СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочный познавательный творческо-исследовательский проект в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Что за чудо-огород на окне сейчас растет»

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный познавательный творческо-исследовательский проект в старшей группе»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЖДАНОВКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯСЛИ-САД № 3 «УГОЛЁК»











Краткосрочный познавательный творческо-исследовательский проект «Что за чудо-огород на окне сейчас растет» в старшей группе



























Подготовила:

Воспитатель Шепелёва М. Ю.













2022-2023 уч. год.

Методический паспорт проекта

Структура

Содержание

Тема

«Что за чудо-огород на окне сейчас растет»

Руководитель проекта

Шепелёва Мария Юрьевна

Исполнитель проекта

МБДОУ № 3 я-с «Уголёк»

Юридический адрес исполнителя проекта

86391, ДНР, г. Ждановка, квартал 26/34, д. 10-а

Адресация проекта

Проект предназначен для воспитателей старшей группы.

Цель проекта

-формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

-расширять и обобщать знания о том, как ухаживать за растениями, что для этого нужно.

- Развивать связную речь, фонематическое восприятие.

-воспитывать любовь к природе, трудолюбие. Создать в группе огород на подоконнике.


Задачи проекта

1. Расширить знания детей о культурных растениях.

2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (цветы, лук, редис, огурцы, помидоры);

3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

6. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, совместно с воспитателем делать записи в дневнике наблюдений

7. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

8. Развивать познавательные и творческие способности.

9. Учить составлять описательные рассказы об овощах.


Благополучатели проекта

(участники)

Дети старшей группы, педагоги, родители воспитанников.

Типовые особенности проекта

- краткосрочный,

- групповой,

- познавательный, творческо-исследовательский.

Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Дети познакомятся с культурными растениями.

2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

3. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

4. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

5. Создание в группе огорода на подоконнике.

6. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.

7. Активное участие родителей в реализации проекта.


Исполнители основных мероприятий

Воспитатель Шепелёва Мария Юрьевна







































Пояснительная записка

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, создаются условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.

Актуальность проекта: с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о условиях о необходимых для их роста. Наш проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных растениях. Научивших понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого будет зависеть от того, получает он уход или нет.

Таким образом, решаются задачи познавательно – исследовательского, социально – личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями- это развитее таких качеств как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремлённость.





Проблема:

В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать. Поэтому важно знакомить детей с ростом и развитием растений, выращивая их в помещении детского сада, используя для этого «огород на окне». Таким образом, решаются задачи

познавательно – исследовательского, социально – исследовательского,

социально – личностного, эстетического развития ребёнка.

Участие детей в проектной деятельности, стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

Для реализации проекта была создана положительная мотивация детей к исследовательской деятельности, вместе с детьми определены цели и задачи.


Содержание проекта

В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах. 

Была проведена работа по приобретению и изготовлению необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена.

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Во время наблюдений за ростом растений, дети вели дневники, где делали зарисовки и отражали результаты экспериментов в рисунках.

В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы, игры на данную тему. Рассматривание семян (укропа, моркови, пшеницы, огурцов), посадка семян и рассады.

Были проведены следующие опыты:

- наблюдения за ростом корневой системы лука в воде;

- наблюдение за ростом корневой системы фасоли и гороха в речном песке;

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».

В группе отвели место для лаборатории, где растения высаживались разными способами: между двумя плоскостями в вату, в камни. Высаживали луковицы, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, достигаем очень многого — на конкретном примере убеждаем детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

НОД с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».

Проведение дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?».

Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнение их по цвету, форме, размеру, вкусу).

Беседы о том, как выращивают овощи на огороде и в комнатных условиях.

  • Дети с большим удовольствием попробовали зелень, выращенную своими руками.

Планируем провести анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Дети с интересом проводили опытническую деятельность, занимательные опыты и эксперименты, которые побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, поддерживают у детей инициативу, сообразительность, критичность и самостоятельность.

Работу с детьми в рамках экологического проекта я строила на основе интегрированного подхода. В ходе работы над проектом дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. А результат данной работы - экологический праздник, досуг или викторина, например, «Осень, осень в гости просим», викторина «Овощи» и др.

Совместная и самостоятельная деятельность детей, которая проходила в игровой, сюжетной, театрализованной формах, ребята были более активны. Путешествия на поезде, самолёте, корабле, ракете в лес, на полянку, или в подводный мир, встречи с героями сказок и любимых книг увлекали детей, и давали возможность в занимательной форме понять сложную структуру взаимосвязей живых объектов в природном сообществе. Очень интересными получились занятия на тему: «Как растут растения», «Чудесные семена».

Знания, полученные детьми в ходе работы над проектом, помогли им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.






Этапы реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Сроки

Подготовительный

- Обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями,

специалистами;

- подбор необходимого материала для создания огорода;

- выявление знаний детей о жизни растений;

- составление перспективного плана.

октябрь

Основной

- Беседы по теме проекта

- Экскурсии

- Чтение художественной литературы

- Дидактические игры

- Загадывание загадок

- Рассматривание альбомов

- Разучивание стихотворений

- Продуктивные виды деятельности

- Сюжетно-ролевые игры

октябрь

Заключительный

Оформление материалов проекта:

- Диагностика уровня сформированности представлений о представителях разных профессий, о содержании их трудовой деятельности и предметах – помощниках.

- Определение перспектив, постановка новых целей.

октябрь



Работа с родителями:

- беседа с родителями о предстоящей работе;

- подготовка семян и луковиц;

- предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август.

План мероприятий с участниками проекта


Направ

ление

Форма проведения

Цель

Сроки прове

дения

Ответ

ствен

ный

Познавательное развитие

«Что за чудо-огород на окне сейчас растет»

Сформировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Расширять и обобщать знания о том, как ухаживать за растениями, что для этого нужно.

Воспитывать любовь к природе, трудолюбие. Создать в группе огород на подоконнике.



«Дикорастущие и культурные растения»

Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком, познакомить с интересными представителями мира растений.

Совершенствовать речь детей, расширять запас слов

Развивать разговорную речь, внимание, память.



«Что мы знаем об овощах»

формировать представления о плоде и семени с опорой на модели. Закреплять представления о том, где выращиваются овощи. Учить строить описательные рассказы.

активизировать знания детей о пользе овощей и фруктов.

Формировать навыки здорового образа жизни.



Художественно-эстетическое развитие

Лепка:

«Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин».

Задачи: Развить интерес и познавательную мотивацию.

Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым.



Рисование:

«Загадки с грядки».

Задачи: продолжать формировать обобщённые понятия об овощах. Закрепить умение передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию по картинно-графическому плану. Создавать выразительные цветовые и фантазийные образы при помощи различных художественно-технических средств (акварель, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пастель и т.п.)

развивать технические и изобразительно-выразительные умения, желание самостоятельно смешивать краски на палитре, для получения нужного оттенка (желание самого ребёнка). Уточнить представление детей о хорошо знакомых природных объектах, о многообразии овощей, отражать результат обобщения в развёрнутом речевом суждении.

воспитывать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.



Аппликация:

«Овощи на тарелке».


Задачи: продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой и овальной

формы из квадратов и прямоугольников.

Продолжать учить срезать углы способом закругления.

Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения.

Закреплять знание детьми названий и формы овощей.

Воспитывать сочувствие и отзывчивость к сказочным героям.




Рисование

«Овощные фантазии»

Дать представление правильно располагать рисунок на листе бумаги; учить передавать форму и цвета предметов; умение последовательно выполнять рисунок.

Корректировать наблюдательность, пространственное мышление, зрительную память.

Воспитывать интерес к изобразительному искусству и рисования.



Социально-коммуникативное  

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Закреплять классификацию растений по ценности для людей.



Сюжетно-ролевая игра «Огород».

  Создать условия для формирования социального опыта детей средствами игровой деятельности, в которых дети смогут:

- словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия.

- распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;

- выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, самостоятельно создавать игровые замыслы;

Воспитывать в себе:

- уважение к труду взрослых.

- положительные взаимоотношения и культуру поведения в общественных местах, употребление в речи вежливых слов.



Д/и: «Я знаю пять

овощей»

Формировать словарный запас.



«Овощные

названия», «Путешествие

в огород».

Упражнение на дыхание

«Аромат цветов»



регуляция циклов мышечного напряжения расслабления.






Д.И. «Культурные и дикорастущие растения».


 Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; расширить знания детей о комнатных растениях.



Д.И. «Во саду ли, в огороде»

Дать представления о труде работников

теплиц, учить детей правильно называть

трудовые действия.

Воспитывать трудолюбие, бережное

отношение к саженцам.



Д.И. «Овощи – фрукты»

Уточнить

знания детей о полезных продуктах, их

значении

для

здоровья

и

хорошего

настроения.




Речевое развитие

А. Стрижева «Огород на

опушке»;

стихи А. Максакова «Посадила в огороде»,Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,сказки К. Чуковского «Огород»,О. Емельянова «Что растёт на огороде»,

Дж. Родари «Чиполлино»

Загадки, поговорки об овощах и фруктах.

познакомить детей с художественной

литературой экологической направленности




Составление рассказа «Как я помогаю на огороде», «Мы посадим огород, чудо там произойдёт…»

Проговаривание чистоговорок: «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи».

Уточнить представления детей об овощах. Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Учить составлять описательные рассказы об овощах. Учить детей внимательно следить за ходом рас­сказа, добавлять по просьбе воспитателя нужное слово. Обогащать словарь детей по данной теме. Развивать внимание, память, мышление. Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие. Воспитывать любознательность.



Физическое рназвитие

ОРУ «Овощи»

Динамический час «Был у зайки огород»

Физминуткина тему «Овощи»

Пальчиковая игра «Капуста»,

П/и«Огуречик».П/и «Огород»

Учить

согласовывать движения рук и ног при

ходьбе и беге, действовать в соответствии

с текстом. Развивать быстроту реакции,

совершенствовать функциональные

возможности организма.




Итоговое занятие «Эколята - молодые защитники природы» 




























Ресурсное обеспечение проекта

Ресурсное обеспечение проекта:

1 Кадровое обеспечение.

Участники проекта:

- дети старшей группы;

- родители воспитанников (совместная деятельность);

- педагоги группы.

2 Информационное обеспечение.

- видео презентации;

- мультфильмы, фильмы;

- наглядно-дидактические пособия, книги.

3 Материально-техническое обеспечение.

- оборудование для ухода за растениями;

- семена, рассада;

4 Финансовые ресурсы.

-финансирование проекта осуществляется родителями и воспитателями на добровольной основе.

5 Информационные ресурсы.

– сбор и анализ литературы по данной теме, консультации и беседы с родителями.

Оценка эффективности реализации проекта

Для детей:

Закрепление и расширение знаний детей о родном крае и культурных огородных растениях нашего региона, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.

Формирование разносторонних знаний о растениях, овощах и фруктах.

Возрастание речевой компетенции:

- Сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам.

- Отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.

Развитие познавательных и творческих способностей.

3. Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.

Для педагога:

1. Пополнение предметно-развивающей среды по теме проекта;

2. Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач;

3. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Для родителей:

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

Перспективы развития проекта

В перспективе планируется продолжать инициировать детей к ознакомлению с дикорастущими и культурными растениями через использование технологии проектирования и через взаимодействие с социальными партнёрами. Продолжать развивать у детей интерес и знания о растениях. Данным проектом могут воспользоваться в своей работе педагоги.

Выводы

В результате реализации проекта:

-повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

-проявление у детей уважительного чувства к результатам своего труда;

-улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие

ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на

эмоциональное самочувствие детей;

-повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в

вопросах посадки и выращивания культурных растений.

Таким образом, взаимодействия и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволит добиться высоких результатов.




Литература

1.Проектныйй метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова – М.: АРКТИ, 2005г.

2.Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие

для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений.

Л.И.Егоренков - М.: АРКТИ, 2001

3. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 3 – 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

4.Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.

5.Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию -. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (Текст) – СПб.: «Детство ПРЕСС», 2012.

6. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.

7. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.

8. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.

9. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.


10