Краткосрочные образовательные практики как форма духовно-нравственного воспитания в ДОУ
Духовно-нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение человеком моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Воспитательная деятельность предполагает процесс превращения моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию при этом как воспитатель выступает «соавтором» и «поставщиком» воздействия общества на личность с помощью используемых им специфических воспитательных средств и приемов, так и объект воспитания является активным участником процесса воспитания: избирательно относится к восприятию направленных на него общественных воздействий и поэтому в известном смысле сам выступает субъектом воспитания.
Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из педагогов. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели ставятся следующие задачи:
Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.
Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
Однако, именно православная культура является подчас фактором, вызывающим противодействие со стороны некоторых родителей. Воспринимая нравственные нормы общества, некоторые родители противятся введению основ православной культуры в образовательных учреждениях, обосновывая свою позицию принадлежностью к другой религии, либо атеистическим мировоззрением, либо какими-то другими причинами. Педагог светского образовательного учреждения обязан ориентироваться на предпочтения и пожелания семьи, так как по требованию ФГОС ДО именно родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и занимают определяющую позицию в воспитательном процессе. Однако, являясь субъектом образовательного процесса, педагог не может не транслировать свои духовно-нравственные принципы.
Краткосрочные образовательные практики предполагают свободный выбор ребенка и родителя, каждый решает сам, участвовать ли в практике духовно-нравственной направленности, либо предпочесть какое-либо другое направление из предлагаемых в ДОУ.
Нами разработан ряд краткосрочных образовательных практик направленных на приобщение детей к народной (в том числе православной) культуре, целью которых является духовно-нравственное развитие ребенка, знакомство с традициями русского народа, праздниками народного и церковного календаря: «В мире любви и доброты», «Королевство любви», «Пасхальные радости», «День матери», «Рождественская елочка», «Жаворонки из соленого теста», «Пасхальные яйца», «Пасхальное дерево», «Пасхальные посиделки», «Яблочный спас», «Рождественская звезда».
Данные практики относятся к области социально-коммуникативного развития и имеют своей целью духовно-нравственное воспитание ребенка, а также охватывают такие области, как познавательное развитие, речевое и художественно-эстетическое развитие. Продуктивная деятельность способствует формированию нравственных качеств ребенка и способствует его социализации. В игре и посильном труде наиболее интенсивно формируются такие нравственные качества детей, как взаимопомощь, аккуратность, отзывчивость.
Приложение
Паспорт краткосрочной образовательной практики
Средняя группа №6
Тема: Социально-коммуникативное развитие «В мире любви и доброты»
Возраст детей 4-5лет.
Срок реализации КОП февраль 2017г.
2 занятия
Воспитатель: Кондакова М.С.
г. Пермь, 2017г.
Паспорт образовательной программы
краткосрочной образовательной практики
Полное название программы | Социально-коммуникативное развитие «В мире любви и доброты» |
Краткое название | «Дерево любви и доброты» |
ФИО автора | Кондакова М.С. |
Возраст детей | 4-5 лет |
Количество занятий | 2 |
Актуальность | В соответствии с календарным планированием по социально-коммуникативному развитию дети знакомились с темой «Семья». КОП на данную тему позволит закрепить знания детей и предоставит более углубленные знания, а также позволит ребенку проявить свои чувства к близким людям. |
Цель программы | Воспитание духовно-нравственной культуры ребенка, создание поделки в технике аппликации для выражения своих чувств. |
Задачи: | Способствовать формированию представлений о таких нравственных ценностях как «любовь» и «доброта», способствовать самовыражению ребенка, побуждать к проявлению своих чувств. Воспитывать желание заботиться о близких. Развивать речь (многозначность слова «сердечный», слова «любовь», «доброта», родственные слова «сердце, сердечко, сердечный»). Создать подарок для близких людей, для выражения своих чувств. |
Материалы и оборудование | Свеча (или фонарик), материалы для аппликации, заготовки для вырезания сердец, ствола дерева, |
Части ОП КОП | 1занятие «В мире любви и доброты» 2 занятие «Дерево любви и доброты» |
Конечные результаты | Дети получат представление о любви и доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представление о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность. Будут совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность), навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей. Создадут открытку «Дерево любви и доброты» для близких людей. |
Конкретные, измеримые критерии и показатели достижения результатов | В практике приняли участие 12 детей группы. Оба занятия прошли в доброжелательной обстановке, детям было интересно, многие дети «раскрылись» в ходе практики, даже дети, обычно скованные в проявлении своих чувств. Особое удовольствие доставило создание открытки (конечно, в основном, мамам). В практике участвовали 12 детей, 83 % детей усвоили практику. |
Перспективы дальнейшей реализации ОП КОП | Для детей старшего возраста разработана практика «Королевство любви» для расширения данной темы. |
Приложение 1
1 занятие
Ход занятия:
Дети заходят в группу под музыку, на доске изображение солнышка с улыбкой.
Воспитатель: Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...
Дети: Привет!Воспитатель:Небу ясному...
Дети:Привет!
Воспитатель:Люди взрослые и малыши...
Дети:Вам привет от всей души!
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта? Ответы детей.
Воспитатель: Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово-доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?
Ответы детей: О человеке, поступке, пути, встрече и т.д.
Воспитатель: Добрый человек добрый, значит он еще какой?
Дети: Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.
Воспитатель: А если человек недобрый, он какой?
Дети: Злой, грубый, жадный.
Воспитатель: Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы детей.
Воспитатель: Легко ли быть добрым? (ответы детей). Сейчас я прочту вам стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым?
Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель:
Прекрасное стихотворение. А теперь вы нам расскажете, как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.
Дети рассказывают:
Я слабым помогать готов
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
Воспитатель:
Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем, поможем маме со стиркой белья.
Физкультминутка «Мы белье полощем сами»
Дружно помогаем маме -
Мы белье полощем сами
Раз, два, три, четыре,
Натянулись, наклонились
Хорошо мы потрудились.
Воспитатель:
Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него лицо бывает в эту минуту?
Дети:
Незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой.
Воспитатель:
Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга ласковым взглядом. (Обратить внимание детей на демонстрационный материал).
Воспитатель:
Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов- зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?
Дети: Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.
Воспитатель: Молодцы ребята! Доброта - это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?
Дети: Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.
Воспитатель: Ребята, а за что нужно извиняться?
Дети: За плохой поступок, за обидные грубые слова.
Воспитатель : Да, ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем игру «Мы с тобой одна семья».
Игра «Мы с тобой одна семья»
Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой - друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Итог занятия:
Воспитатель: Дети, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном человеческом качестве - доброте и о любви. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!»
2 занятие
Ход занятия
Воспитатель: Давайте снова отправимся с вами, ребята в мир любви и доброты. И, открою вам тайну, вернемся мы с вами сегодня оттуда с сюрпризами для любимых людей! Вы хотите? (да)
Мы с вами говорили о доброте, что же такое доброта?
Как мы можем проявить свою доброту? (ответы детей)
Но есть еще одно чувство, без которого доброта невозможна, в сердце каждого человека живет это чувство:
Это нежность, это дружба,
Это счастье, красота…
Это чувство всем нам нужно —
Без него прожить нельзя.
(Любовь)
Приходит к людям вновь и вновь,
Большое чувство под названием (любовь).
Ребята, кого же мы любим с самого раннего детства? (маму и папу) А кого еще? (бабушек, дедушек, родственников, друзей). Именно любовь помогает нам быть добрыми, проявлять свою доброту. Почему нам хочется помочь маме? Потому что мы ее любим.
А вы знаете, что является символом любви, как чаще всего художники рисуют любовь? (Сердце. сердечко). Сегодня мы с вами сделаем сердца из бумаги – большие и маленькие, сделаем сюрприз для любимых людей, чтобы сказать им еще и еще раз, что мы их любим. Кому вы подарите ваш сюрприз? (ответы детей). Будет ли добрым поступком ваш сюрприз? (да)
Шаг первый: 1. Вырезать из бумаги сердечки. (в зависимости от возможностей детей могут быть использованы заготовки для сердец либо уже несколько готовых сердечек, сделанные дыроколом сердечки).
2. Вырезать из коричневой бумаги ствол дерева.
3. Размещение на заготовке открытки элементов и последовательное приклеивание их.
4. Дорисовывание веточек карандашом или фломастером, украшение блестками или конфетти.
МАДОУ «Детский сад № 412» г Перми
«Утверждено»
Научно-методическим советом
Протокол № __от «___» _____2017г
Кратковременная образовательная
практика
«Чай и чаепитие»
для детей 5-7 лет
Разработала воспитатель
первой квалификационной категории
Кондакова М.С.
Пермь 2016 г
«Чай и чаепитие»
Цель: Познакомить детей с чайной церемонией разных стран, вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития, воспитывать в детях такое качество, как гостеприимство.
Оборудование: Самовары, заварочный чайник, чайный сервиз, ложечки, кружка для заваривания, чай крупнолистовой черный байховый, чай мелко листовой черный, чай зеленый листовой, чай гранулированный, чай в пакетиках и пирамидках, чайный напиток каркадэ, египетский чайный цветок.
Педагогические задачи:
1. Познакомить детей с чайной церемоний разных стран, подробно остановившись на русской традиции.
2. Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси.
3. Расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие», «крупнолистовой», «среднелистовой», «мелколистовой», «гранулированный», «каркадэ», познакомить с пословицами и поговорками о чае и чаепитии.
4. Воспитывать у детей желание быть гостеприимными, доставить радость от чаепития, рассказать о пользе чая, формировать у детей культуру чаепития.
Ход практики
Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами поговорим о том, с чем сталкиваемся каждый день во время завтрака, обеда, ужина и, возможно, полдника.
Есть цейлонский, есть зелёный
Есть цветочный – выбирай!
Хоть горячий, хоть студёный
С наслажденьем выпей...(чай)
С молоком, лимоном, медом,
С тортом, или будербродом,
Иди скорей друзей встречай
Наливай всем вкусный… (чай)
От Вокзала – Самовара
В клубах дыма, в клубах пара.
Отправляется состав
Через зал, прогрохотав.
В вагонах – блюдцах
Чашки смеются.
Поезд весело встречай
Он привёз душистый (Чай.)
Что мы знаем о чае? Откуда этот напиток появился в нашей стране? (Ответы детей).
Чайная церемония – это обряд, зародившийся в Китае.
Воспитатель: А кто в Китае догадался заваривать чай? (Ответы детей). Существует предание: однажды (это было много веков назад) китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.
Воспитатель: А когда этот напиток появился в нашей стране? (Ответы детей). В России впервые чай появился в 1638 году, это около 400 лет назад!
Монгольский хан вручил пакеты с чаем послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай понравился, им стали пользоваться как лекарством, который ободряет организм. Чай — древнейший напиток на земле, а чаепитие для россиян — символ гостеприимства.
В наши дни чаепитие, во время которого происходит дружеское общение, — непременный атрибут дней рождения и других праздников.
Чаепитие — это особый ритуал даже в наших краях. Что уж говорить о Востоке, откуда чай распространился по всему свету! Там люди не просто пьют ароматный напиток, а придерживаются специально разработанных правил, составляющих род искусства. Чае питие, согласно восточной традиции, приносит духовное и физическое очищение. Если следовать канонам, то чаи делает человека более благодушным, миролюбивым, помогает достичь состояния внутренней гармонии. Японская чайная церемония, полная всевозможных тонкостей, отличается размеренностью, которая позволяет человеку погрузиться в себя. Китайская чайная церемония может быть весьма неожиданной: например, в одной из провинций во время заваривания напитка происходят поединки борцов и настоящие акробатические представления. Иное дело русское чаепитие — его организуют для разговора по душам. Вот поэтому посиделки у самовара — замечательный способ провести время вместе. Так можно и потолковать о своем, и повеселиться, и узнать много нового, полезного и интересного, в том числе и о чае.
Чаепитие на Руси обставлялось красиво и носило праздничный вид.
Именно русские изобрели…Что бы вы думали? Угадайте:
Загадки
Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.
Никогда не ест, а только пьет,
А как зашумит - всех приманит. (Самовар)
2.Сверху дыра и снизу дыра,
А в середине огонь да вода. (Самовар)
3.У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит. (Самовар)
Воспитатель: Дети, как вы думаете: «Почему назвали самовар «самоваром»?» (Ответы детей).
Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло «самовар». Давайте вместе его произнесём: «Самовар». (Дети произносят слово 2-3 раза).
Кто-нибудь знает: «Где и когда появился первый самовар?» (Ответы детей).
Много лет тому назад в городе Туле изобрели русский самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось всё: и щепочки и шишки. Вот, как выглядел такой самовар.
Воспитатель: Самовары сохранились и до наших дней. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические.
Что еще необходимо для чаепития? (чайник, заварочный чайник, чайный сервиз, чайная пара, ложечки, блюдца). Дети рассматривают посуду, рассказывают, что используется для чаепития в их семье.
Давайте познакомимся с разными сортами чая и узнаем, что же это такое «чай»? (Ответы детей).
Воспитатель: Чай - это растение. В Китае оно растет в своем природном состоянии в виде большого куста с листьями около 5 см в длину, а куст достигает высоты 3-5 м.
В Ассали (Северо-восточная часть Индии) оно произрастает в виде дерева, может достигать в высоту 15-20 м и имеет менее жесткие, но особенно крупные листья – от 15 до 35 см в длину.
Кроме того, оно произрастает в Индокитае, в Камбодже, где тоже больше похоже на дерево высотой до 5м.
Все эти растения периодически цветут, их нежные белые и совсем небольшие цветки с пятью-семью лепестками, несколько похожие на цветки жасмина издают легкий приятный аромат и дают плод в виде орешка с одним-тремя семенами.
Чай бывает крупнолистовой, среднелистовой и мелколистовой. В наше время часто чай выпускают в специальных пакетиках или пирамидках, бывает чай гранулированный – в специальных гранулках (дети рассматривают разные виды чая). Какой чай бывает по цвету? (черный, зеленый, красный).
В зависимости от того, где чай вырос, его называют китайским, индийским, цейлонским, египетским, краснодарским, грузинским. В России долго не могли вырастить свой чай, потому что это теплолюбивое растение, наконец, это удалось в Краснодарском крае, краснодарский чай – это российский чай.
Египетский чай у нас представлен цветочным чаем, давайте мы его заварим и посмотрим, что же будет с этим сухим цветком? (сухой цветок в течение 5 минут распускается).
(2 час)
Чай и чайная традиция играют важную роль в нашей жизни, именно поэтому чаю посвящено множество выражений, пословиц и поговорок. Давайте попробуем объяснить, что такое:
Чай с таком.
Чай вприглядку.
Чай внакладку.
Чай вприкуску
«Чай вдвоем»
Пословицы и поговорки:
Чай пьёшь - до ста лет проживёшь.
Без обеда не красна беседа.
Мы за чаем не скучаем.
Пей чай – удовольствие получай.
Самовар кипит – уходить не велит.
В этом доме и вода, что мед.
Чай пить – не дрова рубить.
Выпей чайку, забудешь тоску.
Не красен обед пирогами, красен едоками
А как правильно заваривать чай? (Воспитатель показывает детям, объясняя при этом, как правильно заваривать чай).
Заваривать чай следует свежей вскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода способна убить аромат самого лучшего чая. В чайник для заварки, желательно фарфоровый, кладут чай, заливают его кипятком, закрывают крышкой. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пену не следует – такой чай самый ароматный.
Дети при помощи воспитателя заваривают выбранный сорт чая у себя в чашке, накрывают блюдцем. В это время возможно проведение подвижных игр вдалеке от чайного стола, пока чай заваривается, «Чай, чай выручай» или «Как у Маланьи, у старушки».
Подвижная игра «У Маланьи, у старушки»
Дети вместе с ведущей выполняют движения, проговаривая текст:
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, семь дочерей
Вот с такими головами…(Показывают).
И с такими вот ушами… (Показывают).
Вот с такими волосами… (Показывают).
И с такими вот глазами… (Показывают).
И с такими вот носами… (Показывают).
Целый день сидели, ничего не ели.
А делали вот так. А как?
(На кого из детей ведущая укажет, тот должен показать какие-либо движения. Повторить можно 2-3 раза).
Воспитатель: Чай в России в прошлые века пили лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “Чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века были такие шуточные стихи.
Шуточные стихи.
1. Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить.
2. Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу,
Да петрушки корешок.
3. Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подать.
4. Гости с барином плевались,
Сам он даже озверел,
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
5. Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить.
А потом- то догадался,
Что забыл я посолить.
Воспитатель: Я думаю, что с вами такого не случится, ведь о том, как правильно заваривать чай, мы только что узнали.
Воспитатель: Дети, если в Японии во время чаепития не разговаривают, размышляют о смысле жизни, то в России за чаем общаются, поют чайные частушки.
Частушки.
1. На столе у нас пирог, пышки да ватрушки.
Так споем же под чаек чайные частушки.
2. В пляске не жалей ботинки! Предлагаю чай друзьям
Если в чашке есть чаинки, значит, письма пишут нам!
3.Хлебом-солью всех встречаем, самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем, говорим о том, о сём.
4. Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю, наливай горячий чай!
5. Посидеть за самоваром рады мы наверняка,
Ярким солнечным пожаром у него горят бока.
6. Самовар поёт, гудит, только с виду он сердит.
К потолку пускает пар наш красавец самовар.
7. Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого самоварного чайку.
Дети угощаются чаем, пробуют, рассказывают, какой чай они попробовали, с чем любят пить чай.
МАДОУ «Детский сад № 412» г Перми
«Утверждено»
Научно-методическим советом
Протокол № __от «___» _____2017г
Кратковременная образовательная
практика
«Пасхальные радости»
для детей 4-5 лет
Разработала воспитатель
первой квалификационной категории
Кондакова М.С.
Пермь 2017г
Содержание технологической карты
Аннотация для родителей | Аппликация – прекрасное средство для развития вашего ребенка: мелкой моторики, аккуратности, фантазии и творчества. КОП «Пасхальные радости» познакомит вашего ребенка с традициями русского народа, а именно с празднованием Пасхи, позволит создать украшения и открытки к празднику. |
Цель КОП | Расширение знаний о традициях русского народа, развитие мелкой моторики, развитие умения создавать украшения из бумаги и праздничные открытки. |
Количество часов КОП | 2 занятия |
Количество участников | 12 человек |
Перечень материалов и оборудования для проведения КОП | - бумага цветная, - картон белый, - клей ПВА, - ножницы, - белая бумага, - Фломастеры, -заготовки цыплят и курочки - иллюстрации по теме |
Предполагаемый результат | Дети познакомятся с пасхальными традициями, научатся создавать открытку к празднику методом аппликации и оригами, делать украшения для праздника. |
Тематический план занятий | Занятие. Беседа по теме, рассматривание иллюстраций. Задачи: расширение знаний о пасхальных традициях и символах. Создание цыпленка из бумаги. Занятие. Продуктивная деятельность. Задачи: Учить детей вырезать перья курочки методом сложения прямоугольника пополам, учить детей надрезанию края листа. Закреплять умение композиционно верно располагать перья на заготовке. Оформлять праздничную корзину с подснежниками методом оригами. |
Список используемой литературы:
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – Издательский дом «Цветной мир», Москва, 2010.
Сайт «В контакте», группа «Белка-поделка» https://vk.com/podelkabelka
«Как рассказать детям о пасхе» http://www.myshared.ru/slide/828153/
Приложение
МАДОУ «Детский сад № 412» г Перми
«Утверждено»
Научно-методическим советом
Протокол № __от «___» _____2016г
Кратковременная образовательная
практика
«Королевство любви»
для детей 5-7 лет
Разработала воспитатель
первой квалификационной категории
Кондакова М.С.
Пермь 2016г
«Королевство любви»
Цель:
Систематизация и обобщение у детей старшего дошкольного возраста понятий и представлений о нравственной ценности «любовь»;
Изготовление «сердечного» подарка для своих близких.
Оборудование: аудиозапись, бумажные сердца разного цвета, цветная ксероксная бумага, трафареты, ножницы, клей, фломастер черного цвета, красивый флакончик от духов, колокольчик, видеофайл мультфильм «Аленький цветочек» либо текст сказки.
Педагогические задачи:
Способствовать формированию представлений о такой нравственной ценности как «любовь», способствовать самовыражению ребенка, побуждать к проявлению своих чувств.
Воспитывать желание заботиться о близких.
Развивать речь (многозначность слова «сердечный», слова «любовь», родственные слова «сердце, сердечко, сердечный»).
Создать подарок для близких людей, для выражения своих чувств.
Ход практики
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну в волшебное королевство, правит в этом королевстве великая правительница, отгадайте как ее имя:
Это нежность, это дружба,
Это счастье, красота…
Это чувство всем нам нужно —
Без него прожить нельзя.
(Любовь)
Приходит к людям вновь и вновь,
Большое чувство под названием (любовь).
В этом королевстве правит любовь, и называется оно королевство любви. Скажите, пожалуйста, ребята, что является символом любви? (сердце) Чтобы попасть в сказочное королевство для нас приготовлены билеты, конечно они в форме (сердца). Выберите себе по одному билету, посмотрите, одинаковые ли у нас сердца? (Нет, они отличаются по цвету.) Сердца разные, потому что и любовь бывает разная. Давайте вспомним, какая бывает любовь?
Это самая настоящая радуга любви: красные сердечки — это любовь к семье, оранжевые — это любовь к друзьям, зеленые — это любовь к природе, желтые — это любовь к солнышку, голубые — это любовь к Родине, а фиолетовые — это любовь к самому себе. Возьмите из каждого подноса по одному сердечку. Давайте подбросим сердечки вверх и вместе дружно скажем.
Дети:
Прими планета наш салют,
Летит он выше крыши.
А мир наполнила любовь
Девчонок и мальчишек.
Ребята, а как мы можем показать, проявить свою любовь, например, к природе? Любовь к Родине? Любовь к себе? Любовь к своим близким? (ответы детей: рассказать об этом словами, заботиться, делать добрые дела, помогать, дарить подарки).
Сегодня мы с вами будем учиться делать приятное для своих любимых:
Не важно сложный иль простой,
Дешёвый или дорогой,
Главней, чтоб был он от души,
Его от сердца ты дари!
(Подарок)
Подарок будет не простой, а сердечный! Это милая мышка, почему она сердечная? (Она сделана из сердечек). Правильно, но сердечная она еще и потому, что мы ее будем дарить от нашего сердца в знак любви к сердцу близкого человека.
Шаг первый:
Вырезать из бумаги симметричные сердечки. Большое сердечко — это туловище мышки, среднее — это подставка для игрушки — мышки, два маленьких сердечка — это ушки для мышки и деталь — хвостик.
Шаг второй:
Согнуть большое сердечко пополам, затем отогнуть в стороны его округлые части вверху. Это будут лапки мышки.
Шаг третий: Смазать клеем одну половинку большого сердечка по его контуру, приклеить деталь хвоста и сверху её смазать клеем.
Шаг четвертый: Сложить большое сердечко (деталь с лапками и хвостиком) по сгибу пополам, склеить заготовку. Вот уже проявляется образ мышки! Появилось ее туловище!
Шаг пятый: Делаем ушки мышки. Приложить маленькие сердечки к острой части заготовки туловища (где планируется голова мышки), подвигать их по заготовке для лучшего определения места ушкам. Здесь нет конкретных точек. Всё зависит от вашей фантазии, какой образ вы создадите! Какая у Вас мышка будет — пугливая или храбрая, веселая или мечтающая. Приклеить ушки на выбранном месте.
Шаг шестой: Вырезать из бумаги черного цвета два маленьких кружочка, приклеить кружочки на носик мышки с двух сторон игрушки. Нарисовать фломастером усики и глазик. А может ей нарисовать ещё и реснички? Это Ваше творчество!
Шаг седьмой: отогнуть лапки и смазать клеем. Приклеить полученную заготовку мышки на среднее сердечко, которое будет служить подставкой.
(не обязательный) Шаг восьмой: Сделать вторую мышку, поставить их друг напротив друга. Вот они влюблённые мышки!
Давайте, ребятки, снова возьмем обратные билеты, разноцветные сердечки, они несут с собой частицу любви и давайте подарим их нашим гостям, с таким пожеланием:
Хотим любовь провозгласить страною,
Чтоб все там жили в мире и тепле,
Чтоб начинался гимн ее строкою
”Любовь всего превыше на Земле".
2 час практики
Беседа.
Воспитатель: Куда мы путешествовали с вами на прошлой встрече? О чем мы говорили? (ответы детей)
Игра-упражнение «Аромат любви»
Воспитатель:
— Знаете, ребята, когда я вместе с вами путешествовала по королевству Любви, я познакомилась с одним замечательным мудрецом. Я рассказала ему о нашей стране, о нашем д/с, о нашей группе, о каждом из вас. Он внимательно послушал меня и подарил вот этот хрупкий волшебный флакончик. Его волшебство в том, что он приходит на помощь тому, кто нуждается в любви. Для этого его нужно просто открыть и аромат принесет любовь тому, кто в ней нуждается. Но есть один секрет: для того, чтобы аромат любви не иссяк, каждый человек, который берет в руки флакончик, должен сказать добрые пожелания для тех, кого он больше всего любит, чтобы любовь никогда не кончалась. (Воспитатель открывает флакончик). Разрешите я скажу первая — для мамы, чтобы она никогда не уставала. (Воспитатель передает флакончик по кругу).
Дети:
Я для бабушки, потому что она меня любит и всегда со мной гуляет.
Я для папы, чтобы он был сильным и добрым.
Я для птичек, чтобы они пели песни своим птенчикам.
Для нашего города, чтобы он был красивым, а люди всегда улыбались.
Для нашей страны, чтобы люди всегда жили в мире.
Для солнышка, чтобы оно согревало всех своим теплом.
Для нашего д/с, чтобы в нем всегда звучал детский смех.
Для осени, чтобы она радовала богатым урожаем.
Для сестренки, чтобы она быстрей росла и не болела.
Для себя, чтобы я был честным и справедливым.
Как хорошо и прекрасно, когда мир, в котором мы живем, наполнен волшебным чувством любви.
Воспитатель:
— Вы наполнили им волшебный флакончик. Ребята, я знаю, что героям сказки «Аленький цветочек» очень нужна наша любовь (Открывает воспитатель флакончик и включает отрывок из м/ф «Аленький цветочек»).
— Назовите героев этой сказки?
— Подумайте и скажите похожи ли сестры друг на друга, какие они были?
Ответы детей.
Воспитатель:
— Молодцы, ребята, я с вами согласна. Скажите, пожалуйста, почему Настенька полюбила страшное чудовище, которого все боялись?
6. Игра «Портрет любви»
Воспитатель:
— Много сказано слов о любви. И все такие давайте подумаем вместе и скажем какая она?
Дети:
— Сильная, мудрая, справедливая, светлая, честная, красивая, заботливая, теплая и т.д.
Воспитатель:
— Да, правильно, любовь делает человека лучше, питает его сердце, помогает быть счастливым.
7. Круг «От сердца к сердцу»
Воспитатель:
— Встанем в наш замечательный круг. Слышите, это звучит колокольчик любви, тот, у кого он окажется в руках, должен позвонить им так, чтобы все остальные поняли, что эти звуки любви очень теплые, добрые сигналы человеческого сердца. (Воспитатель берет в руки колокольчик, звонит, передает рядом стоящему ребенку).
— Единственное, что хочется вам пожелать, дети, это спокойствия, мира, радости и красоты в вашем сердце.
Давайте дружно скажем:
Хотим любовь провозгласить страною,
Чтоб все там жили в мире и тепле,
Чтоб начинался гимн ее строкою
”Любовь всего превыше на Земле".
КОП «Королевство любви»
Цель: Систематизация и обобщение у детей старшего дошкольного возраста понятий и представлений о нравственной ценности «любовь»;
Изготовление «сердечного» подарка для своих близких.
Задачи:
1. Способствовать формированию представлений о такой нравственной ценности как «любовь», способствовать самовыражению ребенка, побуждать к проявлению своих чувств.
2. Воспитывать желание заботиться о близких.
3. Развивать речь (многозначность слова «сердечный», слова «любовь», родственные слова «сердце, сердечко, сердечный»).
4. Создать подарок для близких людей, для выражения своих чувств.
Материалы: аудиозапись, бумажные сердца разного цвета, цветная ксероксная бумага, трафареты, ножницы, клей, фломастер черного цвета.
Количество занятий: 2.
Возраст детей: 5 - 7 лет.
Структура занятий.
1 час: 1. Беседа о нравственной ценности «любовь», путешествие в королевство любви.
2. Игра «Салют любви».
3.Беседа о проявлениях своего чувства.
4. Изготовление сердечной мышки по образцу.
2 час: 1.Беседа 2.Игровое упражнение «Аромат любви». 3.Просмотр отрывка из мультфильма «Аленький цветочек» (предварительная работа просмотр или чтение сказки). 4. Игра «Портрет любви» 5. Круг «От сердца к сердцу»
Результат
Дети в ходе практики обобщат и систематизируют свои представления и понятия о нравственной ценности «любовь», изготовят своими руками сердечный подарок для любимых.