СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Краткие и полные причастия"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся с синтаксической ролью кратких  и полных причастий.

Просмотр содержимого документа
«" Краткие и полные причастия"»

Тема . Краткие и полные причастия

Цель: познакомить учащихся с синтаксической ролью полных и кратких причастии; формировать умение определять синтаксическую роль причастий в тексте; воспитывать любовь к слову.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, карточки для групповой работы, карточки для самостоятельной работы, карточки с логическими заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент. Целевая установка.

II. Проверка домашнего задания.

От какой основы (инфинитива или прошедшего времени) образуются действительные причастия прошедшего времени: шедший, вошедший, зашедший, отошедший, перешедший, вышедший, увянувший, завянувший, вянувший, нашедший?

Слайд. После выполнения учащиеся проверяют (самопроверка)

  • идти - шёл - шедший,

  • войти - вошёл - вошедший,

  • зайти -зашёл - зашедший,

  • отойти - отошёл- отошедший,

  • перейти - перешёл - перешедший,

  • выйти - вышел - вышедший,

  • увянуть- увянул- увянувший,

  • завянуть- завянувший,

  • вянуть - вянул - вянувший,

  • найти - нашёл- нашедши.

2. Подчеркните глаголы, от которых нельзя образовать действительные причастия прошедшего времени:

лечь

прочесть

предостеречь

жечь

пренебречь

расти

помочь

увлечься

вычесть

зачесть

везти

пасти

Выпишите глаголы, от которых нельзя образовать страдательные причастия настоящего времени.

  • бить, жать, держать

  • руководить, косить, мести, писать, резать

  • шить, управлять, нести, видеть

4. Образовать все возможные формы причастия от глаголов нести, сидеть, сделать, подписаться.

Слайд (взаимопроверка)

  • Нести (перех., несов): несущий, нёсший, несомый, несённый.

  • Сидеть (неперех.,несов.): сидящий, сидевший.

  • Сделать (перех., сов.): сделавший, сделанный.

  • Подписаться (неперех., сов.): подписавшийся.

IV.

1.Орфографическая работа. Работа с компьютером. (Открыть "Ортологический тренаж", задание 1)

Вставить гласные в суффиксы причастий, объяснить условия выбора.

Трава, колебл:мая ветром; стел:щееся растение; кол:щийся кустарник; занес...нные поля; обнаж:нный лес; освеж:нные луга; сырой пух облаков, подгоня:мый ветром;

На издали вид:мых холмах; чуть брезж:щий рассвет; скач:щие всадники; легко дыш:щий; взбира:щийся к вершине альпинист; натруж:нные руки; стро:щейся гидроэлектростанцией.

Слайд. Проверка.

2. Орфоэпическая работа.

Записать полные страдательные причастия прошедшего времени, образовать от них все формы кратких страдательных причастий, расставить ударение. (Глаголы лучше записать под диктовку).

  • Запертый -заперт, заперта, запертозаперты.

  • Поднятый- поднят, поднята, поднято, подняты.

  • Отнятый-отнят, отнята, отнято, отняты.

  • Пролитый-пролит, пролита, пролито, пролиты.

  • Взятый-взят, взята, взято, взяты.

  • Согнутый - согнут, согнута, согнуто, согнуты.

3. Расставить знаки препинания в предложении:

Семейство приехавшее на старенькой "Волге располагалось на отдых натягивая в виде тента сверкающую белизной простыню.

4. Определить, сколько мягких согласных в предложении.

5. Назовите мягкий согласный наиболее часто повторяющийся. (j)

6.Запишите глаголы, образуйте от них полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте суффиксы.

  • удержать - удержанный, удержан,

  • свалить - сваленный, свален,

  • вырастить - выращенный, выращен,

  • обеспокоить - обеспокоенный, обеспокоен,

  • проявить - проявленный, проявлен,

  • приучить - приученный, приучен,

  • скосить - скошенный, скошен,

  • замесить замешенный, замешен,

  • задержать - задержанный, задержан,

  • склеить - склеенный, склеен,

  • устроить устроенный, устроен,

  • засеять - засеянный, засеять,

  • получить - полученный ,получен.

6. Самодиктан.

Сверкающий золотом день.
В нём собраны будут, как в спектре,
И солнце озёрных глубин,
И косо летящие ветры,
И жаркие слезы рябин.

- Какие изобразительно-выразительные средства языка вы здесь находите?

- Найдите причастия, подчеркните их как члены предложения.

- Какую роль выполняют причастия в предложении? Докажите свою мысль, придумав по два предложения с записанными выше причастиями, подчерните их как члены предложения. (1 вариант -с полным, 2 вариант - с краткими).

V. Объяснение нового материала.

1. После того, как учащиеся сделали вывод о роли причастий в предложении, идёт знакомство с теоретическим материалом.

Чтение и пересказ лингвистического текста.

а) жужжащее чтение;

б)пересказ текста соседу по парте;

в) пересказ текста вслух;

2. Из упр. 242 выписать грамматические основы предложений, определить, чем выражено сказуемое.

Глаза были заплаканы. Ты была любима и хранима. Деревья склеены. Бока изрыты, частоколы взбиты. Мысли были сосредоточены. Дом был независим.

3. Из упр. 244 списать первое и пятое предложения, вставить пропущенные буквы, знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу.

Госпо.ский - дом погружён в сон. Вся южная сторона неба густо залита б.гровьм заревом. Небо воспалено. Оба берега залиты ярким светом полуденного солнца.

Доп. задание: Здесь встречается одно и то же краткое причастие. Как его правильно произнести?

4. Групповая работа.

I. Установите, в каком случае предан является кратким страдательным причастием, а в каком прилагательным.

Преданность вечно была в характере русского люда. 
Кто же не предан теперь? Ни одного не найдёшь.
Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу; 
Каждый, кто честен, умён, предан, наверно, суду.
(И Михайлов)

(Предан престолу /верен/-прилагательное; предан суду /отдан под суд/ -причастие).

2. Рассмотрите данные примеры и установите, в роли какой части речи выступают здесь причастия.

Мы в грядущее смело глядим.
И время за нас и победа за нами.
(А.Суриков)

От перестановки слагаемых, сумма не меняется.
Утопающий и за соломинку хватается,
В нашем классе нет отстающих.
Я уважаю прошедшее ваше и презираю настоящее. 
(Т.Н.Толстой)

3. Определить, в каком стиле написан текст. Найти элементы этого стиля, подчеркнуть краткие причастия прошедшего времени, определить их синтаксическую роль. (Текст показать через диапроектор)

Орден "Победа".

Орден "Победа" - высший военный орден. Он был учреждён в 1943 году, когда до победы было ещё далеко.

Орден представляет собой выпуклую пятиконечную звезду, по краям которой закреплены бриллианты. Круг в середине звезды покрыт голубой эмалью, в центре которого изображена Кремлёвская стена с Мавзолеем и Спасской башней. Эти изображения сделаны из золота, над ними помещена надпись "СССР", "выполненная белой эмалью. Круг с изображениями окаймлён лавровой и дубовой ветвями. В нижней части круга написано белыми эмалевыми буквами: "Победа".

Во время Великой Отечественной войны орденом было награждено 19 человек. Орден "Победа" за номером 1 был вручён генералу Советского Союза Г.К.Жукову.

(Из материала журнала "Вокруг света"

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание : параграф 23, упр. 239(устно). I гр. -241, II гр.-244(закончить), III группа-245, IV группа -243.