Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №28 «Колосок»
357600, г. Ессентуки, ул. Партизанская , 5-а
Тел.(87934) 7-30-70/ факс (87934) 7-30-97 E-mail: [email protected]
Краткосрочный проект
по пожарной безопасности
«Чтоб не случилась беда»
(старшая группа)
Подготовили, воспитатели:
Сгонник Е.И.
Сгонник А.М.
г. Ессентуки
2025г.
Паспорт проекта:
Тема: «Чтоб не случилась беда»
Тип и вид проекта: информационный, практико-ориентированный.
Сроки реализации: 1 неделя (25.04 – 30.04.2025г)
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)
Участники проекта: воспитатели, дети, их родители.
Актуальность проекта.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни.
Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, * общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должна исходить от всех без исключения взрослых. Заинтересованность каждого ребенка обеспечивает результат столь важной в наше время работы по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности и привитию им навыков правильных действий в случае пожара.
Для решения этих проблем были поставлены ряд задач:
- учить детей безопасным правилам поведения, ведению здорового образа жизни;
- добиваться постоянного снижения ущерба, наносимого жизни, здоровью и имуществу людей, окружающей среде поражающими факторами экстремальных и чрезвычайных ситуаций;
Роль воспитателя - формирование у детей правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения самостоятельно мыслить, разбираться в полученной информации и принимать конкретные решения.
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор.
Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Дошкольному учреждению и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Эффективным средством воспитания дошкольников являются правильно организованные воспитательные мероприятия по обучению детей поведению в чрезвычайных ситуациях. Проводя их, воспитатель активизирует деятельность воспитанников путем использования разнообразных методов; используем дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитываем его способности и возможности
Актуальность предложенных материалов объясняется преимуществом активных методов обучения и воспитания мерам безопасности в чрезвычайных ситуациях:
- во-первых, это активность ребенка в процессе их применения;
- во-вторых, при использовании активных методов в практике работы с дошкольниками наблюдается большая самостоятельность детей в непринужденной творческой атмосфере;
- в-третьих, применение этих методов влияет на развитие умственных качеств личности: любознательности, пытливости детского ума, умения решать самостоятельно любую задачу, умение мобилизовать свои знания и рационально использовать их при решении различных заданий.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
Образовательные
- Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного
- Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
- Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие
- Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
- Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
- Развивать творческие способности дошкольников
Воспитательные
- Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
- Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
- Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
- Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
- Прививать им навыков правильных действии в случае пожара.
- Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
- Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения
Принципы реализации проекта:
- Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
- Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Субъекты проекта:
- Воспитатели.
- Дети 5-6 лет.
- Родители.
Передполагаемые результат:
- Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
- Профилактика панического страха перед огнём.
- Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
- Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
- Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Этапы реализации проекта:
1 этап Подготовительный.
Разработка перспективного плана; подготовка цикла тематических мероприятий. Изучение методической литературы
II Этап Практический
Проведение цикла тематических мероприятий с детьми группы.
Подготовка консультаций для родителей по организации в домашних условиях мероприятий, способствующих профилактики несчастных случаев от пожа
III Этап Заключительный
Оформление выставки детского творчества по правилам пожарной безопасности "Правила пожарной безопасности - твои и мои".
Подведение итогов.
осуществление педагогического мониторинга и определение
дальнейших форм реализации проекта.
Примерное перспективное планирование недели пожарной безопасности «Чтоб не случилась беда».
Тема | | Задачи | Форма проведения |
25.04.235 День первый Работа с родителями | | Вовлечь родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс по формированию целостного представления у дошкольников пожарной безопасности. | Работа с детьми: - Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды» - Объявление конкурса детско- родительского плаката «Не играй с огнем» Беседа «Эта спичка - невеличка». НОД (рисование) «Пожарная машина» Работа с родителями: - Анкетирование родителей по теме проекта. - Памятка для родителей по пожарной безопасности. (сайт детского сада) |
28.04.235 День второй «Что такое огонь?» | | Формировать чувство повышенной опасности, исходящей от огня | Работа с детьми: - Беседа с детьми «Эта спичка - невеличка». - Дидактическая игра «Огнеопасные предметы». - Чтение художественной литературы: К.И.Чуковского «Путаница», А. Шевченко "Как ловили уголька" - НОД «Спички - не игрушка, огонь - не забава» Сюжетно ролевая игра «Семья собирается на прогулку в весенний лес» Работа с родителями: Консультация для родителей «Не жгите сухую траву» |
29.04.25 День третий Полезный огонь | | Понимать необходимость соблюдения правил пожарной безопасности | Работа с детьми: - НОД «Огонь - наш друг» - Просмотр презентации «Осторожно, огонь» - Чтение литературы: В.Ровицкий "Друзья в твоём доме"; Л Толстой "Пожарные собаки". - Заучивание стихов на противопожарные темы. Сюжетно ролевая игра «Мы пожарные» |
30.04.25 День Четвёртый Опасный огонь | | Знать свойства и качества предметов с точки зрения их пожарной опасности. Знать свойства огня. Уметь правильно обращаться с огнем Формировать определенное отношение к предметам - повышенным источникам пожарной опасности Люди силу и мощь ощутили С той поры, как огонь приручили. Но бывает огонь и другим - Не согреет ладошек он ваших Превращает все в пепел я дым. И жесток он, и грозен, и страшен. Твердо запомните правила эти. | Работа с детьми: - Дидактическая игра «Причины пожаров». - Чтение художественной литературы: Фетисов "Куда спешат красные машины", К.Паустовский "Барсучий нос"; - Прослушивание сказки «Кошкин дом». - НОД «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». Работа с родителями: Консультация для родителей «Электроприборы. Причины пожаров» |
|
Правила пожарной безопасности в ДОУ | | Уметь ориентироваться в пространстве помещения (группы, квартиры) Выделять на плане выход из помещения Знать первые действия при пожаре Знать порядок действий при пожаре | - Работа с детьми: Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями. - Чтение стихотворения С.Михалкова «Дядя Стёпа» - Дидактические игры: "Слушай внимательно", "Угадай профессию", "Разложи по порядку", "Собери картинку". Оформление выставки детского творчества по правилам пожарной безопасности "Правила пожарной безопасности - твои и мои". |
Результат проекта:
В ходе реализации проекта у детей: сформированы знания о правилах пожарной безопасности; созданы необходимые условия в группе по формированию у дошкольников целостного представления о пожаре и его последствиях; развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Родители совместно с детьми проводили дома беседы о пользе и вреде огня. Закрепляли с детьми темы предложенные в информационных буклетах.
Фотоотчет реализации проекта