Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Мценска « Детский сад №4»
Краткосрочный проект
Экологическое воспитание
«Деревья – наши друзья»
Авторы проекта: Зубова Э.Н.
2017год
Паспорт проекта
Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников;
Специалисты ДОУ : педагог психолог, тифлопедагог и музыкальный руководитель.
Направление проекта: экологическое воспитание
Тип проекта:
• по количеству участников – коллективный
• по продолжительности – краткосрочный ( 4месяца)
• по содержанию — познавательно – исследовательский.
Интегрируемые образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие;
-Познавательное развитие;
-Речевое развитие;
-Художественно-эстетическое развитие
Актуальность: Каждый из нас является неотъемлемой частью природы. А ведь нас окружает множество живых существ и деревья, которые, как и люди тоже живут, дышат, растут, работают. Их работа в природе важнее и нужнее всего, потому что из углекислого газа выделяют кислород только растения. А еще деревья в лесу дают пищу и кров насекомым и животным. Деревья, как и люди, тоже хотят жить. А люди бездумно рубят деревья, не ощущая их боли, не слыша их мольбы, о пощаде.
Актуальность состоит в том, чтобы донести до детей что деревья тоже живые существа и когда ломают ветки они испытывают такую же боль, как и люди. В игре можно использовать ветки которые лежат на земле, т. е. сухие. Осознанно-правильное отношение к природе вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями, в том числе и на участке детского сада. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если он систематически знакомится с разнообразием деревьев, которые его окружает, демонстрирует его связь со средой обитания. Необходимо вдумчиво относиться ко всему живому, что нас окружает.
Актуальность: Что такое ДЕРЕВО? Дерево - живое, доброе существо, похожее на человека. Руки - веточки, туловище - ствол, ноги - корни. У дерева тоже есть кровь, это сок, который движется по стволу. Дерево умеет «разговаривать» - шелест листьев, удары веток друг о друга на ветру. Есть душа - это птицы, животные, насекомые, которые живут на дереве. Дерево нас радует цветением, угощает плодами. Деревья - это главные помощники человека, также оно символизирует семью (предки, родители, дети). Деревья, как дети, которых тоже нужно кормить, поить, заботиться о них, разговаривать с ними и главное любить, что дано матушкой природой!!!
Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев. Познакомить с деревьями средней полосы России.
Задачи:
Познакомить с названиями деревьев, с их ролью в жизни людей.
Познакомить с лиственными и хвойными деревьями нашего края.
Познакомить со строением деревьев и кустарников.
4. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей в игровой деятельности.
5. Различать названия деревьев, растущих на участке.
6. Привлечение родителей к совместным наблюдениям с детьми и разучиванию загадок
Предмет исследования
Процесс включения семьи и детей при ознакомлении детей с деревьями, как средство воспитания любви к природе.
Технологическая карта проекта
Теоретическая значимость проекта: систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях (особенности строения, произрастания).
Практическая значимость проекта: формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, развитие творческих способностей детей

Этапы реализации проекта
– Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– Подбор методической литературы для реализации проекта;
–Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
- Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели.
- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
- Подведение итогов проекта
- Оценка достигнутых результатов.
Предполагаемые результаты
Воспитанник будет Знать:
Иметь представление:
о деревьях родного края(лиственных и хвойных)
о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе;
об охране природы;
о наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы;
о значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
Уметь:
выполнять правила поведения на природе;
оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков);
изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
Предварительная работа:
- подбор иллюстративного материала по теме;
-подбор литературы по теме;
-подбор дидактических игр по экологии;
-оформление уголка «Мир деревьев» в группе;
-наблюдение в природе на прогулке
-беседы,
Сотрудничество с семьёй:
- консультация с родителями о проекте «Деревья нашего сада»;
- создание папки-передвижки для родителей «Красота осени»;
- сбор листьев для гербария;
- экскурсии по территории детского сада, рассматривание листьев на деревьях, сравнивание друг с другом, похожи или нет;
- подбор книг, иллюстраций по данной теме;
Продукт проектной деятельности: картотека игр по теме, конспекты занятий, совместные проекты, выставка поделок из природного материала родителей с детьми

В группе создан уголок природы. В нем собран: материал для экспериментирования, познавательная литература, схемы (дерево, кустарник, цветы), дидактические игры, предметные картинки на экологическую тематику.
Наглядно – дидактический материал
Дидактические игры
1.«Найди листок, какой покажу»
Цель: Найти предмет по сходству
2.«Такой листок лети ко мне».
Цель: Найти предметы по сходству.
3.«Найди, о чем расскажу».
Цель: Найти предметы по перечисленным признакам.
4.«Найди листок, как на дереве»
Цель: Найти часть по целому.
5.«Найди дерево по описанию»
Цель: Найти предмет по описанию
6.«Загадайте, я отгадаю»
Цель: Описать предмет по вопросам взрослого.
7. «Что лишнее».
Дидактическая игра «Экологическая лесенка»
Картотеки по теме
- Картотека загадок о деревьях.
- Картотека стихотворений о деревьях, кустарниках и травах.
- Картотека произведений художественной литературы по теме.
- Картотека бесед и сказок по теме «Деревья и кустарники».
- Картотека прогулок (наблюдения, подвижные игры, труд на участке детского сада)
Познавательное развитие
1. Беседы с детьми:
- «Здравствуй, дерево!»;
- «Какие деревья растут на участке»;
- «Как деревья помогают че ловеку»;
- «Как появляются деревья»;
- «Почему нужно беречь и охранять деревья»;
- «Как сберечь деревья?»
2. НОД
- «Деревья – наши друзья»
- «Деревья – какие они»
- «Лиственные деревья России»
- «Хвойные деревья России»
- «В гости к Лесовичку»
-»Ёлочка, ёлка – колкая иголка!»
Опытно-экспериментальная деятельность:
- Опыт 1 «Деревянный брусочек».
- Опыт 2 «Сравнение коры разных деревьев;
- Опыт 3 «С какой ветки эти детки?»
Речевое развитие
Составление описательных рассказов о лиственных и хвойных деревьях России.
2. Составление рассказа о дереве по предложенной схеме.
Ознакомление детей с художественной литературой
Чтение: И.Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель»,
А.Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»;
С.М. Прошин «Деревья – наши друзья»
П.Е. Гавриш « Поговорим о деревьях»
П.П. Лёвкина «Красавец Клен»
Презентация проекта детьми
«Деревья - наши друзья».
Они рассказывали почему выбрали именно это дерево, чем оно им понравилось.
Дети знакомили сверстников с особенностями жизни, выбранных ими деревьев.
Каждый ребенок представил сочиненную им сказку или рассказ о любимом дереве.
Художественно – эстетическое развитие
-И. Э. Грабарь «Рябинка»,
- С.М. Эдгаров «Осень в лесу»
- И. И. Шишкин «В сосновом бору»,
- И. Левитан «Золотая осень».
- И. И. Шишкин «Дубовая роща»
и беседы по их содержанию;
Художественно – эстетическое развитие
-запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом
сопровождении:
- Е.Кочеткова «Дерево»,
- «Дуб» и «Березовая роща»
И. Токмаковой
Художественно – эстетическое развитие
деятельность:
- рисование на тему «Дерево»;
«Листья потерялись», «Дерево дружбы»
- аппликация «Деревья летом и осенью»;
- декоративная лепка «Осеннее дерево», «Гроздь рябины спелой»,
Коллективная работа: «Чудо-дерево».
Плакат «Дерево желаний» и Акция «Елочка, елка –колкая иголка»
Коллективная работа
Прогулка
ёлкой, сосною.
Дети играли в подвижные игры «Раз, два, три к дереву беги!»
Составляли рассказы о своем любимом дереве.
Помогали воспитателю убирать на участке листву
Коррекционная работа педагогов группы
Работа с тифлопедагогом
Задачи работы тифлопедагога по теме «Деревья»
Ввести понятия: лиственные и хвойные деревья
Продолжать знакомит детей с видами деревьев (внешний вид, существенные признаки)
Уточнить представление об основных частях деревьев.
Упражнять в зрительном дифференцировании деревьев по величине в малом и большом пространстве.
4. Учить подключать мануальные действия при обследовании формы листьев.
Обучать элементарным способам передачи расположения веток рисунке дерева.
Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук.
7. Воспитывать бережное отношение к природе.
Работа с педагогом психологом
1. Познакомить детей с эмоциональными состояниями человека: радость, грусть и поведенческими особенностями, характерными для этих эмоций.
2. Развивать способность узнавать эмоции по их пиктограммам, предметным картинкам и отрывкам литературных произведений.
3. Формировать устойчивый, положительный интерес к природе, растениям и деревьям Родного края.
4. Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам и эмоциям окружающих людей.
Работа с музыкальным руководителем
Праздник «Осень в гости к нам пришла»
Работа с родителями
Консультация по теме «Как знакомить детей с деревом».
Предложить родителям вместе с ребенком дома продумать и оформить проект «Мое любимое дерево»,
Проконсультировать родителей как составить рассказ и сказку о дереве.
Принять участие в акции «Елочка, ёлка – колкая иголка»
Чтение художественной литературы с ребенком дома по теме проекта.
Предложить родителям оказать посильную помощь в оформление уголка Природы.
Поделки из природного материала
Вывод:
- продолжать изучать природу, растения и деревья родного края;
- познакомить с самыми необычными представителями растительного мира, которые встречаются на планете «Земля»