КРАТКОСРОЧНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«МАСТЕРИЛКА»
Адресат программы – обучающиеся 7-8лет
Срок реализации – 16 часов
Содержание
| Раздел 1. Комплекс основных характеристик | |
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2 | Цели и задачи программы | |
1.3 | Содержание программы | |
| 1.3.1. Учебный план | |
| 1.3.2.Содержание учебного плана | |
1.4 | Планируемые результаты | |
| Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий | |
2.1 | Календарный учебный график | |
2.2 | Условия реализации программы | |
2.3 | Формы аттестации и оценочные материалы | |
2.4 | Методические материалы | |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик.
Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии с нормативными документами, в которых закреплены содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования:
• Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
• Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
• СанПин 2.4.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
• Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО и ДОТ» от 20.03. 2020.
• Устав школы
Отличительные особенности программы
Отличительная особенность краткосрочной дистанционной дополнительной общеобразовательной программы «Мастерилка» заключается в использовании дистанционных образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов, направленных на развитие творческих навыков.
Дистанционные образовательные технологии, реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Программа кружка «Мастерилка» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий программы даёт детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Программа направлена на развитие у детей навыков ручного труда. Дети получат необходимые сведения по обработке бумаги и картона, о технологических операциях и способах выполнения самых разнообразных изделий. Дети научатся выполнять собственные композиции, самостоятельно изготовлять игрушки, сувениры, украшения; познакомятся с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разных техник (конструирование, аппликация, квиллинг).
Адресат программы
Дополнительная дистанционная краткосрочная общеразвивающая программа «Мастерилка» предназначена для детей в возрасте от 7 до 8 лет. Заниматься дистанционно может каждый по желанию. Количество детей – до 12 человек.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 месяц обучения, 16 учебных часов.
Режим занятий
Занятия проводятся по 2 раза в неделю в зависимости от учебного плана. Продолжительность занятия 30 минут с перерывами 10 минут (при дистанционном обучении)
Первые 30 мин. из которых отводится на работу в онлайн режиме, вторые – в офлайн режиме в индивидуальной работе и онлайн консультировании)
В рамках онлайн занятий посредством платформ: Webinar, Zoom, Youtube, Skype, Google и другие, педагог предоставляет теоретический материал по теме.
В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров обучающимся передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастер-классы и другое.
Формы обучения и виды занятий по программе
При дистанционном обучении по программе используются следующие формы дистанционных технологий:
- видео- и аудио-занятия, лекции, мастер-классы;
- открытые электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, концерты, выступления; сайты тесты, викторины по изученным теоретическим темам;
- адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе использовуются следующие платформы и сервисы: сетевой город, Googl Form, ,чаты в Viber ,WatsUp., ВКонтакте и т.д.
1.2.Цели и задачи программы
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой.
Задачи программы:
Обучающие:
Научить детей владеть различными техниками работы с бумагой, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
Научить детей элементарным трудовым навыкам, при работе с бумагой , учить проявлению творческой самостоятельности;
Развивать художественный вкус и ориентировать на качестве изделий.
Развивающие:
Развивать умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции;
Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, прививать художественный вкус;
Развивать положительные эмоции и волевые качества;
Развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к работе с бумагой;
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Направленность данной дополнительной образовательной программы: художественная.
Большое место в программе отводится практическим работам, при выполнении которых обучающиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделий;
овладевают отдельными технологическими операциями – разметкой, сгибанием, складыванием, надрезанием, склеиванием, сборкой, отделкой.;
знакомятся со свойствами бумаги;
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
знакомятся с природой и использованием ее богатства человеком.
Методы, используемые на занятиях:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Формы учебных занятий в кружке: дистанционная
Планируемые результаты освоения программы «Мастерилка»
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Учащиеся должны знать:
-историю возникновения и особенности работы с бумагой;
-начальные сведения о свойствах бумаги и картона;
-сведения о применяемых материалах и инструментах;
-технологию операций, необходимых для обработки бумаги;
-правила работы с инструментами и материалами;
-правила техники безопасности.
Учащиеся должны уметь:
-подбирать бумагу нужного качества, размера и цвета;
-пользоваться чертежными инструментами, ножницами;
-выполнять разметку листа бумаги;
-пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
-анализировать образец, анализировать свою работу;
-составлять композицию из готовых поделок;
-выразительно эстетически грамотно оформить изделие;
-применять знания и умения для творческой самореализации при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.
1.3. Содержание программы.
1.3.1. Учебный план
№ | Название темы | | Количество часов |
п/п | | Всего | | Теоретич. | Практич. |
1 | Техника безопасности | 1 | | 0,5 | 0,5 |
| Техника безопасности. | 1 | | 0,5 | 0,5 |
2 | Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги. | 1 | | 0,5 | 0,5 |
| Виды бумаги, её разнообразие | 1 | | 0,5 | 0,5 |
3 | Секреты бумажного творчества | 4 | | 2 | 2 |
| Обрывная аппликация. Яблоко. | 2 | | 1 | 1 |
| Мозаика из газетных комков. Овечка | 2 | | 1 | 1 |
4 | Аппликация и моделирование | 10 | | 5 | 5 |
| | | | | |
| Аппликация из геометрических фигур. Кораблик | 2 | | 1 | 1 |
| Аппликация из бумаги. Зайчик | 2 | | 1 | 1 |
| Аппликация из кругов. Слон | 2 | | 1 | 1 |
| Аппликация из бумаги. Весёлые гусеницы | 2 | | 1 | 1 |
| Аппликация из деталей квиллинга. Изготовление простейших цветов в технике квиллинг | 2 | | 1 | 1 |
1.3.2. Содержание учебного плана.
1.Техника безопасности (1 час)
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
2.Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги (1 час)
Виды бумаги.
Рассказ «Из истории бумаги»
Изучение свойств бумаги.
3.Секреты бумажного творчества (4 часа)
Обрывная аппликация. Аппликации. Скатывание в комок. Мозаика.
4.Аппликация и моделирование (10 часов)
Аппликация из цветной бумаги. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Аппликация из деталей квиллинга.
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Учащиеся должны знать:
-историю возникновения и особенности работы с бумагой;
-начальные сведения о свойствах бумаги и картона;
-сведения о применяемых материалах и инструментах;
-технологию операций, необходимых для обработки бумаги;
-правила работы с инструментами и материалами;
-правила техники безопасности.
Учащиеся должны уметь:
-подбирать бумагу нужного качества, размера и цвета;
-пользоваться чертежными инструментами, ножницами;
-выполнять разметку листа бумаги;
-пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
-анализировать образец, анализировать свою работу;
-составлять композицию из готовых поделок;
-выразительно эстетически грамотно оформить изделие;
-применять знания и умения для творческой самореализации при изготовлении подарков близким и друзьям, художественно-декоративных и других изделий.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1.Календарный учебный график
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата планируемая | Дата фактическая | Причина изменения |
| 1. Техника безопасности | 1 | | | | | |
1. | Вводное занятие. Беседа по ТБ | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, наблюдение | | | |
| 2.Разнообразие видов бумаги. Свойства бумаги. | 1 | | | | | |
2 | Виды бумаги, её разнообразие | 1 | Учебное занятие | Устный опрос, наблюдение | | | |
| 3.Секреты бумажного творчества | 4 | | | | | |
3-4 | Обрывная аппликация. Яблоко. | 2 | Учебное занятие | Устный опрос, наблюдение | | | |
5-6 | Мозаика из газетных комков. Овечка | 2 | Учебное занятие | Устный опрос, наблюдение | | | |
7-8 | 4.Аппликация и моделирование | 10 | | | | | |
9-10 | Аппликация из геометрических фигур. Кораблик | 2 | Учебное занятие | Устный опрос, наблюдение | | | |
11-12 | Аппликация из бумаги. Зайчик | 2 | Учебное занятие | Устный опрос, наблюдение | | | |
9-10 | Аппликация из кругов. Слон | 2 | Учебное занятие | Устный опрос, наблюдение | | | |
13-14 | Аппликация из бумаги. Весёлые гусеницы | 2 | Учебное занятие | Устный опрос, наблюдение | | | |
15-16 | Аппликация из деталей квиллинга. Изготовление простейших цветов в технике квиллинг | 2 | Учебное занятие | Устный опрос, наблюдение | | | |
2.2.Условия реализации программы
Отличительная особенность краткосрочной дистанционной дополнительной общеобразовательной программы «Мастерилка» заключается в использовании дистанционных образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов, направленных на развитие творческих навыков.
Дистанционные образовательные технологии, реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Программа кружка «Мастерилка» направлена на развитие художественного творчества по созданию изделий из бумаги и картона. Курс занятий программы даёт детям возможность интересно и содержательно провести время досуга за любимым делом, узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Программа направлена на развитие у детей навыков ручного труда. Дети получат необходимые сведения по обработке бумаги и картона, о технологических операциях и способах выполнения самых разнообразных изделий. Дети научатся выполнять собственные композиции, самостоятельно изготовлять игрушки, сувениры, украшения; познакомятся с различными методиками выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разных техник (конструирование, аппликация, квиллинг).
Адресат программы
Дополнительная дистанционная краткосрочная общеразвивающая программа «Мастерилка» предназначена для детей в возрасте от 7 до 8 лет. Заниматься дистанционно может каждый по желанию. Количество детей – до 12 человек.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 месяц обучения, 16 учебных часов.
Режим занятий
Занятия проводятся по 2 раза в неделю в зависимости от учебного плана. Продолжительность занятия 30 минут с перерывами 10 минут (при дистанционном обучении)
Первые 30 мин. из которых отводится на работу в онлайн режиме, вторые – в офлайн режиме в индивидуальной работе и онлайн консультировании)
В рамках онлайн занятий посредством платформ: Webinar, Zoom, Youtube, Skype, Google и другие, педагог предоставляет теоретический материал по теме.
В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров обучающимся передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастер-классы и другое.
Формы обучения и виды занятий по программе
При дистанционном обучении по программе используются следующие формы дистанционных технологий:
- видео- и аудио-занятия, лекции, мастер-классы;
- открытые электронные библиотеки, виртуальные краеведческие музеи, концерты, выступления; сайты тесты, викторины по изученным теоретическим темам;
- адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе использовуются следующие платформы и сервисы: сетевой город, Googl Form, ,чаты в Viber ,WatsUp., ВКонтакте и т.д.
В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, даются задания и присылаются ответы, проводятся индивидуальные консультации по телефону, индивидуальные занятия по видеосвязи в Viber ,WatsUp.
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект
Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
. Богатеева З. П. “Чудесные поделки из бумаги”, Москва “Просвещение”, 1992.
Быстрицкая А. И. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс, 2013.
В.В. Выгонов Оригами. М. 2003.
Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
Долженко Д.И. 100 оригами. Ярославль.2004.
Лыкова И.А. «Мастерилка Жики-жик. Аппликация из бумаги». –Москва. Издательский дом «Карапуз», 1998
Долженко Д.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2006.
Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.
Интернет-ресурсы:
http://www.tvoyrebenok.ru/origami.shtml
http://origamipaper.ru/origami/russian/shemy_origami/priroda_koloski.html
http://planetaorigami.ru/
http://allforchildren.ru/article/index_origami.php
http://stranamasterov.ru
Бумага в руках. Здесь, в основном, очень милые открытки.
Радуга бумаги. Объемные, очень красивые работы.