Краткосрочный инновационный проект по физическому воспитанию
в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста
с диагнозом ДЦП
«Жизнь в движении!» для 2 коррекционной группы МБДОУ №50.
Автор проекта: | Гринченко Ольга Константиновна, МБДОУ №50, г. Мурманска |
Соавторы: | Веребей Ольга Леонидовна, МБДОУ № 50, г. Мурманска Варданян Ирина Анатольевна МБДОУ № 50, г. Мурманска. |
Проблема:
1.Проблема сохранения и укрепления двигательной активности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2.Незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей.
Обоснование проблемы:
- неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми,
- недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста,
- нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми,
- невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Цель:
1. Развитие двигательной деятельности детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата через организацию игр малой подвижности.
2.Повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи:
1. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
2. Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей с диагнозом ДЦП.
3. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
4. Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
5. Развития мелкой моторики, быстроты реакции.
6. Формирования активных и координационных движений.
7. Развития психомоторных реакций, автоматизация двигательных навыков.
Актуальность проекта:
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты. Здоровье детей является абсолютной ценностью и включает в себя три уровня:
-биологическое;
-социальное;
- психическое;
Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет.
Не следует также забывать, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки двигательной активности, которая в сочетании с обучением дошкольников, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата методом совершенствования и сохранения координации движений и самоконтроля за собственными движениями приведут к положительным результатам.
По мнению Н. А. Ноткиной, М. М. Антроповой и С. В. Поповой, в понятие «здоровый образ жизни» входит воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, выработка потребности получения положительных эмоций. В связи с этим мною был разработан проект «Движение-жизнь!». Главное направление проекта – научить детей быть активными, любить движения, способствовать автоматизации двигательных навыков, воспитывать у него потребность в двигательной активности.
Выполнение проекта:
Девиз проекта:
Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость.
Тип проекта:
Педагогический
Участники:
Воспитатели, специалисты, родители, дети.
Целевая группа:
Дети 6-7 лет, родители.
Масштаб проекта: 1 месяц.
Образ конечного результата | Критерии оценки |
Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации к развитию двигательной активности у детей с ДЦП. | - Активность родителей при участии в мероприятиях и совместной деятельности. - Анкетирование родителей. - Отзывы родителей. |
Создана здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду. | - Блок нестандартного оборудования: - массажеры; - дорожки здоровья; - картотека опытов «Мое тело»; - картотека дидактических игр. |
У детей сформированы первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждой части тела для нормальной активной жизнедеятельности человека. У детей воспитана привычка к аккуратности и самостоятельности, привиты простейшие навыки самообслуживания. | - Диагностика детей; - Наблюдения за детьми. |
Планирование работы:
Этап работы | Виды деятельности | Сроки |
1 Этап: Организационный | Групповая консультация для родителей детей о целях и задачах внедряемого проекта; Дидактическое и методическое оснащение проекта; | 1 неделя |
2 Этап: Практический | Мероприятия по реализации проекта с детьми; Привлечение специалистов к работе по реализации проекта; Мероприятия с родителями; | 2 неделя |
3 Этап: Заключительный | Диагностика детей; Анализ полученных результатов; Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы; Рекомендации родителям; Рефлексия создателя проекта. | 3 неделя |
Риски:
Непостоянный состав детей, связанный с увеличением количества простудных заболеваний.
Пути преодоления:
Индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовления памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали.
Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
Проект представлен следующими этапами:
1 ЭТАП
Диагностический:
-Выявить уровень двигательных возможностей детей.
-Направить и скорректировать их деятельность.
Блок «Я - человек»
Цель: Формировать представление о себе как отдельном человеке; рассказать о способах защиты о себе.
2 ЭТАП
Практический:
-Организовать досуговую деятельность детей с ОДА.
Блок «Я осваиваю движения»
Цель: Рассказать о необходимости движений в повседневной жизни, познакомить с действиями, связанными с активизацией двигательных навыков и увеличением общей подвижности.
Продукты проекта для детей:
-Фотоальбом «Вот мы какие!»
-Аппликация «Мишка-силач»
-Дидактические игры: «Дуй сильнее»
- Игра малой подвижности ”Береги платочек”
Цель: развития мелкой моторики, быстроты реакции.
- Игра средней подвижности “Паук и мухи”.
-Игра на мелкую моторику ”Быстрая мышка”.
Цель: развития психомоторных реакций, автоматизация двигательных навыков.
- Пальчиковая музыкальная гимнастика «Маленькая мышка».
Цель: развития мелкой моторики (кистевой), способность развивать взаимосвязь слуховых и двигательных анализаторов.
-Физкультминутки: «Раз, два, три, четыре, пять!», «Посчитаем ёлочки», «Посуда», «Весёлые мартышки».
-Подвижные игры: «Охотник и черепаха», «Ходят капельки по кругу».
-Пальчиковые гимнастики: «Распускаются цветочки», «Мы делили апельсин», «Вышел дождик погулять», «Черепаха», «Пальчики».
-Дыхательные гимнастики: «Ветерок», «Ёжик», «Воздушный шарик», «Дверца открывается-дверца закрывается», «Подуй в дудочку».
-Зрительная гимнастика: «Далеко-близко», «Солнечный зайчик».
3 ЭТАП
Заключительный:
Блок «Я расту активным»
Цель: Формировать у детей зрительно-двигательную координацию, выносливость, гибкость, ловкость, способствовать нормализации мышечного тонуса и совершенствовать освоенные двигательные навыки: равновесие, ходьба, лазанье, мелкая и общая моторика, ориентировка в пространстве.
Работа с родителями:
• Была проведена консультация «Физоборудование своими руками»
• Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д.
Презентация проекта для родителей и специалистов на собрании.
• Была проведена выставка физкультурного оборудования, где высказывались мнения о его важности, значимости в развитии ребенка.
.Консультация «Роль игр малой подвижности в развитии двигательных навыков детей с ДЦП ».
Работа по совместной деятельности родителей и детей:
-Организована фотовыставка «Вот какие мы!».
-Проведен День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей с детьми
Результат проекта:
Проект «Движение-жизнь!» разрешил проблему, реализовал поставленные задачи. 91% родителей с огромным желанием приняли участие в спортивном развлечении; заинтересовались физоборудованием, изготовленного из бросового материала, выразили желание принять участие в его изготовлении для группы и дома. Родители поделились своими впечатлениями в тетради отзывов. Оформление родителями с детьми фотоальбома «Вот какие мы!» и выставки аппликации детей «Мишка-силач».
Изготовлен стенд «Ловкие пальчики».
Перспективы развития проекта:
1.Расширение проекта, добавления новых тем, форм работы.
2.Презентация проекта в детском саду, районе, городе.
Литература:
1.Крылова Н. И. «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения».
2. Меньшикова Л. А., Попова Н. Л. «Здоровей-ка в гостях у малышей».
3. Чернова, Тимофеева: Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста.
4. Мастрюкова Е.М., Физическое воспитание детей с церебральным параличом - М.: Просвещение, 1991 - 159с.
5. О. В. Узорова Е. А. Нефедова «Пальчиковая гимнастика».
6. Семёнова Е. М. (Автор-составитель) с 30 Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. 3-е изд.
7. http://detsad-kitty.ru/oformlenye/41982-dyxatelnye-uprazhneniya-i-igry.html (дыхательная гимнастика).
8. http://detsad-kitty.ru/metod/prez/38003-prezentaciya-zritelnoj-gimnastiki-pchyolka.html ( гимнастика для глаз).