МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании педсовета Директор МБУ ДО ДДТ
Протокол № . Т.А.Куделина
От « » 2021 г. __________________
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа
летней творческой площадки
«ВЕСЕЛОЕ ЛЕТО»
Направленность: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 6-14 лет
Срок реализации: 1 смена летней творческой площадки
Автор-составитель педагог дополнительного образования: В. С. Стырова
г. Зверево
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 6 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН | 7 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 8 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ | 11 |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА | 13 |
Паспорт
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная
программа
Название КДОП | «Веселое лето» | |
Сведения о разработчике | ФИО: Стырова Виктория Станиславовна | |
Место работы: МБУ ДО ДДТ | |
Адрес образовательной организации: Город Зверево ул. Школьная 7 | |
Домашний адрес автора: Город Зверево ул. Казакова 24 кв.19 | |
Телефон служебный: 88635544151 | |
Телефон мобильный: 89034854351 | |
Должность: педагог дополнительного образования | |
Год разработки, редактирования | 2021 год | |
Нормативно-правовая база | Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242) СанПиН 2.4.4.31.72-14. Устав и локальные акты МБУ ДО ЦДТ | |
Структура программы | Титульный лист, пояснительная записка, учебный план, содержание программы, методическое обеспечение, список литературы. | |
Направленность | Художественная | |
Возраст учащихся | 6 – 14лет | |
Срок реализации | 1 смена | |
Адресат программы. | Программа рассчитана на детей с разным уровнем подготовки в возрасте от 6 до 14 лет. Занятия проводятся в группах детей, смешенных по возрасту и полу. | |
Объем программы. | Программа рассчитана на 1 смену летней творческой площадки, общее количество часов – 15, количество часов в неделю – 5 часов. | |
Отличительные особенности программы. | Программа краткосрочная реализуется в летний период на летней творческой площадке. В группе могут обучаться дети разного возраста и пола, разным уровнем подготовки. Формирование необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения. |
Формы организации образовательного процесса | Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. В группу, как правило, входят дети разного возраста и с разным уровнем способностей к театральному творчеству. Количество детей на занятиях не ограничено. Теоретические знания по всем разделам программы даются в начале занятий и закрепляются в практической работе. Занятия могут проводиться в форме бесед, игр и упражнений, творческих показах. |
Педагогическая целесообразность | Занятия позволяют решить проблему занятости детей в свободное время, пробуждение интереса к разным видам театрального творчества. Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности реализации интересов потребностей в саморазвитии, самореализации через театральную деятельность. |
Новизна | Определяется выстроенной моделью взаимодействия всех участников воспитательного процесса, в основе которой лежит реализация образовательного компонента художественной направленности. Она предполагает игровую модель проведения смены, богатую разноплановыми досуговыми, спортивно-оздоровительными мероприятиями и творческой деятельностью. |
Актуальность | Программа предполагает гибкое построение образовательно-воспитательного процесса в условиях летнего отдыха, смену видов деятельности, широкие возможности индивидуального участия детей и развитие их способностей, развитие эмоциональной сферы личности ребенка. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья учащихся. |
Цель и задачи программы | Цель программы: Создание условий полноценного отдыха, занятости детей в летний период, стимулирование и развитие познавательных интересов, навыков здорового образа жизни, любви к театру, самообразования, творческих интересов и способностей учащихся. В обучении: Увлечь детей театральным искусством; Обучить основным технологиям театрального искусства. Создать условия для проявления и максимального развития индивидуальных способностей и нравственно-волевых качеств В развитии: Развивать воображение, фантазию и память. Развивать оптимальные условия для укрепления здоровья и организации досуга детей во время каникул; Развивать познавательные интересы, творческие способности детей; В воспитании: личности ребенка Воспитать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству; |
Ожидаемые результаты | Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, делятся на: теоретические знания, практические умения и навыки, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести учащийся в процессе занятий по программе. Образовательные Обучающийся будет знать: Правильную технику выполнения элементов подвижных игр; Игры с элементами театра и театральными упражнениями. Обучающийся будет уметь: Применять освоенные знания и практические умения в театральной деятельности, Развивающие: Развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность. Развитие мышления, воображения внимания, наблюдательности и памяти; Развитие активности творческого потенциала, фантазии детей; Воспитательные : Формирование дружелюбия, коммуникабельности, интереса к сотрудничеству, дисциплинированности; Укрепление навыков здорового образа жизни; Формирование умения доводить начатое дело до конца. |
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция на занятиях может осуществляться путём объединения нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий. Театр — синтез многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. К ним принадлежат литература, живопись, архитектура, музыка, вокальное искусство, искусство танца и т. д. Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля (экспромта). Полученные знания позволят обучающемуся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. В работе по программе принципиально важным является ролевое существование ребенка на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем. Данная межпредметность формирует у учащегося умение контролировать процесс работы над театральными экспромтами на всех его стадиях, добиваться художественно-выразительного и осмысленного исполнения. | |
Материально-техническая база | В помещении для занятий имеются материально-технические средства обучения: - методическая литература; - сценарии из журналов, газет и Интернет; - специальная литература; | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы - художественная.
Вид программы – модифицированная, разработана на основе типовых программ с внесением изменения в содержания.
Уровень программы – ознакомительный.
Лето - замечательная пора каникул, время для полноценного отдыха и восстановления здоровья детей. Это период развития творчества, воплощения собственных планов. Это развлечения, игры, свобода в выборе занятий, интересные и познавательные мероприятия, занятия и экскурсии.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Давно известно, что во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.
Каникулы – это смена деятельности, смена формы и сферы общения, личных связей, пристрастий, симпатий, смена единого социо-культурного и информационного пространства, новые формы учебно-воспитательного процесса, новая природная и социально-коммуникативная среда.
Сегодня в современных условиях вопрос занятости детей в период каникул является одним из актуальных и приоритетных. Цель – привлечь как можно большее количество детей для содержательного проведения досуга. Часть детей выезжает в это время за город к родственникам, к морю, совершает экскурсионные и туристические поездки. Но не все семьи имеют возможность планировать отдых своего ребенка на весь летний период. Как правило, большинство детей занято домашним пассивным отдыхом. Для детей, которые по ряду причин остаются дома и не будут заняты в каникулярное время, разработана данная Программа. В период каникул ребенок получает возможность ощутить свободу и самостоятельность, проявить самоорганизацию и самодеятельность. И важнейшим условием развития личности становится благоприятный психологический климат такой среды.
Ещё одной важнейшей концептуальной идеей Программы является развитие творческих способностей ребенка как основы творчески активной позиции человека. Стремление к творчеству является важнейшим условием и стимулом для развития личности. Творческая личность успешнее адаптируется к изменяющимся требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности.
Ключевая идея Программы – раскрытие внутреннего потенциала каждого ребенка через создание условий, способствующих их самореализации.
Участниками Программы являются дети и подростки в возрасте от 6 до14 лет, педагоги МБУ ДО ЦДТ.
В основу программы положены идеи гуманизации и индивидуализации жизненного пространства ребенка в условиях летней площадки. Ключевым моментом в реализации является единство пяти составляющих:
- организация воспитывающей среды;
- создание и развитие временного коллектива;
- комплексная диагностика личностных особенностей детей;
- выработка индивидуально-ориентированных по возрасту и личностным особенностям ребенка воспитательных программ, способствующих достижению поставленной цели программы;
- просветительская работа, повышающая уровень психолого-педагогических знаний и умений педагогов.
В группу, как правило, входят дети разного возраста и с разным уровнем способностей к декоративно-прикладной деятельности (прием основан на принципе добровольности и заинтересованности). Количество детей на занятиях не ограничено. Теоретические знания по всем разделам программы даются в начале занятий и закрепляются в практической работе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. Занятия могут проводиться в форме бесед, практических работ, конкурсов, выставок. По завершению каждого раздела проходит итоговая диагностика. Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы является подготовка, организация, и проведение выставок творческих работ учащихся.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Темы | Количество часов | Дата | Формы организации занятий | Форма аттестации и диагностики |
Всего | Теория | Практика |
1 | Встреча с детьми. Техника безопасности. Игры на знакомство | 1 | 0.5 | 0.5 | | Беседа, занятия в игровой форме | |
2. | Игры и упражнения для улицы и кабинета | 5 | 2.5 | 2.5 | | | Анализ и обсуждение самой интересной игры. |
2.1 | Игры на воображение | 1 | 0.5 | 0.5 | | занятия в игровой форме | |
2.2 | Игры на внимания и выдержку | 1 | 0.5 | 0.5 | | занятия в игровой форме | |
2.3 | Игры, развивающие память | 1 | 0.5 | 0.5 | | занятия в игровой форме | |
2.4 | Игры, развивающие координацию и внимание | 1 | 0.5 | 0.5 | | занятия в игровой форме | |
2.5 | Игры на улице | 1 | 0.5 | 0.5 | | занятия в игровой форме | |
3. | Сценическая речь | 2 | 0.5 | 1.5 | | Беседа, занятия в игровой форме | |
4. | Сценическое движение | 2 | 0.5 | 1.5 | | Беседа, занятия в игровой форме | |
5 | Этюды | 1 | 0.5 | 0.5 | | Беседа, занятия в игровой форме | Творческие показы |
6 | Пантомима | 2 | 0.5 | 1.5 | | Беседа, занятия в игровой форме | |
7 | Театр Экспромт | 2 | 0.5 | 1.5 | | Беседа, занятия в игровой форме | Творческие показы |
Итого. | 15 | 5.5 | 9.5 | | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Встреча с детьми. Игры на знакомство
Теория: Беседа «Правила внутреннего распорядка». Беседа о задачах и особенностях занятий на15 деней
Практика: Игры на знакомство «Снежный ком», «Я ….. и умею….», «Повтори» Разучивание и проведение игр
2. Игры и упражнения для улицы и кабинета
2.1. Игры на воображение: «Царь - Горох, прими нас на работу», Игра «Море волнуется раз...» «Если бы...»
Теория: Знакомство с играми на воображения.
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение правил игры.
Практика: Разучивание и проведение игр
2.2. Игры на внимания и выдержку: «Машина едет, едет, стоп» «Розетка» «Цепи»
Теория: Знакомство с играми на внимания и выдержку.
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение правил игры.
Практика: Разучивание и проведение игр
2.3.Игры, развивающие память: «Летает - не летает», «Чего не хватает» «Во что одет?», «Музыкальный светофор»
Теория: Знакомство с играми, развивающими память.
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение правил игры.
Практика: Разучивание и проведение игр
2.4.Игры, развивающие координацию и внимание: «Колечко», «Светофор». «Летели дракончики», «Самовар».
Теория: Знакомство с играми, развивающие координацию и внимание.
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение правил игры.
Практика: Разучивание и проведение игр
2.5. Игры на улице
Теория: Знакомство с играми, на улице.
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение правил игры.
Практика: Разучивание и проведение игр
3. Сценическая речь
Теория: Основы сценической речи. Техника сценической речи: дыхание, голос, дикция. Культура речи, правильная разговорная речь.
Практика: Игры и упражнения на дикцию речи, на дыхание, артикуляцию губ, скороговорки, логика речи, постановка голоса, голосового диапазона. Тембр голоса. Речь в движении.
Дыхание:
3 стадии дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.
Упражнения на дыхание «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик», «Жилет», «Комар», «Котенок» и тд. упражнения на разные группы мышц; - дыхательный тренинг.
Артикуляционная гимнастика:
- упражнения для языка;
- упражнения для губ;
- упражнения для челюсти.
Дикционные игры
Осложняющие обстоятельства
Возьмите небольшое стихотворение, известное всем. Пусть актеры по очереди прочитают его с осложняющими обстоятельствами, например:
- если бы у него болел зуб
- попала соринка в глаз
- жали бы туфли
- был пирожок во рту
Можно также представить такие ситуации:
- поездка в переполненном транспорте
- под звуки вальса в парке
- когда рядом плачет ребенок и актер хочет его развеселить
Как бы эти внешние условия влияли на характер разговора?
Имитаторы
Суть этого упражнения очень простая - дети по очереди должны произнести какую-нибудь фразу, например: В лесу родилась елочка", но используя различную интонацию. Например, можно произнести эту фразу: давясь от смеха, плача, потрясенно, монотонным голосом робота из фантастического фильма, в стиле известного политика, удивлённо, испуганно, рассерженно и т.п. Варианты не должны повторяться.
Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орёл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.).
4. Сценическое движение
Теория: Знакомство с играми на координацию движения.
Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение правил игры. Знакомство с муз. сопровождением игр.
Практика: Разучивание и проведение игр на развитие двигательных способностей, пластической выразительности и воображения.
- игры на развитие двигательных способностей: (Муравьи, Кактус и Ива, Пальма, Мокрые котята, Штанга, Самолёты и бабочки и т.д.)
- музыкально-пластические импровизации: Первая потеря, Подарок, Осенние листья, Утро, Бабочки, В стране цветов, Снежинки и т.д.
- жесты как важное средство выразительности : (Уходи, Согласие, Несогласие, Просьба, Отказ и т.д.)
5.Этюды.
Теория: Этюд - «средство вспомнить жизнь» (К.С.Станиславского). Цель и задачи этюдов.
Практика: Составные части этюда: мысль, событие, действие, обстоятельства. «Я» в предлагаемых обстоятельствах, импровизационное самочувствие.
Событие – основа этюда. Актерские задачи в этюдах.
- одиночный этюд как несколько расширенное упражнение на освоение простейшей жизненной ситуации (с определенной целью открыть дверь, или переставить мебель и т.д.), когда нужно освоить (понять и почувствовать) логику и последовательность малых физических действий в их непрерывной цепочке;
- одиночный этюд, вырастающий из упражнений на эмоциональные воспоминания, на физическое самочувствие;
- одиночный или парный этюд на действие с воображаемыми предметами – для воспитания чувства непрерывности, логически развивающегося действия;
- этюды типа «цирка», имитация исполнительской манеры известных эстрадных певцов, выявляющие острую характерность и воспитывающие актерскую смелость;
Этюды на решение различных актёрских задач:
- на выполнение простого задания;
- на освоение предлагаемых обстоятельств;
- на сценическое отношение к факту, предмету;
- на общение в условиях органического (оправданного) молчания;
- на взаимодействие с партнером.
6 Пантомима
Теория: Пантомима, как основное средство воспитания актера.
Практика: Основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.
Упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.
7 Театр Экспромт
Теория: Жесты актера: движение рук, кистей, глаз, тела. Осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя.
Практика: Творческие задания для театрального экспромта.
Диагностические и оценочные материалы краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы «Веселое лето»
В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований обучающихся.
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Поэтому, чтобы проследить качество обученности детей по образовательной краткосрочной программе, необходимо организовать систему заданий направленных на выявление степени обученности по различным параметрам программы. Они позволяют представить:
набор знаний, умений, навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;
систему важнейших личностных качеств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и другими детьми;
определить с помощью критериев возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит и степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям
Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив, а также достижения не только творческого характера, но и личностного.
Формой контроля на занятиях в объединении является диагностика, которая проходит по завершению каждого раздела. Формой подведения итогов реализации программы является подготовка, организация, и проведение творческих показов учащихся.
ДИАГНОСТИЧЕКИЙ МАТЕРИАЛ
1. Что такое этюд? Этюд – это упражнение, в котором есть содержание жизни, отрезок жизненного процесса.
2. Какие качества необходимы актеру, чтобы быть на сцене выразительным? Воля, активность, внимание, память, ловкость, ритмичность, координация, подвижность.
3 Творческое задание. Этюд «Люди, звери, птицы»; этюд «Молча вдвоем»; этюд из школьной жизни; этюд на свободную тему.
Критерии оценки Оценка «5»(отлично) Фантазия и воображение активно развиты. На высоком уровне владеет сценическим вниманием, общением. Эмоционально взаимодействует с партнером. Создание характера персонажа и сценического образа на высоком психологическом уровне. Творческая самоотдача на сценической площадке.
Оценка «4» (хорошо) Фантазия и воображение развиты. Хорошо владеет элементами сценического внимания, общения. Создание характера персонажа и сценического образа на хорошем психологическом уровне. Вместе с тем трудоспособен, виден творческий рост.
Оценка «3» (удовлетворительно) Выставляется при демонстрировании достаточного минимума в исполнении поставленной преподавателем актерской задачи. Фантазия и воображение развиты слабо. Неактивно взаимодействует с партнером. Нет творческой самоотдачи на сценической площадке.
Методическое обеспечение краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы «Веселое лето»
Основные формы работы:
1.Беседа (введение.);
2.Творческие занятия - это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств и методов театрализации проходить изучение основ сценического и актёрского мастерства:
-культуры речи;
-сценического движения;
Методы обучения
- игры общения;
- этюды;
- упражнения на дыхание и упражнения на речевой аппарат;
- речевая разминка;
- сюжетные игры;
- инсценирование;
Для реализации программы необходимо взаимодействие следующих принципов:
Принцип активности
Следование этому принципу означает не только предоставление ребенку возможности быть развитой гармоничной личностью, но и возложение на него ответственности за реализацию этой возможности. Развитие личности - это активный процесс самостоятельного творческого её самосовершенствование. Реализация данного принципа предполагает не пассивное усвоение той или иной моральной нормы на функционально-ролевом уровне, а активное овладение этой нормой.
Принцип системности
Данный принцип работает на организацию совместной деятельности всех, задействованных в воспитательном процессе, что способствует созданию условий для реализации программы.
Принцип личностно-ориентированного подхода
Согласно этому принципу необходимо предусматривать учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей развития, потребностей участников смены при постановке целей и задач смены, их реализации, создание условий для самораскрытия, самореализации детей.
Принцип реалистичности представлений
Содержание программы включает в себя объективный план мероприятий, который реально реализовывается.
Принцип профессиональной педагогической активности
Данный принцип предполагает организацию совместной деятельности, педагогов дополнительного образования с ребенком в целях создания ситуации успешности в коллективной и индивидуальной деятельности.
Принцип вариативности
Возможность изменения формы и содержания дел с учетом педагогической ситуации и действия других факторов при сохранении общей направленности на решение задач смены.
Планируемые результаты освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной программы «Веселое лето»
Расширение возможностей для развития и саморазвития личности ребенка, реализация его интересов; формирование опыта социального взаимодействия.
Создание атмосферы сотворчества, сотрудничества, взаимопонимания.
Улучшение отношений в детской и подростковой среде, устранение негативных проявлений, искоренение вредных привычек.
Положительное отношение к социально значимой деятельности, проявление потребности работать в коллективе.
Осмысление детьми и родителями досуга как личностной и социальной ценности; определение степени и форм своего участия в нем.
Реализация новых педагогических технологий и проектов в области организации досуга детей и подростков.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алянский Ю. «Азбука театра». – М., 1991.
Вербицкая А.В. «Основы сценического действия». – М., 1996.
Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения. – Волгоград: Учитель, 2009 – 141с
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Изд-во «Лань» 2007.
Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота – детям» - С.-П., 2005.
Итина О.М. «Искусство звучащего слова» вып. 21 - М., 2002.
Козлянинов Г.И. «Упражнения по дикции» - М., 2004.
Петрусинский В.В. «На пути к совершенству. Искусство экспромта» - М., 1990.
Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
Сидорина И.К., Ганцевич С.М. «От упражнения к спектаклю» - М., 2006.
17