Краткосрочная образовательная практика «Мозайка» для детей 5-6 лет.
Актуальность
В. Сухомлинский: |
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». При ускорении ритма жизни, родителям удобнее сажать ребенка за телевизор или всучив в руки мышку от компьютера или планшет, а потом заняться своими делами. И ребенку уже не оторваться от этих занятий без вмешательства взрослых. Может поэтому в последние годы стало много детей с ослабленным здоровьем, с нарушением психики, отстающих в физическом и умственном развитии, гиперактивных и агрессивных детей. При работе с мелкими квадратиками работают все мышцы руки и пальцев. А это так важно для развития мелкой моторики детских пальчиков, которая влияет на развитие речи и намного другое. |
Цель: Развитие творческих способностей детей через занятие художественным творчеством из бумаги.
Возраст детей: 5-6 лет
Количество часов (занятий): 3
Наполняемость группы: 8 человек
Педагог-психолог: Сафонова Ольга Ивановна
Место проведения: изо кабинет
Задачи:
Развить мелкую моторику детей;
Развить координацию и тактильные ощущения рук;
Способствовать накоплению у детей знаний и представлений о «Мозайке»
Развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление; воспитать художественный вкус, пространственное мышление (сочетать цвета; создавать композиции).
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение организовать своё рабочее место.
Научить оформлять изделие мозайкой из бумаги
Продолжить закрепление резать полоску на мелкие квадратики
Закрепить знания о технике безопасности при работе с инструментами (ножницы, клей)
Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Занятие №1
Материалы: картин, панно сделанные в стиле мозайки
Содержание:
Здравствуйте ребята. Я вам прочитаю сказку ,а вы послушайте.
Сказка про ненужные вещи.
Далеко за городом находилась огромная свалка ненужных вещей. Чего только не было на ней! Там были баночки, старые карандаши, коробочки, рулоны ненужной бумаги, обвертки из-под конфет и т.п.
Лежали баночки и хвалились: «Я когда-то хранила вкусное масло. Оно так и называлось – «Вкуснотеева».
- А я, - сказала другая, - была наполнена нежным сыром!
- Подумаешь! Меня каждый день брали в руки и создавали восхитительные картины, которые радовали яркими цветами и безупречными линиями - сказал карандаш.
Они печально вздохнули и замолчали.
Было от чего печалиться. Они стали ненужными вещами, все от них отвернулись.
Но вот как-то на свалку заглянул художник. Увидел эту печальную картину и пообещал им помочь. «Я познакомлю вас с настоящими волшебниками, они подарят вам вторую жизнь. Звать этих волшебников – Клей, Ножницы и Цветная бумага». С этими словами художник собрал старые карандаши, баночки из-под продуктов, коробочки, обвертки, камешки, кусочки пластмасса и принес к себе в мастерскую.
Для начала познакомимся с таким видом декоративно-прикладного творчества, как мозаика, с ее историей.
Ребята, сегодня мы познакомимся с замечательным видом искусства — мозаикой. Кто из вас слышал слово «мозаика»? Как вы думаете, что такое «мозаика»?
- Мозаика – вид искусства, когда кусочки материалов выкладываются на основе общей поверхности. Отдельные части набора плотно подгоняются друг к другу и скрепляются между собой.
- Мозаика применяется для оформления картин. Здесь мы видим картину из яичной скорлупы; настенные панно, в которых в качестве материала служат морские камушки, галька. Мозаикой украшают стены, фонтаны, где используются цветные кубики стекла. Мозаика долговечна
Мозаику называют вечной живописью, и это точное определение. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины
Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветных ракушек. Это вид искусства очень старый. Когда-то давно мозаику делали из глиняных разноцветных кружочков.
Её используют для украшения стен домов, чтобы город был красивый и яркий.
Из мозаики можно делать пол. Паркет делают с рисунком, выкладывая плитки.
Затем педагог демонстрирует детям композиции. Напоминает, что мозаика — это такие особые картины, которые создают для украшения красивых сооружений. Таких как театров, кинотеатров, зданий, станции метро.
Занятие №2
Материалы: ножницы, обрезки цветного картона, тарелочки для квадратиков.
Содержание:
Здравствуйте ребята, сегодня на занятии я вам расскажу из чего можно делать мозайки.
Мозаика бывает:
- контурная - когда мелкие бумажные кусочками выклеиваются по контуру;
- сплошная - когда мелкими кусочками выклеивается полностью рисунок.
Виды мозаики:
Мозаикой можно сделать различные поздравительные открытки, панно, фоторамки, можно обычную баночку из-под пищевых продуктов превратить в полезный предмет, например, карандашницу
Мы с вами сделаем панно, для этого нам нужно по цвету подобрать цветную бумагу, нарезать её на мелкие квадратики.
Техника безопасности при работе с ножницами:
Храните ножницы в указанном месте в определенном положении.
При работе внимательно следите за направлением резания.
Не держите ножницы лезвиями вверх.
Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
Не режьте ножницами на ходу.
Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперед.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц.
Правила по технике безопасности при работе с клеем:
С клеем обращайся осторожно. Клей ядовит!
Наноси клей на поверхность изделия.
Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно
в глаза.
При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в
большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки.
6. При работе с клеем пользуйся салфеткой.
Занятие №3
Материал: клей , нарезанные квадратики, салфетка, панно нарисованное карандашом.
Содержание:
Здравствуйте ребята сегодня мы сделаем сами картину в технике мозйки
Представьте, что вы, ребята, - художники и будем творить. Сегодня на занятии мы будем делать аппликацию из цветных квадратиков. (мозайку)
Постепенно намазать клеем небольшие участки и приклеить нарезанные квадратики на каждый из участков в соответствии с цветом.
После работы проговорить с детьми что получилось.
Что можно из обрезков сделать красивую картину
Молодцы ребята эту картину повесим на выставку чтобы она радовала всех.

Результат: дети могут дома украсить карандашницу, шкатулку, поздравительную открытку и многое другое украсить в технике мозайка, при этом развивая, мелкую моторику, воображение.