О произведении
Рассказ «Макар Чудра» М. Горький написал в 1892 году. Произведение стало началом романтического периода в творчестве автора.
Произведение построено по принципу «рассказ в рассказе»: старый цыган в ходе беседы с рассказчиком вспоминает легенду о любви. В центре повествования — молодые цыган и цыганка, которые больше всего в жизни ценят свободу, руководствуются своими чувствами, страстью.
(Запись в тетрадь) Главные герои
Лойко Зобар – молодой цыган, который прекрасно играл на скрипке; влюбился в Радду.
Радда – дочь Данилы, гордая и высокомерная девушка, которая больше всего ценила свою волю.
Другие персонажи
Макар Чудра – цыган 58-ми лет, поведал рассказчику историю о Радде и Лойко.
Рассказчик – мужчина, которому Макар Чудра поведал историю о Радде и Лойко.
Краткое содержание
«С моря дул влажный, холодный ветер». Рассказчик сидел у костра со старым цыганом Макаром Чудрой. Цыган полулежал, потягивая трубку. Мужчины беседовали.
И Чудра поведал рассказчику «одну быль».
Был на свете молодой цыган, Лойко Зобар. Его знала «вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря». Он никого не боялся, «любил только коней и ничего больше».
Табор Чудры кочевал тогда по Буковине. Среди кочевников были Данило-солдат и его дочь Радда. Радда была своенравной девушкой: «много посушила она сердец молодецких». К ней сватался даже старый богатый магнат, но девушка ответила ему только: «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?».
Как-то сидели они табором у костра и услышали звуки хорошей музыки: «кровь загоралась в жилах от нее». Из темноты на коне выехал Лойко Зобар. Похвалила Радда игру Лойко и спросила, кто сделал ему такую скрипку. Зобар ответил, что сделал ее сам «из груди молодой девушки, которую любил крепко, а струны из ее сердца свиты». Но его слова не произвели на Радду впечатления, она лишь зевнула и сказала: «А еще говорили, что Зобар умен и ловок, – вот лгут люди!».
Лойко заночевал у Данилы. Утром Зобара увидели с перевязанной головой. Юноша говорил, что его зашиб конь, но все поняли: это дело рук Радды. Лойко остался с табором. Все его «крепко любили, только Радда одна не смотрит на парня», еще и подсмеивается над ним.
Зобар попросил у Данилы, чтобы тот отдал ему Радду в жены. Мужчина был не против, лишь бы девушка согласилась. Зобар, обратившись к Радде, сказал, что она полонила его душу: «нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно б было!.. Беру тебя в жены. Но смотри, воле моей не перечь – я свободный человек и буду жить так, как я хочу!». Хотел только Лойко подойти к Радде, как неожиданно упал: девушка сбила его с ног ременным кнутовищем. Зобар молча встал и ушел в степь. Чудра пошел за ним проследить.
Лойко долго сидел у ручья. К нему пришла Радда и положила руку на плечо. Юноша резко вскочил, выхватил нож, но увидел, что девушка наставила на него пистоль и прицелилась ему в лоб. Спрятав пистоль, Радда сказала, что пришла мириться и призналась Лойко в любви: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Девушка хотела, чтобы он стал ее «душой и телом», но согласна быть его женой только в случае, если Лойко поклонится ей в ноги перед всем табором и поцелует ее правую руку (хотя у цыган это было не принято). Зобар согласился.
Следующим вечером все собрались у костра. Стоя перед табором, Зобар сказал: «смотрел в свое сердце этой ночью и не нашел места в нем старой вольной жизни моей. Радда там живет только – и все тут! Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли, и решил я Радде поклониться в ноги, так она велела». Неожиданно Лойко подошел к Радде и вонзил ей в грудь кривой нож. Радда вытащила нож, бросила его в сторону и, зажав рану прядью волос, улыбаясь, сказала: «Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!», и умерла. Лойко «прильнул устами к ногам мертвой Радды и замер». Данило поднял отброшенный девушкой нож, подошел к Зобару и «сунул ему нож в спину как раз против сердца». «Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Лойко Зобар».
После услышанного автору - рассказчику не хотелось спать. Он смотрел во тьму степи и перед его глазами «плавала царственно красивая и гордая фигура Радды», «а за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар». «Они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».
И что в итоге? (запись в тетрадь)
Лойко Зобар — наносит удар ножом прямо в сердце Радды, не желая подчиниться возлюбленной; за это его убивает Данило.
Радда — убита Лойко на глазах у всего табора.
Данила — мстит за смерть дочери, вонзая нож в спину Лойко.
Заключение
В рассказе «Макар Чудра» Горький развивает характерную для многих его книг тему стремления к воле, свободе. Герои произведения не смогли сделать выбор между любовью, гордостью и свободолюбием, поэтому оба погибли.
Тема. Свобода, внутренняя и физическая, характер и человеческая воля, предел гордости и честолюбия, любовь и её сила – вот
проблемы, которые затрагивает автор в рассказе.
Литературное направление. Романтизм. Направленность произведения определяет его содержание и стиль. Столкновение двух идеальных персонажей, как схватка двух стихий, невозможна без ужасающих последствий. Любовь, которая настигла главных героев были-легенды, настолько всепоглощающая, что её земное существование невозможно – она даёт шанс героям соединиться на небесах. Слишком горячи, своенравны, свободолюбивы влюблённые, чтобы променять свою жизнь на покой и семью.
Любовь в проблематике рассказа занимает второе место после свободы. Она воспринимается главными героями скорее как проклятие, чем как дар. Они признают её силу, но не хотят мириться с сердцем, гордость и желание быть независимым побеждает в каждом из молодых людей. Они не готовы в жизни своей принимать во внимание интересы любимых. Если не рассматривать историю, рассказанную цыганом, как аллегорию, то отношения влюблённых напоминают грубую и непримиримую схватку, глупую игру с гордостью и чувством собственной значимости, чем романтические чувства. Эгоизм и гордость сильнее желания быть вдвоем. Потому что быть вместе – значит принимать решения вместе, значит – жертвовать своими желаниями.
Для Зобара и Радды любовь – тяжкий груз, от которого они могут избавиться только ценой собственной жизни. Гибель персонажа в финале – характерная черта романтических произведений.
Композиция. Особенностью композиции рассказа является его построение
“рассказ в рассказе” (а если точнее – легенда в рассказе). Присутствие явного рассказчика даёт возможность автору высказывать и обрамлять философскими размышлениями основное повествование. Экспозиция рассказа – рассуждение 58-летнего цыгана Макара Чудры о жизни и её смысле, о женщинах и любви, о свободе и её понимании людьми.
Рассказ Макара Чудры и образ моря окольцовывают сюжет. В начале рассказа мы видим описание свободной стихии, и в конце, когда Чудра заканчивает легенду, море шумит рядом, как символ свободы. Немыслимая история любви и смерти из уст повидавшего многое персонажа звучит правдиво и в то же время легендой. Образы, которые рисует рассказчик, идеализированы: красота Радды, талант и умения Зобара, его натура и характер. Эта история в повествовании цыгана - доказательство его философии жизни. Основная мысль рассказа: человек сам – жизнь, у него есть свобода выбирать.