План урока на тему:
Разделительный Ь и Ъ знаки
1. Орг.момент
А теперь проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
2. Сообщение темы и цели урока
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать.
Что же это за буква и на что она показывает?
(Эта буква Ь знак. Она показывает на мягкость согласного звука.)
А какие ещё буквы могут показывать мягкость согласных на письме?
(Гласные буквы – И, Я, Ю, Ё, Е.)
Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
(Твёрдый знак)
Чем же интересны эти буквы?
(Ь и Ъ не обозначают звуки, а показывают на мягкость и твёрдость согласных.)
А какие еще буквы способны превращать твёрдую согласную в мягкую?
И, Е, Ё, Ю, Я
3. Основная часть урока
А знаете ли вы, что твёрдый знак – это Снежная королева, которая пытается разлучить Согласную (КАЯ) и Гласную (ГЕРДУ)
Когда Кай рядом с Гердой, он становится Добрым, Хорошим, Мягким, но как только Снежная королева (Твёрдый знак) становится между ними, Кай становится холодным (твёрдым)
А Мягкий знак – это Летняя королева, она снова встает между ними как преграда, но при этом не может сделать Кая холодным (твёрдым), а напротив греет его теплом
Какие согласные буквы могут быть Каем? (согласные)
А какие могут сыграть роль Герды? (Я, Ё, Ю, И, Е)
Приведите примеры слов с разделительным мягким знаком
А теперь с разделительным мягким знаком
Молодцы!
Вывод: Разделительный твёрдый знак пишется после согласного и перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
4. Физминутка на закрепление материала
А сейчас поиграем в игру:
Если я называю слово с разделительным ь, то вы хлопаете над головой, а если слово с разделительным Ъ - приседаете.
Скамья, деревья, колья, волчьи, листья, вьюга, белье, обезьяна, платье, объявление, съедобный, съёжился, подъём, съёмка, подъезд, въехал, объяснил, объедки
5. Закрепление пройденного материала
1 задание:
Разбейте слова: ВЬЮГА, СЪЕЛИ, МЕТЕЛЬ, ЛИСТЬЯ, ПАЛЬТО, ОБЪЯВЛЕНИЕ, КОНЬКИ, БЕЛЬЁ, СОЛОВЬИ на три группы.
Обратите внимание на то, где в словах стоят Ъ и Ь знаки.
Объявление, съели.
Метель, пальто, коньки.
Вьюга, листья, бельё, соловьи.
Почему распределили слова именно так? Ведь, в словах третьей группы тоже Ь. (В словах третьей группы Ь стоит между согласной и «хитрой» гласной. А во второй группе – либо в конце слова, либо между согласными.)
2 задание
На доске записываются слова: вьюга, семья, варенье, крылья печатными буквами
Ребята, Вам необходимо поставить слова на свои места и записать в тетрадь
Например, Снежная буря одним словом – вЬюга
Мать, отец, дети – …… (семЬя)
Ягоды, сваренные в сахаре – ……. (варенЬе)
То, без чего птица не летает – …… (крылЬя)
3 задание:
Посмотрим как разделительные Ь и Ъ знаки меняют смысл слов.
На доске слова:
перо –
коля –
солю –
суди –
полёт –
сел –
Вставьте в слово разделительный мягкий
или твёрдый знак, чтобы образовались новые слова.
перо – (Пьеро), Коля – (колья), солю – (солью), суди – (судьи), полёт – (польёт), сел – (съел)
Запишите пары слов, подчеркните Ь и Ъ знаки.
6. Подведение итогов урока:
Что нового вы узнали про ъ и ь знаки?
Почему они разделительные?
Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
Кому можно сделать комплимент?