СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочный проект по экологическому воспитанию «Деревья – наши друзья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев. Познакомить с деревьями средней полосы России.

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочный проект по экологическому воспитанию «Деревья – наши друзья»»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Мценска « Детский сад №4»














Краткосрочный проект

Экологическое воспитание

«Деревья – наши друзья»

















Авторы проекта: Зубова Э.Н.






2017год


Паспорт проекта

Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников;

Специалисты ДОУ : педагог психолог, тифлопедагог и музыкальный руководитель.


Направление проекта: экологическое воспитание


Тип проекта:
• по количеству участников – коллективный
• по продолжительности – краткосрочный ( 4месяца)

• по содержанию — познавательно – исследовательский.

Интегрируемые образовательные области: 

- Социально-коммуникативное развитие;

-Познавательное развитие;

-Речевое развитие;

-Художественно-эстетическое развитие



Актуальность:  Каждый из нас является неотъемлемой частью природы.   А ведь нас окружает множество живых существ и деревья,  которые,  как и люди  тоже живут, дышат, растут, работают. Их работа в природе важнее и нужнее всего, потому что из углекислого газа выделяют кислород только растения. А еще деревья в лесу дают пищу и кров насекомым и животным. Деревья, как  и люди, тоже хотят жить. А люди бездумно рубят деревья, не ощущая их боли, не слыша их мольбы, о пощаде.

Актуальность состоит в том, чтобы донести до детей что деревья тоже живые существа и когда ломают ветки они испытывают такую же боль, как и люди. В игре можно использовать ветки которые лежат на земле, т. е. сухие. Осознанно-правильное отношение к природе  вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка  с растениями, в том числе и  на участке детского сада. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если он  систематически  знакомится с разнообразием деревьев, которые  его окружает, демонстрирует его связь со средой обитания. Необходимо вдумчиво относиться ко всему живому, что нас окружает.



Актуальность:  Что такое ДЕРЕВО? Дерево - живое, доброе существо, похожее на человека. Руки - веточки, туловище - ствол, ноги - корни. У дерева тоже есть кровь, это сок, который движется по стволу. Дерево умеет «разговаривать» - шелест листьев, удары веток друг о друга на ветру. Есть душа - это птицы, животные, насекомые, которые живут на дереве. Дерево нас радует цветением, угощает плодами. Деревья - это главные помощники человека, также оно символизирует семью (предки, родители, дети). Деревья, как дети, которых тоже нужно кормить, поить, заботиться о них, разговаривать с ними и главное любить, что дано матушкой природой!!!



Цель проекта: уточнить и расширить представления детей о деревьях, их строении; в доступной форме рассказать детям о пользе деревьев. Познакомить с деревьями средней полосы России.

Задачи:

  1. Познакомить с названиями деревьев, с их ролью в жизни людей.

  2. Познакомить с лиственными и хвойными деревьями нашего края.

  3. Познакомить со строением деревьев и кустарников.

4. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей в игровой деятельности.

5. Различать названия деревьев, растущих на участке.

6. Привлечение родителей к совместным наблюдениям  с детьми  и разучиванию загадок


Предмет исследования

Процесс включения семьи и детей при ознакомлении детей с деревьями, как средство воспитания любви к природе.


Технологическая карта проекта


  • Теоретическая значимость проекта: систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях (особенности строения, произрастания).

  • Практическая значимость проекта: формирование экологически грамотного и безопасного для природы поведения, развитие творческих способностей детей




Этапы реализации проекта

  • I. Подготовительный этап:

– Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

– Подбор методической литературы для реализации проекта;

–Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.

  • II. Основной этап:

- Реализация комплекса мероприятий направленного на достижение поставленной цели.

- Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

  • III. Заключительный этап

- Подведение итогов проекта

- Оценка достигнутых результатов.



Предполагаемые результаты

Воспитанник будет   Знать:  

  • правила поведения в природе;

  • деревья и их характерные признаки, какую пользу приносят людям

 

Иметь представление:

  • о деревьях родного края(лиственных и хвойных)

  • о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе;

  • об охране природы;

  • о наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы;

  • о значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

 

Уметь: 

  • выполнять правила поведения на природе;

  • оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков);

  • изготовление поделок и панно из собранного природного материала.


Предварительная работа:

- подбор иллюстративного материала по теме;

-подбор литературы по теме;

-подбор дидактических игр по экологии;

-оформление уголка «Мир деревьев» в группе;

-наблюдение в природе на прогулке

-беседы,


Сотрудничество с семьёй:


- консультация с родителями о проекте «Деревья нашего сада»;

- создание папки-передвижки для родителей «Красота осени»;

- сбор листьев для гербария;

- экскурсии по территории детского сада, рассматривание листьев на деревьях, сравнивание друг с другом, похожи или нет;

- подбор книг, иллюстраций по данной теме;

  • праздник «Золотая осень».


Продукт проектной деятельности: картотека игр по теме, конспекты занятий, совместные проекты, выставка поделок из природного материала родителей с детьми




  • В группе создан уголок природы. В нем собран: материал для экспериментирования, познавательная литература, схемы (дерево, кустарник, цветы), дидактические игры, предметные картинки на экологическую тематику.


Наглядно – дидактический материал


Дидактические игры


  • 1.«Найди листок, какой покажу»

  • Цель: Найти предмет по сходству

  • 2.«Такой листок лети ко мне».

  • Цель: Найти предметы по сходству.

  • 3.«Найди, о чем расскажу».

  • Цель: Найти предметы по перечисленным признакам.

  • 4.«Найди листок, как на дереве»

  • Цель: Найти часть по целому.

  • 5.«Найди дерево по описанию»

  • Цель: Найти предмет по описанию

  • 6.«Загадайте, я отгадаю»

  • Цель: Описать предмет по вопросам взрослого.

  • 7. «Что лишнее».


Дидактическая игра «Экологическая лесенка»

  • Цеди: закрепить представление детей о деревьях, кустарниках и травах и цветах (название, строение и польза для людей)

Картотеки по теме


  • Были созданы педагогами картотеки:


- Картотека загадок о деревьях.

- Картотека стихотворений о деревьях, кустарниках и травах.

- Картотека произведений художественной литературы по теме.

- Картотека бесед и сказок по теме «Деревья и кустарники».

- Картотека прогулок (наблюдения, подвижные игры, труд на участке детского сада)



Познавательное развитие


1. Беседы с детьми:

  • «Здравствуй, дерево;

  • «Какие деревья растут на участке»;

  • «Как деревья помогают че ловеку»;

  • «Как появляются деревья»;

  • «Почему нужно беречь и охранять деревья»;

  • «Как сберечь деревья

2. НОД

- «Деревья – наши друзья»

- «Деревья – какие они»

- «Лиственные деревья России»

- «Хвойные деревья России»

- «В гости к Лесовичку»

-»Ёлочка, ёлка – колкая иголка!»


Опытно-экспериментальная деятельность:

  • - Опыт 1 «Деревянный брусочек».

  • - Опыт 2 «Сравнение коры разных деревьев;

  • - Опыт 3 «С какой ветки эти детки?»


Речевое развитие


  1. Составление описательных рассказов о лиственных и хвойных деревьях России.

2. Составление рассказа о дереве по предложенной схеме.



Ознакомление детей с художественной литературой

  • Чтение: И.Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель»,

  • А.Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; 

  • С.М. Прошин «Деревья – наши друзья»

  • П.Е. Гавриш « Поговорим о деревьях»


  • заучивание: П. Воронько «Берёзка».

П.П. Лёвкина «Красавец Клен»

  • Отгадывание загадок по теме «Лиственные деревья», «Хвойные деревья».


  • пересказ сказки «Спор деревьев».

Презентация проекта детьми

  • Дети рассказывали о том материале, который они совместно с родителями поместили в проект

«Деревья - наши друзья».


Они рассказывали почему выбрали именно это дерево, чем оно им понравилось.

Дети знакомили сверстников с особенностями жизни, выбранных ими деревьев.

Каждый ребенок представил сочиненную им сказку или рассказ о любимом дереве.


Художественно – эстетическое развитие


  • Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года:


-И. Э. Грабарь «Рябинка»,

- С.М. Эдгаров «Осень в лесу»

- И. И. Шишкин «В сосновом бору»,

- И. Левитан «Золотая осень».

- И. И. Шишкин «Дубовая роща» 

и беседы по их содержанию;


Художественно – эстетическое развитие

  • Прослушивание:

-запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом 

сопровождении:

- Е.Кочеткова «Дерево»


- «Дуб» и «Березовая роща» 

И. Токмаковой



Художественно – эстетическое развитие

  • Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная 

деятельность:

- рисование на тему «Дерево»;

«Листья потерялись», «Дерево дружбы»

- аппликация «Деревья летом и осенью»;

- декоративная лепка «Осеннее дерево»,  «Гроздь рябины спелой»,


Коллективная работа«Чудо-дерево».


Плакат «Дерево желаний» и Акция «Елочка, елка –колкая иголка»

Коллективная работа



Прогулка

  • Проводились наблюдения за березкой, липой, осиной, кленом..

ёлкой, сосною.

  • Дети играли в подвижные игры «Раз, два, три к дереву беги!»

  • Составляли рассказы о своем любимом дереве.

  • Помогали воспитателю убирать на участке листву




Коррекционная работа педагогов группы

  • Цели: развивать зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, прослеживающую функцию глаз.



Работа с тифлопедагогом

Задачи работы тифлопедагога по теме «Деревья»

Ввести понятия: лиственные и хвойные деревья

  1. Продолжать знакомит детей с видами деревьев (внешний вид, существенные признаки)


  1. Уточнить представление об основных частях деревьев.


  1. Упражнять в зрительном дифференцировании деревьев по величине в малом и большом пространстве.


4. Учить подключать мануальные действия при обследовании формы листьев.


  1. Обучать элементарным способам передачи расположения веток рисунке дерева.


  1. Развивать зрительное восприятие и мелкую моторику пальцев рук.


7. Воспитывать бережное отношение к природе.


Работа с педагогом психологом

  • Цели: развивать эмоциональную сферу детей.

  • Задачи:

1. Познакомить детей с эмоциональными состояниями человека: радость, грусть и поведенческими особенностями, характерными для этих эмоций.

2. Развивать способность узнавать эмоции по их пиктограммам, предметным картинкам и отрывкам литературных произведений.

3. Формировать устойчивый, положительный интерес к природе, растениям и деревьям Родного края.

4. Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам и эмоциям окружающих людей.


Работа с музыкальным руководителем

Праздник «Осень в гости к нам пришла»



Работа с родителями

  • Консультация по теме «Как знакомить детей с деревом».

  • Предложить родителям вместе с ребенком дома продумать и оформить проект «Мое любимое дерево»,

  • Проконсультировать родителей как составить рассказ и сказку о дереве.

  • Принять участие в акции «Елочка, ёлка – колкая иголка»

  • Чтение художественной литературы с ребенком дома по теме проекта.

  • Предложить родителям оказать посильную помощь в оформление уголка Природы.



Поделки из природного материала


Вывод:

  • Проект способствовал расширению представлений детей и родителей о деревьях, повышению у них познавательного интереса.

  • Перспективы на будущее:

- продолжать изучать природу, растения и деревья родного края;

- познакомить с самыми необычными представителями растительного мира, которые встречаются на планете «Земля»