Краткосрочный проект в подготовительной группе
на тему:«День православной книги»
Воспитатель: Сычева Татьяна Евгеньевна
Тип проекта: познавательный, информационный, творческий, групповой
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель
Сроки реализации проекта: краткосрочный (неделя).
Цель проекта:
Познакомить с историей возникновения православной книги, повышать интерес к чтению православной и детской книги, воспитание правильного отношения к православной книги.
Актуальность проблемы:
Духовное развитие детей очень актуально в наше время. Чем раньше дети будут знакомиться с истоками культуры своего народа, тем более просвещенное и культурное поколение будет подрастать.
Задачи проекта:
-Изучить теоретический материал об истории возникновения письменности и появления книг.
- Популяризация чтения.
-Учить оценивать нравственную и художественную стороны.
-Пробуждать интерес к изучению истории православной культуры средствами
художественного творчества.
-Развивать понимание детьми нравственных образов, духовных значений и смыслов.
-Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
-Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
-Воспитывать бережное и внимательное отношение к миру.
-Воспитывать любовь и интерес к искусству и культуре своего народа.
Предполагаемый результат:
1.Повысится интерес к чтению детской православной книги.
2.Выставка творческих работ детей: рисунки
3. Пополнение библиотеки группы.
4. Родители активные участники всех мероприятий в детском саду.
Этапы реализации проекта:
1 этап
Подготовительный этап:
1. Составление плана-схемы проекта.
2. Сбор информации, литературы по теме «Православные книги»
3. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
4. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
5. Презентация проекта.
2 этап
Основной этап:
- Беседы, рассматривание иллюстраций
- ООД Занятие на тему: «История возникновения праздника православной книги»
- Презентация: «История создания книги».
- ООД. Рисование «Православный храм».
- 2-я половина дня: раскрашивание буквиц
- Экскурсия в музей. .(Занятие проводится в музее детского сада.
Тема: 14 марта - День православной книги)
- Выставка православной книги
3 этап
Заключительный :
- Итоговое мероприятие. Праздник: «День православной книги»
- Выставка детских работ
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Православная основа духовно-нравственного воспитания»
Приложение.
1.Конспект занятия на тему «История возникновения праздника православной книги»
Воспитатель: Сычева Татьяна Евгеньевна
Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника.
Задачи:
духовно-нравственное воспитание дошкольников;
приобщение к православным ценностям;
развитие познавательной активности детей;
активизировать словарный запас речи.
Формирование словаря: православная книга, Кирилл, Мефодий, азбука, кириллица, язык, письмо, письменность.
Средства: хрестоматия «Добрый мир» №4, иллюстрации по теме «День православной книги», музыкальный диск «Добрый мир» («Прогулка» Б.Мусоргский),
Иллюстрации «Св.Кирилл и Мефодий», «Старинная и современная азбуки»,
«Алфавит и кириллица», «Иван Фёдоров и печатный станок», мольберт с холстом.
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, а вы любите разговаривать?
Конечно, мы просто не можем с вами без этого обойтись! Ведь нам надо рассказать друг другу новости, о чем-то кого-то попросить. Или просто играть друг с другом невозможно не разговаривая.
Так для чего же нам нужен язык? (Ответы детей)
Воспитатель: : Правильно, чтобы общаться друг с другом. Язык – это средство общения. Ну, а если вдруг случится так, что мы окажемся далеко друг от друга, и не сможем даже поговорить по телефону? Что же остается тогда?
Можно написать письмо. Значит бывает язык письменный.
А для чего еще нужен письменный язык? (Ответы детей)
Воспитатель: : Да, чтобы писать и читать интересные книги, учебники, учиться. Но было время, когда люди совсем не умели писать. Не было у наших предков – славян письменности. А вот как она появилась, я вам сейчас расскажу. (Далее показывает иллюстрацию с изображением Св.Кирилла и Мефодия)
Воспитатель: : Было это около тысячи лет назад. Жили в греческом городе Солуни два брата Кирилл и Мефодий. На экране вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, переводили книги. Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам в ответ на просьбу славянского князя Ростислава. Просил Ростислав прислать учителей, которые смогли бы рассказать славянам о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах и их смысле. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. (Показывает иллюстрацию с изображением алфавита и кириллицы)
Воспитатель: 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.
Посмотрите на алфавит. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.
Каждая буква имела свое название.
Букву А зовут Аз, что значит по-русски «Я». Так в священно книге Библии называет Себя Бог – Аз.
Букву Б зовут Буки, то есть «буква».
Имя буквы В – Веди, в переводе – «знай».
У буквы Г имя Глаголь, то есть «говори».
Букву Д называют Добро, по-русски это означает «хорошо».
Аз, буки, веди, глаголь, добро. Знаете, что у нас получилось? Азбуку знай и говори хорошо.
Конечно, сразу заметно, что начальные буквы слов как раз и составляют нашу "абевегедешку", азбуку. Учили азбуку раньше вслух, все вместе. Была даже такая пословица: "Азбуку учат, во всю избу кричат".
Воспитатель: А теперь прошу вас встать и выполнить со мной небольшую разминку.
Фикульминутка
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко,
(Дети должны стоять широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - два хлопка. Темп постоянно ускоряется.)
– А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
(Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.)
Воспитатель: Посмотрите на эту иллюстрацию. На ней изображены старинная и современная азбуки. (Показывает иллюстрацию) Подумайте, какие буквы похожи на современные, а какие отличаются.
Давайте нарисуем или раскрасим букву, которая вам понравилась больше всего. (Дети на мольберте рисуют буквы - по желанию)
Воспитатель: Славяне были очень рады: у других народов Европы не было своей письменности. У славян же теперь была своя азбука, и каждый мог научиться читать книгу! Учиться стали не только дети, но и взрослые люди. Писали острыми палочками на деревянных дощечках, покрытых воском. Дети полюбили своих учителей Кирилла и Мефодия. Маленькие славяне с радостью шли на занятия, потому что таким интересным было путешествие по дорогам Истины!
Прошло много времени, прежде чем человек придумал печатный станок.
Первым в России печатные книги издал Иван Фёдоров. Это было более 400 лет назад. (Показывает иллюстрацию с изображениями Ивана Фёдорова и печатного станка)
Воспитатель: С развитием науки и техники печатные станки превратились в современные печатные машины. Они работают они уже на электричестве. Созданы современные типографии - книжные фабрики.
Но русский народ никогда не забудет святых равноапостольный Кирилла и Мефодия. Их называют святыми учителями. Просветители – те, кто несет свет и освещает им всех. Без азбуки нет письменности, а без нее нет и книги, которая просвещает людей, а значит, движет жизнь вперед.
Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, узнали историю создания православной книги, познакомились со славянскими буквами, и совершили целое путешествие в историю русского народа.
Иллюстрация «Св.Кирилл и Мефодий», «Алфавит и кириллица»,
2.Экскурсия в музей.(Занятие проводится в музее детского сада.)
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: 14 марта - День православной книги
Воспитатель : Сычева Татьяна Евгеньевна
Цель: Познакомить с возникновением православной книги, повышать интерес к чтению православной и детской книги, способствовать развитию речи.
Задачи:
-Познакомить с теоретическим материалом об истории возникновения письменности и появления книг.
-Пробуждать интерес к изучению истории православной культуры средствами художественного творчества.
-Развивать понимание детьми нравственных образов, духовных значений и смыслов.
-Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
-Воспитывать бережное и внимательное отношение к миру.
-Воспитывать любовь и интерес к искусству и культуре своего народа.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в историческое путешествие. Мы поговорим с вами об истории возникновения письменности и появления книг, поговорим также об образовании православной книги. Познакомимся с историческими литературными деятелями, узнаем, какие были первые книги, кто их писал и, когда, и кем была напечатана первая книга. А занятие наше будет проходить в музее нашего детского сада, где есть уголок православной книги.
14 марта, день образования первой печатной православной книги в России.
(Включается презентация).
слайд (День образования православной книги)
слайд (Учреждение праздника)
Воспитатель
25 декабря 2009 года Священный Синод Русской Православной Церкви учредил ежегодный День православной книги и приурочил к 14 марта.
Воспитатель:
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!
В давние времена люди передавали сообщения с помощью гонцов. О своей жизни древние люди оставляли наскальные рисунки. В дальнейшем писать стали на глиняных дощечках. А в Древней Руси писали на бересте – это был дешевый, но не долговечный материал. С берёзы снимали верхний слой коры, кипятили, скоблили. После этой обработки, береста становилась мягкой, эластичной. На ней писали острым железным или костяным стержнем. Сохранилось не очень много таких берестяных грамот. Древние египтяне приблизились в большей степени к современным представлениям о книге. На берегах Нила, в Древнем Египте, роспапирус. Стебель этого растения очень легко расщепляется на волокнистые ленты. Из них вручную делали длинные полосы, выглаживали и сворачивали в свиток. Записи на этой ленте делались столбиками. Были даже железные книги.
слайд (Рукописные книги)
Воспитатель:
Появление бумаги было очень важной исторической вехой в культурном развитии человечества. Бумагу изобрели в Китае. Живет книга уже несколько тысячелетий, но не всегда она была такой, какой мы видим ее сейчас. Первые славянские книги были рукописными. Создавали их в тиши святых обителей монахи. Они старательно выписывали каждую буковку. Заглавные буквы писали красными чернилами. Книги переплетали в кожу и богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями.
Буквица– первая прописная буква книги или главы в книге. Но буква не простая, а украшенная. Такие буквицы были в старинных рукописных и печатных книгах. Сейчас книжки печатают, а давным-давно печатать их ещё не умели. Тогда книги писали от руки, украшали рисунками, буквицами. На каждую книгу уходило очень много времени и средств. Поэтому стоили книги очень дорого. Только самые богатые люди могли иметь дома книги. После сна мы с вами займёмся раскрашиванием буквиц. Каждый из вас придумает свой вариант оформления буквицы.
слайд (Создатели славянского алфавита)
Кирилл и Мефодий родились византийском городе Фессалоники. Братья получили прекрасное образование. Два византийских монаха Кирилл и Мефодий создали кириллицу - азбуку славян.
Обучаясь различным наукам на родном языке, мы пользуемся теми знаниями, основоположниками которых были Кирилл и Мефодий - создатели славянского алфавита. Кирилл и Мефодий были священнослужители и позднее были причислены к лику святых. И до наших дней дошли иконы этих святых.
слайд (Первая печатная книга «Апостол»)
На Руси начало книгопечатанию положил Иван Федоров(первопечатник).
19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору первой страницы первой печатной книги. За его работой с большим интересом следил пришедший в типографию царь Иван Грозный.
«Апостол»- первая книга на русском языке, которую отпечатал почти 500 лет назад Иван Федоров.
1 марта 1564 года в Москве вышла в свет первая датированная русская книга "Апостол" ("Деяния святых Апостолов")- шедевр типографского искусства. Это событие принято считать датой начала книгопечатания на Руси.
«Апостол» был напечатан Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в первой государственной типографии
Первопечатный «Апостол» отличает высочайшая редакторская культура. В нем не обнаружено ни одной орфографической ошибки, подчистки или опечатки. Исследователей продолжают восхищать высокохудожественные гравюры, филигранный рисунок шрифта, оригинально выполненные заставки и прекрасное качество двухкрасочной печати. Иван Федоров сам резал и отливал буквы, гравировал рисунки и заставки, редактировал и набирал текст и печатал весь «завод» — около 1200 книг. 60 экземпляров этого издания хранятся в крупнейших библиотеках и музеях мира. «Возлюбленный и чтимый русский народ, — обращался Федоров к читателям «Апостола». — Если труды мои окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью...».
Позже стали издаваться и другие книги. Сейчас они издаются миллионами экземпляров.
Это Священное Писание, и оно является главным источником знаний о Боге и руководством в жизни любого христианина. Все книги Священного Писания собраны в одну большую книгу – Библию (в переводе с греческого «книга»). Книгой книг называют Библию. Это самая распространенная книга на земле, по количеству она занимает первое место в мире. Библия повествует о трагических и радостных событиях в жизни народов в течение многих веков.
слайд (Библия)
В каждой семье должна быть Библия. У кого из вас есть дома эта замечательная книга? Когда вы станете старше, вы обязательно познакомитесь с Библией, ее отдельными главами.
слайд (Православные детские книги)
Существует множество детских православных книг, в которых простым и доступным языком рассказывается об основах православия. Книга наш лучший друг. Много нового и неизвестного можно узнать из книг.
Обращение писателя к читателям
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)
3.Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе
на тему: «Православный храм»
Сычева Татьяна Евгеньевна
Цель: научить детей рисовать церковь цветными карандашами.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с архитектурой церквей;
- учить рисовать купол православного храма;
- упражнять в рисовании простым карандашом и цветными карандашами;
- закрепить приём рисования цветными карандашами.
Развивающие:
- расширять словарный запас детей (пояснение таких слов, как Христиане, Храм, Икона, Молитва, Крест).
- развивать внимание, творческие способности;
- вызвать желание детей дополнить работы, рисуя небо, деревья;
- развивать у детей умение изображать рисунок по всему листу;
- развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе, усидчивость;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим;
Словарь: Христиане, Храм, Икона, Молитва, Крест.
Материалы для занятия: аудиозапись колокольного звона, наглядный материал с изображением православных храмов, карандаши (простой и цветные, листы формата А4.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, у нас сегодня с вами будет необычное занятие. Давайте закроем глаза и послушаем внимательно и представим, что мы слышим.
Педагог включает аудиозапись, колокольного звона. Дети закрывают глаза и слушают запись, представляя себе происходящее.
Педагог: Ребята, вы узнали, что это за звуки? Где можно услышать колокольный звон? (Ответы детей.) Правильно, голоса колоколов обычно слышны у церквей, соборов, которых в нашем городе много.
Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с архитектурой православного храма. Храмы отличаются от тех зданий, которые окружают нас. Дело в том, что эти здания строят для особых целей. В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор – главный храм. Жители всей округи собирались (отсюда и слово “собор”) на церковные службы, здесь же провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города. В городе, кроме главного храма, почти на каждой улице строили свою церковь. В неё приходили в радости и в горе.
(Педагог демонстрирует изображение деревянных храмов)
Педагог: Посмотрите, как древние мастера умело строили храмы, которые не перестают удивлять нас и по сей день.
Педагог: А сейчас мы рассмотрим архитектуру этих необычных зданий. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол с крестом, который по форме напоминает пламя горящей свечи. Окна в храмах служат не для того, чтобы смотреть из них на улицу, а чтобы в храм проникал свет. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба. Дверь обычно очень массивная.
Педагог: Ребята, посмотрите, на что похожи купал?
(Ответы детей.) Правильно вы заметили, что купол похож на луковицу - купол луковичной формы, на шлем богатыря – шлемообразная форма купола. Купол храма рисуется от середины. Сегодня мы с вами попробуем нарисовать храм. Но прежде чем приступить к работе, проведём небольшую физминутку.
(Педагог с детьми выходит из-за столов и проводит физминутку, затем предлагает сесть на свои места.)
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу!
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тихо покажем -
Крылья – сложили назад Покачивание рук
Встряхивание кистей рук
Машут руками
Присели
Руки сложили назад.
Педагог: Чтобы наши рисунки получились нежными и лёгкими, мы попробуем нарисовать цветными карандашами.
Педагог: Сначала мы нарисуем контур простым карандашом, а закрашивать будем цветными.
(Дети рисуют храм с куполом) На конце купола нарисуйте крест. Дополнить работу можно, нарисовав облака, деревья, траву.
Дети приступают к рисованию. Воспитатель индивидуально помогает детям, подсказывает, как лучше нарисовать элементы храма. Анализ занятия: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. У всех получилось по-разному изобразить храм- но каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какие элементы храма вы изобразили в своих рисунках? (Ответы детей: маленькие окошки, массивные двери, своды, арки, купола, крест). Ребята, а с каким настроением вы рисовали? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? А какие чувства вы вселили в свой рисунок? (Ответы детей.) Молодцы, постарались вы сегодня. Ваши рисунки получились яркие, интересные и аккуратные.
4.Сценарий праздника
«День православной книги»
Воспитатель: Сычева Татьяна Евгеньевна
Муз.рук.:Воротынцева Татьяна Владимировна
Дети с книжками в руках под музыку входят в зал и садятся на стульчики
1 ведущий: «Ребята, сегодня мы поговорим о верных и мудрых помощниках, советчиках. Попробуйте угадать, о чём пойдёт речь: «Кто без языка и без голоса, а всё рассказывает?» «Не рубашка, а сшита?» «Не человек, а рассказывает?»
Дети: «Книга!»
Предлагаем поиграть в игру «Закончи фразу». Мы проверим как вы знаете пословицы и поговорки о книгах. Взрослые помогают.
Слушайте внимательно.
1. Кто много читает тот много…. знает.
2. С книгой поведешься ума…. наберешься.
3. Нет умного соседа с книгой…. побеседуй.
4. Будешь книги читать будешь много…. знать.
5. Книга твой друг без нее, как без…. рук.
1 вед.: «В мире столько разных книжек
Для девчонок и мальчишек
Можно многое узнать
Если все их прочитать!
А сейчас ребята расскажут нам, какие бывают книжки.
1 ребёнок: «Первая книжка»
Книгу первую мою
Берегу я и люблю
Хоть пока и по слогам
Я её читаю сам
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки!
2 ребёнок: «Азбука»
У кого желанье есть
Чудо-азбуку прочесть
Буквы в ней от А до Я
Станут все твои друзья!
3 ребёнок: «Учебник»
Учитель у меня в портфеле
Кто? Быть не может? Неужели?
Взгляни, пожайлуста! Он тут.
Его учебнтком зовут
4 ребёнок: «Сказки»
Все ребята твёрдо знают
Сказки в жизни помогают:
Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда
Слабым помогать в пути
К людям с добротой идти.
5 ребёнок: Энциклопедия»
В библиотеке для ребят
Энциклопедии стоят
Бери, читай и много знай
Но книгу ты не обижай
Она откроет мир большой
А если сделаешь больной
Ты книжку навсегда
Страницы замолчат тогда
6 ребёнок: «Словарь»
Есть волшебная страна
Словами вся населена
Правит ими Государь
По прозванию Словарь
И относится он к ним
Словно к поданным своим.
Ведущий 1: А сейчас мы немного поиграем с вами.
Ведущий 2: Мы будем читать стихи, а вы будьте внимательны.
Ведущий 1: Там, где нужно, вы должны ответить «Это я, Это все мои друзья», а где не нужно промолчать.
Ведущий 2: Давайте хором повторим (Репетируют с залом рефрен). Приготовились!
Ведущий 1: Помнит, кто из вас друзья, что без книг прожить нельзя?
Ведущий 2: Кто читал так много книг, что не помнит, что же в них?
Ведущий 1: Кто так много книжек брал, что сдавать их забывал?
Ведущий 2: Знает кто из вас, друзья, что книги пачкать, рвать нельзя?
Ведущий 1: Кто из вас готов брать книжки, чтоб смотреть там лишь картинки?
Ведущий 2: Есть ли среди вас таков, кто день и ночь читать готов?
Ведущий 1: Есть ли среди вас такой, кто от книг бежит стрелой?
Ведущий 2: Ну, молодцы, не собьешь вас! Видно любите читать книжки!
1 вед: «Книга -очень ценная вещь. Много трудов затрачивается на её изготовление. Поэтому нужно обращаться с ней бережно!
2 вед.: «Дети, весна открывает целую череду самых светлых и ярких праздников: 8 Марта, Пасха, День Победы. И в чудесный хоровод этих праздников вплетается и новый праздник (ему 7 лет)- День Православной книги. Ребята. Мы уже говорили, что с книгами нужно обращаться очень бережно. Особенно благоговейно нужно относится к книгам, в которых написано о Боге. Такие книги мы читаем стоя, прежде осенив себя крестным знамением.»
1 вед: «И сегодня на наш праздник пришли самые главные Православные книги. Пусть книги представятся, а ещё лучше если загадают вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.
1 ребёнок: «Какой поэт, какой художник
К тебе не приходил любя?
Еврей, христианин и безбожник
Все, все учились у тебя!»
1 вед: «Ребята, что это за книга? (Библия) Правильно. Библия- это Книга книг, в которой раскрывается тайна происхождения мира, человека. Знание Библии во всём мире - это показатель уровня культуры человека. Это Вечная Книга. А сейчас ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о том, как господь сотворил мир. (Дети смотрят мультфильм)
2 ребёнок: Это книга не раскраска
Не придуманная сказка
В ней про мир и про Христа
От рожденья до Креста»
1 вед: «Что это за книга?» (Евангелие)
2 вед: «Правильно! Евангелие – это Добрая Весть!
Здесь всё наше спасение есть!
Читаем с любовью её неспроста
В нём слово и жизнь Иисуса Христа»
3 ребёнок: «Щит и меч взял богатырь
Он защитник смелый
Нам оружие Псалтирь
Щедрость наше дело»
2 вед.: Псалмы - это молитвы, в которых божий глас.
Как щит во время битвы, они спасают нас.
4 ребёнок: «Зажигаю я лампадку
На колени становлюсь
И, раскрыв свою тетрадку
Потихонечку молюсь…
«Пресвятая Дева Мати-
Я читаю по тетради
И всю ночь читать готов
Мой простой (Молитвослов)
2 вед.: «Молодцы ребята!
Пусть эти книги священные
Спутники вам неизменные
Будут везде и всегда.
Пусть эти книги спасение
Вам подают утешение
В годы борьбы и труда».
(Воспитатель предлагает отнести эти книги на выставку Православных книг)
1 вед : «Вот и подошёл к концу наш праздник небольшой.
Чтения вам духовного желаем всей душой!»
2 вед: «Ещё раз поздравляем вас с праздником Православной книги! Давайте запомним, что Книга - это великий дар человеку от Бога. От того какие книги мы читаем, зависит наше будущее».
1 вед: «Я думаю, что наши дети вырастут умными, здоровыми, счастливыми и добрыми людьми»
(Исполняется песня «Дорогою добра»)
Сегодня у нас в гостях председатель духовного клуба «Свет добра». Выступает председатель духовного родительского клуба и приглашает всех на выставку православной книги, где представлены книги, которые находятся в семьях нашей группы.
Под музыку вручают детям и гостям в подарок православные закладки для книг и детскую литературу для группы.
5.Работа с родителями
Консультация для родителей
«Православная основа духовно-нравственного воспитания»
В современном российском обществе нельзя быть образованным, культурным человеком, не зная основ культуры, которая базируется на православии. Первые рукописные книги писались монахами, это были летописи исторических событий и поучения, как жить в служении Господу Богу. Первая печатная книга - «Апостол» Ивана Фёдорова. Первые школы, библиотеки создавались при церквях и монастырях. Историческое прошлое нашего народа – это православие, это накопленный многовековой историей опыт культурной и духовной жизни государства.
Когда мы говорим о православных ценностях, то говорим о тех самых качествах человеческой души, которые много веков были присущи русскому человеку,составляли неотъемлемую часть его жизни: это любовь к Богу, любовь к ближнему во всех её проявлениях, любовь к Отечеству.
В православии разработано учение о добродетелях. Само это понятие является обобщённой характеристикой высоких устойчивых нравственных качеств личности, в нём подчёркивается деятельная форма усвоения добра («добродеять» - делать добро) – в противоположность лишь знанию о добре. Вера, надежда, любовь являются главными христианскими добродетелями.
Добродетели, связанные с отношением к ближнему,- милосердие, великодушие, терпение, кротость, незлобие, смирение, послушание, мужество, трудолюбие, воздержание и др.
Воспитание в системе православных ценностей позволяет сформировать целостное историческое сознание, более полно осмыслить личностную связь с историей своего народа и понять религиозные духовно-нравственные мотивы патриотизма и героизма наших предков.
Патриотизм в системе православных ценностей не сводится только к любви к Родине. В православном понимании любовь к Родине проявляется и в готовности отстаивать её от супостата до последней капли крови, и в решимости в случае необходимости отдать за неё жизнь. В патриотическое воспитание входит воспитание героической личности, способной на подвиги, лишения, терпеливое перенесение скорбей. Вся история нашего Отечества, её герои, святые, цари и простой люд, в невероятных испытаниях сохранившие наше государство, нашу веру, культуру и традиции, показывают нам, как жить достойно. В этом смысле патриотизм проявляется как религиозное чувство человека, живущего вечной жизнью.
Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Идеал наиболее близок миру ребёнка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями, он учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло.
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.