СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочный план урока № 4.Тема:Мир уцелел, потому что смеялся "

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

планирование урока по теме  "Басни И .А.Крылова "

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный план урока № 4.Тема:Мир уцелел, потому что смеялся "»

Краткосрочный план урока № 4.Тема:Мир уцелел, потому что смеялся СОР № 5

Урок: Русская литература

3 четверть

Школа:СШЛ №23

Дата:

Имя учителя: Таженкулова С.У.

Класс: 7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Цели урока

7АИ8.Анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм) и др.

План


Этапы урока


Запланированная деятельность на уроке



Ресурсы

0-14мин.


15-35мин

1.Актуализация.

Декломация басен


2.Открытие нового.

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ

СОР №4 за тему «Сатира и юмор в литературе»

Критерии оценивания Обучающийся

• Выделяет и определяет роль художественных средств и стилистических фигур Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка


Задание

Прочитайте отрывок из басни, описывающий Волка, и выполните следующие

задания:

1. Басня «Волк на псарне» заключает в себе выражение отвлеченного понятия посредством образов (Волк – Наполеон, Ловчий - Кутузов). Определите, на какой основе построен этот отрывок и в чем смысл его иносказания?

А Аллитерация

Б. Аллегория

В. Ассонанс


2. Выделите звуковые и синтаксические выразительные средства, которые И.А.Крылов использует для полного раскрытия нравственной проблематики и в целях обличения человеческих пороков. Определите, какую нравственную проблему и пороки человека они помогают вскрыть автору в этом тексте?


Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

Но, видя то, что тут не перед стадом

И что приходит, наконец,

Ему расчесться за овец,

Пустился мой хитрец

В переговоры

И начал так: «Друзья, к чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры:

Забудем прошлое, уставим общий лад!

А я не только впредь не трону здешних стад,

Но сам за них с другими грызться рад

И волчьей клятвой утверждаю,

Что я ...»


Ответ:

1. Б. Аллегория.

2. Аллитерация – Ш,Щ,Ж,С,Ц;

Имитирует зловещее шипение, дрожь и клацанье зубов Волка. Инверсия – «хотел бы он съесть», «Пустился мой хитрец». Передают коварство хищника.

Критерий оценивания Дескриптор Балл Обучающийся


Выделяет художественные средства и стилистические фигуры

-находит в тексте художественные средства и стилистические фигуры;

-называет художественные средства и стилистические фигуры;


Определяет роль художественных средств и стилистических фигур.

-определяет связь между использованными художественными средствами и фигурами и идеей произведения;

-анализирует и истолковывает художественные детали и стилистические фигуры ,раскрывающие идею произведения;

-делает выводы об использованных языковых средствах.


Всего баллов 5











Раздаточный материал (текст с заданиями)





















































Дополнительная информация

Дифференциация – как вы будете предоставлять больше поддержки? Какие задания вы будете давать более способным ученикам?

Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс\ знания учащихся?

Межпредметные связи.

Здоровье и безопасность.

Поддержка ИКТ. Ценности.

Дифференцированный подход осуществляется во время выполнения заданий в группе и в паре для поддержки каждого учащегося. Повышение уровня мотивации у детей с высоким уровнем готовности к обучению и уровнем готовности выше среднего ( им предлагаются задания к текстам и графический органайзер). Учащимся, имеющим уровень готовности ниже среднего, уделяется внимание и контроль. Детям, испытывающим затруднения,оказывается дозированная помощь.

На уроке осуществляется формативное оценивание. Оценивание каждого вида речевой деятельности учащихся проводится по заранее составленным критериям и в виде устных комментариев учителя.

История, познание мира, литература, этимология слова. Кабинет будет заранее подготовлен для проведения урока. На уроке проведена физминутка, усвоение темы идет через активные формы обучения. Для применения ИКТ используется слайд- презентация. Взаимоуважение, взаимоподдержка, коммуникабельность прививаются при работе в классе, группе, паре.



Краткосрочный план урока № 3.Тема:И.А Крылов «Свинья под дубом»,

«Демьянова уха». Учимся читать и анализировать басню ФО

Урок: Русская литература

3 четверть

Школа: ПСШ

Дата:

Имя учителя: Туремуратова Г.М

Класс: 7

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Цели урока

7.1.2.1-Понимание художественного произведения

3Чтение наизусть и цитирование

7.1.2.1-. понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию

7.1.3.1-самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения связанные с характеристикой лирического героя и/или образа - персонажа.

План

Этапы урока


Запланированная деятельность на уроке



Ресурсы

0-10мин.














































11-37мин.


















































38-39мин.





40мин.











































1.Актуализация.

Д/З-Инсценировка "Волк и ягненок"-7 В-Карина,Наташа7Г;"Волк на псарне"-Пилипенко7В,Дильназ 7Г."Свинья под дубом"-Айжан 7В, Алина 7Г.

"Волк на псарне"-подготовка к СОР №5.

Отечественная война 1812 года, героический подвиг русского народа, разбившего иноземных захватчиков, вызвали широкий общественный подъем. В обстановке этого подъема складывалось и басенное творчество великого русского баснописца, являвшегося выразителем народных чаяний. События войны 1812 года вдохновили баснописца на создание таких басен, как «Волк на псарне», «Ворона и Курица», «Щука и Кот». Глубокое патриотическое чувство Крылова, проходящее через все его басни, вызывалось безграничной любовью баснописца к народу. Крылов выступал с критикой и обличением всего того наносного, безобразного, ложного, что порождалось несправедливостью и фальшью общественных отношений в эксплуататорском обществе. Заботе о личной выгоде Крылов противопоставляет готовность народа дружно встретить общую беду. Таков патриотический пафос крыловских басен, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года.

Инсценировка.

Анализ басни.(предыдущий урок)

Аллегория-Наполеон-Кутузов.Аллитерация – Ш,Щ,Ж,С,Ц; Имитирует зловещее шипение, дрожь и клацанье зубов Волка. Инверсия – «хотел бы он съесть», «Пустился мой хитрец». Передают коварство хищника.

Синтаксические выразительные средства, которые И.А.Крылов использует для полного раскрытия нравственной проблематики и в целях обличения человеческих пороков. Определите, какую нравственную проблему и пороки человека они помогают вскрыть автору в этом тексте?

Цитирование наизусть. "Волк и ягненок", "Волк на псарне"


Вывод:В баснях И.А.Крылова широко используется приём аллегории.

Аллегория пришла в литературу из притчи, сказки, особенно из сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, - такие, как Лиса, Медведь, Заяц, Волк. Каждый из них был наделён определённой чертой характера.

Басенный Муравей – олицетворение трудолюбия («Стрекоза и Муравей»), Свинья – невежества («Свинья под дубом»), Ягнёнок – кротости («Волк и Ягнёнок»). Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость. Но Крылов по сравнению с Эзопом не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют более важную роль – они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Басни Крылова имеют не только богатый бытовой характер, чисто бытовыми можно назвать лишь некоторые из них.


2.Открытие нового.

Работа над басней И.А.Крылова «Свинья под дубом».

Инсценировка басни.

Анализ содержания басни «Свинья под дубом».

- Что делает Свинья?

- Есть ли в её действиях какой-то смысл?

- Какие черты человека олицетворяет Свинья?

- Кого подразумевает автор под Дубом, Свиньёй и Вороном? (Дуб – русский народ, Свинья – невежда и невежа, Ворон – умный человек).

- Басня построена на антитезе – противопоставлении персонажей. Чем они отличаются друг от друга?


Работа над басней И.А.Крылова «Демьянова уха».

Из истории создания басни.


Часто басни И.А.Крылова являются откликами на реальные события общественной жизни. Басня «Демьянова уха» связана с современной писателю литературной жизнью.«Беседа любителей русского слова» - литературное общество, существовавшее в Петербурге в 1811-1816 гг. Его возглавляли Г.Р.Державин, в доме которого происходили собрания общества, и А.С.Шишков. Большинство членов «Беседы…» придерживались консервативных взглядов, выступали против реформы литературного языка, проводившейся сторонниками Н.М.Карамзина. В 1811 г. Крылов избирается членом «Беседы русского слова». Это не помешало ему иронически относиться к высокопоставленным участникам «Беседы…», в большинстве своём бездарным поэтам, сторонникам отживших литературных традиций, которых он и высмеял в басне «Демьянова уха».

Инсценировка басни.

Анализ содержания басни «Демьянова уха».


-Басня является сценкой, которую легко представить в лицах. Это образный рассказ, в котором не только сюжет, но и персонажи, и фон, на котором разыгрывается действие басни, приобретают реалистический характер. Как достигает этого баснописец?

(Прежде всего, разговорными интонациями, простотой, которые помогают обыденному житейскому случаю, бытовому анекдоту приобрести глубокое психологическое значение. В “Демьяновой ухе” даны бытовые зарисовки, тщательно выписаны все детали разыгравшейся сценки. Она настолько выразительна, что нравоучительное заключение кажется излишним, оно заложено во всем образном строе басни.)


- Басня “Демьянова уха” начинается сразу с диалога, в котором раскрываются характеры персонажей, настолько жизненные, что перед читателем не возникает вопрос о морали. Мы словно нечаянно ворвались в чужой спор. Крылов психологически верно и тонко разыгрывает сценку. Проследим поведение хозяина. Каков он в начале басни?

(Демьян вначале выглядит просто радушным хозяином, хлебосолом, широкой натурой. Но уже после третьей тарелки он становится мучителем и деспотом.)


- Как показано в басне, что Фока ел уху через силу? Почему он продолжал есть?

(Фоку не в силах отказать хозяину, пересиливает себя, боясь показаться невежливым и неблагодарным, хотя уха стала для него настоящим мучением. Этот забавный поединок заканчивается бегством Фоки, не выдержавшего гостеприимства Демьяна.)


- Теперь представим себе место, где происходит действие.

(Очевидно, что это крестьянская изба. Крестьянский уклад передан в языке персонажей.)


- В чём особенность языка басни?

(Много обращений (“Соседушка”, “мой свет”, “мой милой!”). Они создают колорит русской речи, богатой разнообразными оттенками (ласковое обращение, вместе с тем полное достоинства), помогают увидеть Демьяна и Фоку.Подлинно русские выражения (“я сыт по горло”, “нужды нет”, “на славу сварена”), метонимических выражений, не переводимых ни на один язык (“Я три тарелки съел”, “ешь до дна” и т. д.), слова с ласкательными и уменьшительными суффиксами (ушица).


- В каких случаях употребляется выражение “демьянова уха”?

Выявление морали басни «Демьянова уха».

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь:

Но если помолчать во время не умеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь:

То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем Демьяновой ухи.


Вывод.

И.А.Крылов принадлежал к кругу лучших российских литераторов, его талант высоко ценил Г.Р.Державин. Басни его переведены на европейские языки. Высшая награда для писателя – полное принятие его произведений народом, когда его литературные идеи, фразы, образы становятся поговорками и пословицами.

В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник великому русскому баснописцу И.А.Крылову, созданный скульптором П.Клодтом. Памятник Крылову был торжественно открыт 12 мая 1855 года.

Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый рельефами на сюжеты 36 басен Крылова. На нём можно увидеть героев басен «Квартет», «Лиса и виноград», «Мартышка и очки» и многих других. Памятник окружён оградой, установленной через 20 лет после открытия памятника.


3.Рефлексия.

- Какова мораль сегодняшнего урока? (Знать басни И. А. Крылова – значит знать русскую литературу и историю. Пользоваться «крылатыми выражениями» - значит показать себя образованным и эрудированным человеком.)


4.Домашнее задание.

Подготовка к СОР. Басня "Волк на псарне"

Иллюстрации из интернета ,рисункии, наизусть-задание на выбор.














Раздаточный материал (текст с заданиями)
























































https://www.youtube.com/watch?v=S-R2AH0UiCI

https://www.youtube.com/watch?v=8ehiMYxGUYE