | 1 | Занятия в игровой форме |
| | Основы актерского мастерства | 1 | Беседа Занятия в игровой форме |
| | Сценическая речь | 1 | занятия в игровой форме |
| | Сценическая речь | 1 | Практическая работа. | |
| | Сценическая речь | 1 |
| | Сценическая речь | 1 |
| | Сценическая речь | 1 |
| | Театральная мастерская | 1 | Практическая работа | Творческое задание |
| | Театральная мастерская | 1 |
| | Театральная мастерская | 1 |
| | Театральная мастерская | 1 |
| | Театральная мастерская | 1 |
| | Театральная мастерская | 1 |
| | Театральная мастерская | 1 |
| | Театральная мастерская | 1 |
7 | | Театральная мастерская | 1 |
| | Театральная мастерская | 1 |
Приложение 2
1.Методика выявления уровня самооценки учащихся (автор Р.В. Овчарова)
Анкетирование учащихся по выявлению уровня самооценки:
2 – да; 1 – трудно сказать; 0 – нет.
Вопросы анкеты:
Мне нравится создавать фантастические проекты.
Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
Мне нравится находить причины своих неудач.
Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
Убедительно могу доказать свою правоту.
Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
У меня часто рождаются интересные идеи.
Мне интереснее работать творчески, чем по другому.
Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.
Результат:
- 24-32 балла – высокий уровень;
- 12-24 – средний;
- 0-12 – низкий.
2.Игровая методика «Воображаемая социограмма»
Цель: исследование взаимоотношений членов группы, определение статуса детей, каждый участник получает представление о своей роли в группе.
Социограмма – это наглядный способ представить межличностные отношения в группе, симпатии – антипатии, связи и группировки.
Ход упражнения: Детям сообщается, что они будут разыгрывать короткую сценку на выбранную тему, например, тему подготовки к экстремальному путешествию. Им надо самим все организовать: выбрать режиссера, другие должности, придумать сценарий, подготовить сцену. Один из участников обычно сразу же вызывается быть режиссером (это и есть потенциальный лидер). Он размещает участников группы в пространстве, назначает каждому роль, которая соответствует его представлениям об этом участнике. Далее детьми придумывается короткий сценарий и тут же разыгрывается. Когда вся сценка разыграна, режиссер обсуждает свои впечатления с группой, и каждый рассказывает:
- как он чувствовал себя в этой роли, которую ему пришлось играть;
- как он при этом воспринимал всех остальных.
Темы сценок могут быть разными. В процессе игры педагог может выделить учащихся: с лидерскими качествами; с организаторскими способностями; детей активных, инициативных, артистичных, дружелюбных, альтруистичных, а также детей застенчивых, необщительных, отвергаемых.
3.Упражнение «Колокол».
Цель: развитие способности к доверию и поддержке.
Участники образуют круг, стараясь встать как можно ближе друг к другу
Один из участников выходит в центр круга.
Ему следует максимально расслабиться, а остальные участники должны,
вытянув руки перед собой, покачивать его из стороны в сторону, поддерживая и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.
Вопросы для обсуждения:
Удалось ли действительно расслабиться, довериться группе?
Если нет, что мешало?
12