III. Просмотр презентации «Интересные факты про Казахстан! ТОП 10!» (2 минуты) Топ 10 интересных фактов о Казахстане 10Самая протяженная граница Граница между Казахстаном и Россией — самая длинная непрерывная сухопутная граница в мире, её длина — 7 512,8 км. 9GGG Казахстанский боксер Геннадий Головкин считается одним из лучших боксеров современности. В этом году Головкин повторил рекорд Майка Тайсона по количеству досрочно завершенных поединков. 8«Медео» Самый большой в мире высокогорный каток — «Медео». Он расположен в Казахстане (в 16 км от Алматы, на высоте 1691 м над уровнем моря). На нём установлено 170 рекордов. 7 Каждая третья пуля Казахстан — в числе мировых лидеров по металлодобыче. Во времена Великой Отечественной каждая 3-я пуля для советских войск была изготовлена из казахстанского свинца. 6 Шай В Казахстане наиболее высокие показатели потребления чая: 1,2 кг в год на душу населения. В Индии, например, употребляют 650 граммов на человека. Объёмы чайного импорта в Казахстане составляют $100 млн в год, причем зелёный чай здесь не популярен. 5 Балхаш Второе по размерам непересыхающее солёное озеро в мире — Балхаш — находится в Казахстане. Половина его воды пресная, половина — солёная. Феномен до сих пор не объяснён учёными. 4 Космодром В Казахстане находится первый и крупнейший в мире космодром Байконур. Именно с него был совершен первый полет человека в космос, были запущены первый в мире искусственный спутник Земли и искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. 3 Самый большой шатёр в мире Сооружение «Хан-Шатыр», расположенное в Астане, — самый большой шатёр в мире. Автор этого торгово-развлекательного центра — архитектор Норман Фостер. Входит в 10-ку лучших эко-зданий планеты и единственное в данной категории в СНГ (по версии журнала Forbes). 2 Уран В Казахстане сосредоточена пятая часть мировых запасов урана, благодаря чему страна занимает 1-е место в мире по его добыче. 1 Нур-Султан Столица Республики казахстан – самая молодая столица в мире Г. Организация работы в группах ( ответить на вопросы, 3 минуты ): - Какова основная информация презентации? - Какие факты, указанные в ней, вызвали у вас удивление? Почему? - Какие факты, по-вашему, создают имидж страны? Почему? - Что, по-вашему, не было освещено в презентации, но может работать на формирование положительного имиджа нашей страны? - На какую целевую аудиторию направлена данная презентация? - Кому еще будет интересна эта информация? Цель: создание проблемной ситуации для выхода на тему урока Дополнительный вопрос учителя (1 минута): - Насколько точно совпали ваши прогнозы? Почему? Выход на тему урока и цели обучения. | В группах учащиеся обсуждают просмотренные слайды и отвечают на предложенные вопросы. Спикеры групп, соблюдая тайм-менеджмент, знакомят класс с ответами на вопросы (3 минуты). Отвечает 1-2 ученика | Наблюдение учителя Самооценивание (ученик оценивает степень своего участия в групповой работе: 4 балла – я плодотворно работал в группе 3 балла – старался активно работать, но все силы не использовал 2 балла – я недостаточно работал в группе 1 балл – я не принимал участия в работе группы (записывает на полях в тетради Г – 1/4, 2/4...) | Учитель задает уточняющие вопросы учащимся в группе, если вся группа испытывает затруднение при выполнении задания |
Основная часть (25 минут) | IV. Организация работы с текстом в парах. Цель: работа с информацией, выделение главного в сплошном тексте. П. Задание: в парах прочитать текст о деятельности К.И.Сатпаева, заполнить таблицу (10 минут): Основная мысль текста | | Тема текста | | Целевая аудитория | | Мнение/гипотеза | | Дескрипторы: - выделяет основную мысль текста: одна встреча может изменить жизнь человека; - определяет тему текста: становление К.И.Сатпаева как великого ученого-геолога - определяет целевую аудиторию – молодежь - выдвигает гипотезу: человек, наделенный от природы удивительными достоинствами, проявит себя в любом месте. Каныш Имантаевич Сатпаев –гордость Казахстана Человек, богато наделённый от природы удивительными достоинствами, ярчайший представитель истинной национальной интеллигенции – Каныш Имантаевич Сатпаев, несомненно, проявил бы себя в любом месте, куда бы ни направила его судьба. Он и проявлял! В молодости юноша, переполненный энергией и вдохновлённый множеством вдруг открывшихся вариантов приложения молодецких сил, пробовал себя во всём. Известно, что трудовая биография начиналась для него с должности народного судьи. Менее известно, что молодой Сатпаев, к примеру, организовывал в те же годы самодеятельный театр, в котором ставил пьесу "Энлик-Кебек", написанную старшим товарищем по учительской семинарии Мухтаром Ауэзовым. Но по-настоящему судьбу Сатпаева навсегда определила одна-единственная случайная встреча. В 1921 году в родном Баянауле молодой судья повстречал нестарого ещё томского профессора Михаила Антоновича Усова, который приехал в Степь подлечить лёгкие. Случайность, столкнувшая Сатпаева с Усовым, предопределила всю его дальнейшую жизнь и обрекла стать тем, кем он стал. М.А. Усов в считанные дни заразил Сатпаева тем, чем серьёзно болел сам, – геологией. Так что неудивительно, что осенью того же года Каныш Имантаевич бросает юридическую практику (навсегда), расстаётся с прошлой жизнью и едет в Томск, в университет. А маститый профессор вовсе не делает удивлённые глаза, когда тот неожиданно появляется на его пороге, а наоборот – принимает в судьбе молодого казаха самое живое участие. И не только как учитель. Достаточно сказать, что Сатпаев во время учёбы жил не в общежитии, а в комнате, которую предоставил ему в своей квартире М.А. Усов. Позже Сатпаев познакомился и с самим В.А.Обручевым. И когда Каныш Имантаевич станет первым президентом Академии наук Казахской ССР, Владимир Афанасьевич будет избран её первым почётным академиком. Битва Сатпаева за Большой Джезказган – широко известна. Это был звёздный час Сатпаева-практика, автора величайших геологических открытий (мирового уровня!) в Казахстане. Открытий, во многом повлиявших не только на имидж республики, но и на судьбу и жизнь сотен тысяч тогдашних и нынешних казахстанцев. Самым грозным противником Сатпаева в "битве за Джезказган" были ленинградские чиновники от геологии. А уж на втором месте – неприветливые и враждебные природные условия. Чтобы доказать свою правоту, защитнику Джезказгана нужно было немногое – бурить землю. Бурить всегда, бурить везде! В том числе и зимой. А вот это как-то принято не было. Бурильщики ждали до весны. Но нетерпеливый Сатпаев, обладавший не только уникальным геологическим чутьём, но и огромной силы пробивными способностями, вырвал-таки у бюрократов разрешение продолжать разведочные работы зимой. Вырвать-то вырвал, но тут оказалось, что не только люди, но и техника, буровые станки отказываются работать в условиях зимнего Карсакпая. Их нужно было отогревать, укрывая в отапливаемых деревянных сараях. А для этого необходимы были хотя бы доски, которых в степи невозможно было сыскать. Останавливаться? Нет! Не такой человек был Каныш Имантаевич Сатпаев! А что делать? И первый геолог-казах придумал то, что вряд ли пришло бы в голову геологу-неказаху – утеплять станки… юртой! Придумка сработала: поставленные над станками войлочные стены позволили обогреть станки, бур вновь начал вгрызаться в землю, вынося с каждым метром керна на поверхность всё новые и новые аргументы в пользу Сатпаева. Самым знаменательным годом для Сатпаева стал 1946-й. В этот год он возглавил открывшуюся в Алма-Ате Академию наук Казахской ССР, к созданию которой приложил немалые старания. Несмотря на высоты, на которые вознесла его судьба, он до конца жизни оставался самим собой: тем самым пламенным юношей, немного – судьёй (руководство неспокойной научной общественностью сие предопределяло), немного – режиссёром (место обязывало), и всегда – исследователем. Физминутка для глаз. Задание: выписать из текста прилагательные в превосходной степени (5 минут). | Учащиеся читают текст, в парах обсуждают прочитанное, заполняют таблицу. Учащиеся выписывают в тетради прилагательные в превосходной степени: ярчайший, самый знаменательный, величайших, самым грозным. | Самооценивание работы в парах: 4 балла – я активно работал в паре 3 балла – старался активно работать, но все силы не использовал 2 балла – я недостаточно работал в паре 1 балл – к сожалению, моему одколасснику пришлось все сделать самому (записывает на полях в тетради П – 1/4, 2/4...) Самооценивание учащегося по образцу (по 1 баллу за каждое прилагательное) | В разноуровневых парах учащиеся помогают друг другу при необходимости |