СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочный курс по выбору "Подарки своими руками"для учащихся 5-6 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс разработан для учеников 5-6 классов, преполагает занятие прикладными видами творчества, направлен на  привитие вкуса, расширение общего кругозора.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный курс по выбору "Подарки своими руками"для учащихся 5-6 классов»













Краткосрочный курс

«Подарки своими руками»














Составитель

Куликова Александра Ольгердовна,

учитель русского языка

и литературы










2013 год

Пояснительная записка


Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Работа с разными материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Используемые в курсе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих занятий не только конкретный – украшения или полезные вещи для дома, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данный курс рассчитан на 8-9 занятий детей в возрасте 10-12 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.


Краткая характеристика курса


В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы, формы, приемы работы.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой и оформление изделия.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами: бумагой, картоном¸ нитками, природным и бросовым материалом. В процессе занятий, накапливая практический опыт, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей до моделирования и конструирования новых изделий.

Особенностью данного курса является то, что он дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.


Цель программы: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов;

развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей;

развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников;

воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма;

воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.


Формы контроля.

Рейтинг готового изделия.

Наблюдение.

Беседа, объяснения учащихся.

Практический контроль.


Условия реализации программы

Чтобы успешно обучить детей, педагог, прежде всего, сам должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе работы учащиесяя и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.


Ожидаемые результаты


Освоение детьми курса «Подарки своими пуками» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

-основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Участники курса получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

-осознанных устойчивых эстетических предпочтений, ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношение к искусству и к жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания изделия. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- овладеть навыками работы с разнообразными материалами и навыками создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.


Участники курса получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственно художественно - творческий;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- приобщаться к художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

- формировать собственное мнение и позицию;

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий у учащихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.


Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

В конце курса организуется выставка образовательных продуктов учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п

Изделия из фетра.

Цель изучения данной темы: формировать у младших школьников умение работать с фетром, вовлечение их в активную творческую деятельность.

Задачи раздела программы:

- расширить знания детей об уникальных качествах фетра;

- научить основным технологическим приемам изготовления игрушек и изделий из фетра.

Занятия данным видом рукоделия способствуют развитию у обучающихся:

-художественного вкуса;

- творческой активности;

- воображения;

- усидчивости;

-моторики рук;

- позитивной самооценки;

- рефлексии познавательных и творческих процессов.

Фетр (от франц. feutre - войлок) - особенный нетканый материал, изготовленный способом валяния пуха, шерсти и меха. Именно поэтому он не осыпается и очень удобен для рукоделия, особенно – для начинающих мастериц. Конечно, современный фетр бывает не только натуральным, но и синтетическим, особой роли для рукоделия это не играет. Он бывает разной толщины и самых невероятных цветов. Не мнется, не имеет лицевой и изнаночной стороны, у него высокая технологичность – фетр приклеивается, пришивается, легко режется. Изделия из фетра выглядят очень аккуратно. Поэтому фетр используется так широко. Для работы с фетром, собственно, нужно знать два основных шва: шов вперед иголкой и обметочный.

В последние годы изготовление из фетра акссесуаров и игрушек становится трендом прикладного искусства.

         Фетр производят из натуральных и искусственных волокон. Он может быть чисто шерстяным, такой фетр стоит не дешево и отличается мягкостью. Фетр представляет собой волокнистый материал, произведенный с применением нагревания, увлажнения, трения и других процессов для сцепления волокон меха, волос или шерсти в нетканую, плотно спутанную ткань.

Фетр, который мы используем в своих изделиях – это жесткий корейский фетр 1мм или 1,2 мм толщиной, 100% экополиэстер. В Корее этот материал очень популярен именно для детских творчества. Корейский жесткий фетр хорошо держит форму, он практически не растягивается и не рвется, на нем не образуются катышки. Шить игрушки из фетра можно руками, и на швейной машинке. Китайский фетр дешевле корейского, но он неоднородный и колючий. Этот фетр подходит для работы начинающим. Фетр американских и японских производителей мягкий. Он закатывается и ворсится. Полотно легко растягивается, из него можно шить то, что будет радовать глаз.

История и уникальные свойства фетра.

Точное время изобретения фетра неизвестно. Однако ученые установили, что этот материал существовал уже в XVIII в. Остатки фетра были найдены в захоронениях кочевников в горах Алтая и Сибири. Этот материал использовался для шитья и украшения одежды и различных предметов.

В настоящее время существует множество видов фетра: он может быть гладкий и ворсовой, различный по толщине и формату листов. Для нас предлагается широчайшая гамма цветов. Изделия получаются яркими, красочными.

У фетра высокая технологичность – он легко пришивается, приклеивается и режется. При вырезании деталей из фетра, по краю не образуется бахрома. У фетра нет «лица» и изнанки, как на обычной ткани. При раскрое игрушек из ткани приходится делать припуски на швы прибавлять 0,5 -1 см. Увеличивается расход ткани – добавляется работа. С фетром таких проблем не возникает – мы экономим материал, нет необходимости обрабатывать края изделия - поэтому простейшие изделия из фетра способен сделать любой, кто освоил шов «вперед иголку».

Виды швов

  • Шов «вперед иголку», шов - наметка, или сметочный шов - «пунктирный» ряд стежков. На одной стороне ткани стежки чередуются с пропусками. Длина стежков и пропусков должна быть одинаковой.

  • Шов «назад иголку», «за иглу», или строчечный шов – непрерывный ряд стежков с возвратом туда, где окончился первый стежок.

  • Стебельчатый шов - ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу.

  • Тамбурный шов - это непрерывная цепочка петель, выходящих одна из другой.

Петельный шов - ряд петелек, проложенный вдоль края ткани.

При создании изделий из фетра используются обычные швейные иглы, иглы для работы с бисером, ножницы, нитки, булавки, клеевой термопистолет, различные цвета фетра, бисер, пайетки, пуговицы.

           Изготовление изделий очень увлекает детей, ведь сделать и подарить необычный сувенир, эксклюзив, очень приятно. Сейчас в магазинах можно приобрести фетр разных производителй, термопистолеты, клей, глазки, носики, тесьму, бисер, кружево – все это мы используем в нашей работе или готовые фетровые наборы для творчества. Но нам намного интереснее придумывать свои модели. Вначале дети делают эскиз на бумаге, затем мы обсуждаем с ними из каких материалов и с помощью каких инструментов можно это сконструировать, обговариваем цветовую гамму и приступаем к работе. Иногда стимулом для творчества служат эскизы, придуманные мной, или зарисовки, взятые нами из сети интернет.

Технология выполнения.

1.Проектирование и зарисовка эскиза будущего изделия.

2. Подбор подходящего по цвету фетра, необходимых инструментов и материалов.

3. Заготовка выкройки – шаблоны. Готовую выкройку перенести их на ткань - прикрепив с помощью булавок, обвести мелком и вырезать.
4.Приступить к соединению деталей вручную. На основную деталь нашить или наклеить более мелкие детали: глазки, носик, цветы.

5.Затем детали скалывают булавками, изнаночной стороной наружу (если это предусмотрено) и прошивают, оставляя отверстие для наполнителя. Достают булавки. Выворачивают, наполняют, зашивают открытый участок.

Нас очень радует, что при использовании минимального набора инструментов, из фетра можно легко и быстро создать своими руками оригинальное, красочное, стильное украшение в подарок. Поэтому мы очень часто используем для изготовления наших изделий именно фетр. 

Попробуйте создать из фетра элегантную и женственную брошь-цветок. А может быть забавную игрушку или брелок. Уверяю, что создав свое первое изделие из фетра, вы влюбитесь в этот волшебный материал и просто не сможете остановиться, обязательно изготовите не одну великолепную поделку из этого чудесного материала! 



Учебно-тематическое планирование

Учебный план занятий курса «Подарки своими руками»


Номер

раздела

Название раздела.

Количество часов

1.

Введение: правила техники безопасности.

1

2.

Знакомство с различными техниками рукоделия. Работа с тканью и другими материалами. Выбор изделия.

1

3.

Моделирование изделия. Художественное конструирование изделия.

1

4.

Изготовление изделия.

1

5.

Изготовление изделия.

1

6.

Изготовление изделия.

1

7.

Изготовление изделия.

1

8.

Итоговое занятие. Выставка образовательных продуктов.

1



Тематический план занятий курса «Подарки своими руками»

(1 час в неделю. Всего 8 часов.)


Номер раздела,

темы

Название разделов и тем


Материалы

Кол-во часов.

1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности.


1

«Подарки своими руками»

2.

Путешествие в мир мастерства. Знакомство с разными техниками рукоделия. Выбор изделия.

Фетр, нитки, иглы, ножницы, декоративные элементы, клей, клеящий пистолет.

1

3.

Всё своё ношу с собой

«Брелоки и ключницы». Начало работы, моделирование и конструирование.

Фетр, нитки, иглы, ножницы, декоративные элементы, клей, клеящий пистолет.

1

4.

Милые мелочи

«Чехол для телефона». Изготовление изделия.

Фетр, нитки, иглы, ножницы, декоративные элементы, клей, клеящий пистолет.

1

5.

Домашние штушки

«Подставки под горячее». Изготовление изделия.

Фетр, нитки, иглы, ножницы, декоративные элементы, клей, клеящий пистолет.

1

6.

Милые мелочи

«Детский чехол для телефона». Изготовление изделия.

Фетр, нитки, иглы, ножницы, декоративные элементы, клей, клеящий пистолет.

1

7.

Милые мелочи

«Украшения из фетра». Изготовление изделия.

Фетр, нитки, иглы, ножницы, декоративные элементы, клей, клеящий пистолет.

1

8.

«Воля и труд дивные всходы дают». Презентация готовых образовательных продуктов.


1

Список литературы


1: Груша О. С. Волшебная мастерская. Мои первые шедевры, Москва, Феникс, 2012 г.

2. Максименко Т. Текстильные вещицы в дачном стиле. – Москва «отдельное издание». 2016г.

3. Образовательные технологии: сборник материалов. - Москва: Баланс. 2010г.

4. Ратковски Н. Разреши себе творить. – Изд. Манн, Иванов и Фербер. 2013г.

5. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. – Москва – Рига. 1999г.

6. Интернет ресурсы:

http://svoimi-rukami-club.ru/

http://modnoerukodelie.ru/

http://www.1-handmade.ru/

http://www.labirint.ru/books/450101/






Приложение 1


Подсолнух из фетра



На ткани желтого цвета рисуем цветок с мелкими заостренными лепестками. Вырезаем заготовку, прорезая каждый лепесток. Из фетра более бледного оттенка вырезаем кружок, который по диаметру будет чуть меньше первого. Приклеиваем вторую заготовку на первую. В серединку нашиваем бисер черного цвета. Цветок готов. При желании подсолнечник можно обшить зелеными листочками. Такая поделка станет ярким дополнением к декору покрывала или скатерти.


Астра из фетра  


На ткани рисуем цветок с тонкими лепестками. Вырезаем шаблон, прорезая каждый лепесток до сердцевины. Делаем таким же образом еще 4 заготовки, но каждый раз немного уменьшаем диаметр. Нитками мулине обшиваем каждый лепесток (по желанию). Выкладываем заготовки друг на друга, прошиваем их. Из контрастного оттенка фетра вырезаем небольшой кружок, собираем его в небольшой шарик и приклеиваем в сердцевину. Цветок готов. С обратной стороны поделки можно приклеить застежку и использовать фетровую астру в виде броши.  

Фиалка из фетра  

На ткани рисуем цветок с округлыми лепестками. Вырезаем заготовку, но не прорезаем лепестки до конца – только обозначаем их форму. Делаем 5 шаблонов. Складываем 4 цветочка 4 раза и пришиваем на основу. Фиалка готова.  

Приложение 2

Материалы и инструменты для мастер-класса "Чехол для телефона с тюльпаном"

- плотный фетр серого цвета;

- желтый фетр;

- зеленый фетр;

- нитки серые;

- нитки зеленые;

- ножницы;

- иголка.

Инструкции:

1. Положим телефон на тетрадную страницу и обведем его. Вырежем полученную фигуру, увеличив ее примерно на полсантиметра с каждой стороны. После этого вырежем еще одну такую же деталь из бумаги. На ней нарисуем цветок тюльпана и два листочка. Аккуратно вырежем листья и цветок.

3. Перерисуем контуры листьев и цветка на бумагу и вырежем, немного увеличив каждую деталь (примерно на 0,5 см с каждой стороны).

4. Используя бумажные заготовки, вырежем из серого фетра переднюю и заднюю части чехла.

5. Из желтого фетра вырежем цветок тюльпана, а из зеленого – листья. Для вырезания тоже воспользуемся бумажными заготовками.

6. Цветок подложим под переднюю часть чехла и пришьем его серыми нитками по краю швом «назад иголка».

7. Таким же образом пришьем сначала один лист.

8. А потом пришьем и второй лист.

9. Зелеными нитками обошьем верхний край задней части чехла. Обшивать край будем петельным швом.

10. Сложим части чехла лицевыми сторонами наружу и таким же швом сошьем боковые стороны и низ.


11. Осталось обшить петельным швом верхний край чехла на лицевой стороне.



Приложение 3

Очень простые подставки-апельсинки под чашки

Такие подставки сделать проще простого, а смотрятся они очень нарядно. Чашечка ароматного чая с лимоном станет еще вкуснее, если ставить ее на яркую цитрусовую подставку.



Все, что вам потребуется – это фетр двух цветов (оранжевый и белый для «апельсина», желтый и белый для «лимона», зеленый и белый для лайма»), иголка и нитки.

Этапы создания подставки-апельсинки:



Для одной подставки нужно два больших круга оранжевого цвета (нижняя сторона и кожица апельсинки), белый круг чуть меньшего диаметра и восемь оранжевых треугольничков (дольки).

К одной из оранжевых деталей приложите белый круг, а уже на него все восемь треугольников-долек. Укладывайте треугольники не вплотную, а с небольшим зазором, чтобы проглядывала белая подкладка. Сколите все детали булавками, чтобы заготовка не рассыпалась.

Прошейте каждый треугольник по периметру швом «вперед иголку». Так же поступите и с белым кругом. Уберите булавки. Лицевая часть подставки готова.

Сшейте лицевую и нижнюю части. Подровняйте края.

Вот и все, уютный аксессуар для чаепития готов. Согласитесь, получилось очень свежо и мило. Набор из таких подставок станет отличным дополнением кухонного интерьера. Кстати, если вы идете в гости и хотите сделать хозяевам небольшой приятный подарок, сшейте такие подставки, красиво упакуйте – презент готов!







Приложение 4


Последнее время совиная тематика очень популярна. Теперь и вы сможете смастерить милую совушку своими руками из кусочков фетра. Для работы понадобится фетр нескольких цветов. Неважно, что это будут за оттенки, главное чтобы они сочетались и выглядели гармонично.




Этапы создания совушки:


Вырежьте бумажные шаблоны деталей будущей поделки. Это туловище (2 детали), крылышки, клюв и глазки.

С помощью шаблонов раскроите фетр. Для этого материала не требуется делать припуски на швы, то есть детали вырезают сразу необходимого размера.

Начните собирать совушку. К лицевой части туловища приколите булавками крылышки, глазки, клюв. Предварительно попробуйте разные варианты расположения, чтобы найти самый удачный.

Пришейте детали обычным швом «вперед иголку», отступив от краев примерно на 2-3 мм. Нитки для этого можно подобрать в тон фетра или, наоборот, контрастного цвета.

После того как лицевая часть совы будет готова, соедините ее со второй половинкой туловища и сшейте все тем же швом «вперед иголку» или петельным швом. Чтобы придать игрушке небольшой объем, можно положить между деталями небольшой слой синтепона.

Как видите, сделать поделку из фетра своими руками очень просто. Такая совушка – отличный сувенир. А если, например, пришить к ней петельку, получится брелок или подвеска на мобильный.








Приложение 5



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 имени Героя России С.Л.Яшкина» города Перми


Сертификат

выдан

_________________________________


успешно прошедшему краткосрочный курс «Подарки своими руками»


с _____________по ______________


Так важно и ценно мгновенье любое,
Ведь в жизни минут незначительных нет.
Пусть будет удача всё время с тобою,
И ждёт впереди много ярких побед!


Руководитель курса ___________/Куликова А.О./