СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кратко-срочное планирование " Экологическое образование, экологическая культура"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

план урока из раздела "Экология" поможет учителю в разработке урока

Просмотр содержимого документа
«Кратко-срочное планирование " Экологическое образование, экологическая культура"»

КРАТКО-СРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока: Экологическое образование- экологическая культура


класс: 11 № урока: 60

Дата

Ф.И.О. Кулага О.С.


Кол-во отсутст: кол-во присут:


Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

1) Обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром».

2) Продолжить формирование умений работать с источником информации, интернет ресурсами

3) Экологическое воспитание- бережное отношение к природе

Ожидаемый результат

Все учащиеся смогут: работать с учебником, составлять тезисы

Большинство учащихся будут уметь: находить необходимый материал в интернет ресурсах

Некоторые учащиеся смогут: самостоятельно выработать правила поведения в природе

Предыдущее обучение

Природные комплексы- памятники природы

План


Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

Начало урока

5 мин


1. Вызов. Выход на тему. Формулирование целей и задач урока

Блиц- опрос

-экология –наука о

-экологические факторы


Блиц- опрос



Середина урока

30 мин










2.Осмысление- работа в парах - тезисы

Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам необходимы природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли оно развиваться, не обращая внимания на окружающий мир? Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. (Примеры: освоение целинных земель, неограниченный вылов рыбы, растущие свалки, осушение болот и др.).

Человек – часть природы. Человек разумный - вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека: умение добывать и использовать огонь, способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда». Обмен веществом, энергией и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод». Культура как форма адаптации человека к окружающей среде.

Потребности человека. Биологические и социальные, материальные и духовные потребности. Возрастание уровня потребностей человека в современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека.

Сегодня скорость развития «не вписывается» в природные процессы, возникают проблемы человека с окружающей средой. В 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по инициативе Организации Объединенных Наций представители большинства стран (193 из 210) мира приняли «Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию».

  1. Биоразнообразие

А. Сокращение объема ледников в Швейцарии из-за потепления на Земле

  1. Здоровье

Б. Чрезмерная добыча полезных ископаемых

  1. Климат

В. Перепромысел хозяйственно ценных видов животных (пушнина, мясо, рыба, жир)

  1. Горные районы

Г. Отравление пестицидами насекомых

  1. Лесные ресурсы

А. Выхлопы автомобилей содержат вещества вызывающие заболевания

  1. Пресноводные воды

Б. Разрушение озонового экрана

  1. Экосистема

В. Уменьшение и загрязнение воды пригодной для питья, полива

  1. Воздушная среда

Г. Хищническая вырубка без обеспечения его восстановления

  1. Земельные ресурсы

А. Таяние ледников, приводящих к повышению уровня мирового океана

  1. Опустынивание

Б. Нефтяные пятна препятствуют нормальному существованию организмов

  1. Полярные районы

В. Вытаптывание стадами степей, полей, лугов

  1. Прибрежные и морские зоны

Г. Освоение целинных земель

  1. Знакомство с документом «Хартия Земли»(5-10 мин.)

Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким. Нам пора осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое общество, основанное на уважении к природе, правам человека и культуре мира.

Вот некоторые принципы Хартии:

  1. Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии.

  2. Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира.

  3. Осознавать, что мир — это одно целое, которое держится на уважении к себе, другим людям, другим культурам, другой жизни, Земле и ко всему огромному единству, частью которого мы являемся.

  4. Нам выбирать – всеобщее партнерство для поддержки друг друга и обеспечения жизни на планете или угроза исчезнуть вместе со всем многообразием жизни.

  5. Обеспечивать взаимопонимание и сотрудничество между всеми нациями и людьми. Не допускать насильственное разрешение конфликтов, мирно решать экологические проблемы и другие спорные вопросы.

Мы все – разные, но экологические проблемы мы сможем решить только сообща. А для этого необходимо, чтобы люди разных народов, разных культур научились обсуждать общие проблемы, договариваться, совместно действовать во благо страны, ее природы, всех народов, а значит – и каждой семьи, каждого из нас.

О чем важно научиться договариваться?

О необходимости сохранения биологического разнообразия – условия здоровья природы и здоровья человека, благополучия всего общества.

- О важности сохранения и возрождения лучшего опыта

- О направлениях наших совместных действий для этого.





Конец урока











1. Рефлексивно- оценочный этап

«Природа знает лучше». Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух)

  1. «Все связано со всем»:
    Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами. Какой же экологический урок дал старый Эвен рыбаку?

(Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди; в природе всё находится в равновесии, всё связано; Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов)

  1. Все должно куда-то деваться:

В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет. Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет? Ответ поясните. (Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением. Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы)

  1. «Ничто не дается даром»:

Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса)

  1. «Природа знает лучше»:

Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где чистый воздух)

6. Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе. Обсуждение. (5 мин.)

Экономим воду:

1. Закрывайте краны, когда вода вам не нужна.

2. Если увидите сломанный кран или прорванную трубу с текущей водой, идите к взрослым, расскажите им об этом, просите починить.

3. Когда есть возможность, собирайте и используйте дождевую воду (для полива и бытовых нужд, но не питья!).

4. В душе расходуется меньше воды, чем для заполнения ванны, - лучше принимайте душ!

Справка: во многих странах, где питьевой воды меньше, или она стоит дороже, чем в России, воду научились экономить очень хорошо. Например, в Лондоне 20 лет назад расходовали 350 литров, а теперь всего 160! Это не потому, что лондонцы стали меньше мыться или хуже мыть посуду. Они научились делать это более экономно. Мы тоже можем этому научиться!

Экономим электричество, тепло (и топливо!):

1. Дома и в школе на холодное время года заклейте оконные рамы.

2. На дверях, ведущих на улицу, должны быть пружины, чтобы двери сами закрывались и не выпускали тепло.

3. Если из-под земли пошёл пар и бьют струи горячей воды - это не гейзер, а авария. Скорее всего, прорвались трубы: бегите и сообщите взрослым.

4. Выключайте свет, телевизор, электрические приборы, если ими никто не пользуется.

5. Чем меньше вещей мы потребляем и мусора производим, тем больше энергии экономим - на производство и перевозку товаров, их упаковку, уборку мусора. Не выбрасывайте стеклянные бутылки, банки и использованную бумагу - отдайте их на переработку.

Подумайте, посмотрите вокруг, может быть, вам в голову придут другие «экономные» идеи!

Творческое задание: обращение к людям Земли

Проверено