Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2 г.Сычевка.
Краткосрочный проект во второй младшей группе
Моя семья
Воспитатель: Никонорова Г.Н.
Паспорт проекта
Название проекта
Информационно - познавательный проект
«Я и моя семья»
Составитель проекта
Никонорова Галина Николаевна - воспитатель.
Проблема проекта
Проведя небольшое тестирование, мы определили, что не все дети знают о своей собственной семье: как зовут родителей (не разделяют понятия «мама» и «имя мамы»), кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает родственные связи, не понимают кто кому кем приходится, кто старший в семье, кто младший
Цель проекта
Формирование у детей первоначальных представлений о семье.
Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи Проекта
Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Сроки реализации проекта.
Проект рассчитан на 5 дней 2018уч.г
На кого рассчитан проект
Состав участников.
Проект разработан для детей младшего дошкольного возраста. Возрастной состав детей от 3 до 4 лет.
Родители, дети, воспитатели.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта.
Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважения и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Материально-технические ресурсы:
подбор художественной методической литературы;
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
дидактические игры;
сюжетно-ролевые игры;
подготовка атрибутов к играм;
подготовка консультаций, папок — передвижек, буклетов и анкет для родителей.
Содержание проектной деятельности.
1 этап – подготовительный:
Постановка целей задач;
подбор наглядно-иллюстративного материала;
подбор художественной литературы по теме;
изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
подбор материала для продуктивной деятельности.
2 этап – реализационный:
Работа с детьми:
подвижные игры, дидактические игры,
чтение художественных произведений;
продуктивные виды деятельности
Работа с родителями:
Консультации;
памятки;
беседы;
оформление папок передвижек,
изготовление альбома «Моя семья»
3 этап – заключительный:
Организация выставки-конкурса продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с детьми.
Проведение досуга.
Оформление генеалогического древа семьи.
Актуальность.
В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни. Ни у кого в целом мире не вызывает сомнения тот факт, что семья, как ничто другое, играет важную роль в жизни каждого человека. Но в бешеном темпе современной жизни общение родных и ребёнка зачастую минимизируется из-за их занятости и нехватки времени на духовное общение, душевную близость. Что в свою очередь привело к тому, что в настоящее время, часто любовь к семье, даже уже и дети дошкольного возраста, связывают лишь только с материальными ценностями, а не духовными. И, к сожалению, это не просто слова и предположения, а суровая правда сегодняшних отношений между родителями и детьми. С подобными «проявлениями любви» к своим родителям, я, работая со своими детками столкнулась уже неоднократно. Едва ли не ежедневно, мы слышим, как тот или иной малыш не желает одеваться и идти домой, а иногда даже и начинает бить свою маму, лишь только потому, что мама не купила ему конфетку, или отказывается купить ему по дороге домой шоколадное яйцо. Данный факт, я как педагог, не могла оставить без внимания. Ведь мы, педагоги, наравне с родителями несём нравственную, гражданскую и личную ответственность не только за духовную и физическую жизнь ребенка, но и складывающуюся в его сознании картину мира, отношения с миром.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Планирование по реализации проекта:
1. Рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций, открыток.
2. Д/и «Назови ласково»
3. Беседа «Моя семья»
4. Чтение художественной литературы.
Вторник
1.Чтение стихотворений о маме;
2.Пальчиковая игра «Моя семья»
3.Беседа «Моя мама»
4.Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Среда
1.Игра с мячом «Имя мамы»
2.Беседа «Мой папа».
3.Сюжетно-ролевая игра «Помощники»
Четверг
1.Аппликация «Моя семья»
2.Д/и «Кто какую работу выполняет»
3. Д/и «Как мы помогаем родным»
4. Физкультминутки
Пятница
1.Д/и «У бабушки в деревне»
2. Театрализация по сказкам
«Дедка и Репка»
3 Сюжетно-ролевая игра «Уложим куклу Машу спать»
4. Консультация для родителей
«Как преодолеть рассеянность у ребенка?»
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель:
расширение и активизация словарного запаса детей;
учить образовывать слова с суффиксами "чк-чн"
Содержание: Воспитатель показывает предметные картинки и предлагает произнести их ласково.
Чтение художественной литературы
Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк»
Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей при воспроизведении песенок; использую структурно-логическую схему, учить составлять связные высказывания на заданную тему; активизировать глагольную лексику.
Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама»
Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас эмоционально-оценочной лексикой.Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама»
Чтение стихотворений о маме
Моя мама
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети,
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
(В.Руссу)
**************************
Мама – солнышко, цветочек,
Мама – воздуха глоточек,
Мама – радость, мама смех,
Наши мамы лучше всех
************************
Ресницы
Рядом с мамой я усну,
К ней ресницами прильну.
Вы, ресницы, не моргните,
Мамочку не разбудите.
(Г. Виеру)
*********************
Пальчиковая игра «Моя семья»
"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Цель:
развитие мелкой моторики рук, речи, интереса к фольклорным произведениям, внимательности, способности сосредотачиваться;
воспитание добрых взаимоотношений между детьми, взрослым и ребенком.
Игра заключается в произнесении потешки:
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - я Вот и вся моя семья.
Беседа «Мамочка, мамуля»
Цель:
воспитывать уважение, доброе отношение и любовь к своей маме.
Задачи:
развивать внимание, речь, мелкую моторику рук, чувство ритма;
формировать представления о разных способах выражения любви к маме,
закреплять знание цветов;
воспитывать уважение, доброе отношение к своей маме.
Оборудование: кукла, фотографии мам, аудиозапись обращений мам к
своему ребёнку, макароны, покрашенные гуашью, шнурки или веревочки.
Предварительная работа: беседы о маме, разучивание стихов, песен о
маме, покраска макарон поролоновыми тампонами.
Воспитатель: дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте
мы с ними поздороваемся с помощью игры «Здравствуйте!»
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хпоп!
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ!
Здравствуйте, щёчки, плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки, плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки, чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки, щёлк-щёлк-щёлк!
Здравствуй, мой носик, бип-бип-бип!
Здравствуйте, гости! Привет!
Слышите? Кажется, кто-то плачет! Это же наша Алёнушка .
-Что с тобой случилось? -
Оказывается, Алёна не слушалась свою маму, поссорилась с ней и не знает,
как ей быть, как с мамой помириться. Как вы думаете, сможем мы помочь
Алёнушке?
Дети: сможем.
Воспитатель: давайте мы все вместе подумаем, как помочь, что нужно сделать?
Дети: попросить прощения: -Мамочка, извини меня пожалуйста, я
больше так не буду делать.
—Можно сказать маме ласковые слова.
Воспитатель: посмотрите, у нас есть фотографии ваших мам. Давайте
подберём для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и у нас
получится волшебный цветок, а ты Алёна слушай и запоминай, потом
скажешь их свое маме.
Дети подбирают слова: ласковая, красивая, весёлая, добрая, любимая,
родная, нежная, заботливая.
Воспитатель: молодцы, вот сколько чудесных слов мы сказали для мамы,
какой красивый цветок у нас получился. Чем ещё можно порадовать маму?
Дети: можно маме помочь что- то сделать. Помыть посуду, протереть
пыль, полить цветы, подмести пол, убрать за собой игрушки.
Воспитатель: давайте мы с вами споём о том, как мы помогаем маме.
Песня «Мамины помощники»
Мамочка, мамочка, мы тебе поможем,
Всё скорее уберём и на место сложим.
Мы платочки мыли, весело стирали,
Вот как мы сегодня маме помогали.
Веник в руки брали, быстро подметали,
Вот как мы сегодня маме помогали
Вот стоят цветочки, мы их поливали.
Вот как мы сегодня маме помогали!
Воспитатель: как ещё показать маме, что вы её сильно любите? Хлопните в
ладоши, когда ответ будет правильный.
Разбить мамину вазу. Так можно делать? Нужно хлопать или нет?
Попросить прощения за то, что разбил мамину вазу. Так можно делать? Мама
поймёт, что вы её любите? Тогда хлопайте! Теперь думайте сами, я не подсказываю.
Поцеловать маму в щёчку.- Сказать, что мама «плохая».
Залезть без разрешения в карман маминой сумки.- Обнять маму и
попросить: «поиграй со мной». Помочь маме помыть пол.- Намусорить фантиками от конфет на полу.
Хлопать вы умеете, умницы. Мама обрадуется, какие помощники растут.
Мы немножко поиграли и нисколько не устали,
Ты попробуй, угадай, кто позвал тебя, узнай!
Дидактическая игра «Узнай по голосу».
Послушайте внимательно запись на магнитофоне и узнайте, чья мама позвала.
Как хорошо, ребята, что у вас такие добрые любящие вас мамы!
Ещё можно порадовать маму тем, что сделать для неё подарок. Давайте сделаем для мамы красивые бусы. Приготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре - мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварёшку.
Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали- так мы маме помогали.
Наденьте макароны на верёвочку, составляя красивый узор. „Подарки
готовы. Какие замечательные разноцветные бусы у вас получились! Они
очень понравятся вашим мамочкам! Вот видишь, Алёнушка, как можно
помириться с мамой: попросить прощения, сказать ласковые слова, помочь
маме, подарить подарок.
Кукла благодарит детей за помощь.
Сюжетно ролевая игра «Семья»
Задачи:
расширять представление детей о семье (мама, папа, ребенок, бабушка).
закреплять знания о родственных связях и обязанностях членов семьи.
уточнить знания детей о месте ребенка семьи (ребенок-сын, брат, внук, дочь, сестра, внучка).
формировать умение выделять специфические для определенного взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками (мама заботливо кормит, укладывает спать, стирает и гладит белье, убирает в комнате, готовит вкусный обед, папа работает, бабушка помогает маме- играет с ребенком и гуляет с ним).
формировать умение детей играть рядом.
Игра с мячом «Имя мамы»
Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом. Дети строятся в круг и педагог дает задание «Нужно назвать имя своей мамы и бросить мячик соседу справа». Если ребенок затрудняется сказать имя мамы, педагог помогает ему и все дети проговаривают имя мамы ребенка.
Беседа «Мой папа»
Цель:
формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; роли мужчины в семье.
развивать связную речь детей, побуждая их составлять небольшие рассказы о своих папах.
с учетом гендерного подхода, расширить знания детей о социальной роли мужчин и женщин.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций с изображением мужчин и женщин.
разучивание стихов и песен о папе
рассматривание предметов, принадлежащих мужчинам и женщинам.
разучивание пальчиковой игры: «Семья».
Ход беседы
(Собираю детей около себя.)
Воспитатель: ребята, каждый из вас живет в своей семье. А что же такое семья?
Воспитатель:
Семья- это счастье, любовь и удача,
Семья-это летом поездки на дачу.
Семья-это труд, друг о друге забота,
Семья-это много домашней работы.
Воспитатель:
Мы с вами знаем пальчиковую игру «Семья»
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик- я.
Это вся моя семья.
Воспитатель: ответьте, пожалуйста, кто же в семье самый сильный, кто о нас всех заботится, защищает нас? Дети отвечают. Воспитатель: папа заботится о нас. В семье он самый сильный и смелый. Ваши сильные и смелые папы защищают вас, вашу семью. Они ваши защитники. И наши мальчики, когда вырастут, станут сильными и смелыми солдатами.
Воспитатель: каждый член семьи имеет свои обязанности. Что делает папа в вашей семье? Дети отвечают.
Давайте покажем что умеют делать наши папы
Пилить: вжик-вжик-вжик.
Накачать спущенное колесо: ш-ш-ш-ш-ш.
Работать дрелью: ж-ж-ж-ж-ж.
Пылесосить: у-у-у-у-у.
Покатать ребенка на плечах, как на «лошадке»: цоканье языком, сильно прижимая язык к верхнему небу и с усилием его отрывая.
Забивать гвозди: тук-тук-тук.
Поцеловать своего ребенка: вытянуть сомкнутые губы трубочкой и со звуком разжать их.
Воспитатель: у каждого члена семьи есть свои личные вещи. У меня целая коробка разных вещей. Они все перепутались. Какие-то вещи принадлежат маме, какие-то папе. Их нужно разобрать. Вы мне поможете?
Игра: «Разложи правильно».
Дети подходят к коробке с вещами, выбирают вещь, несут на стол, где стоят портреты мамы и папы.
Воспитатель: Молодцы, все разложили. О ком и о чем мы сегодня с вами говорили?
Дети отвечают.
Воспитатель: Мы говорили о семье. Кем же является папа в семье?
Дети отвечают.
Cюжетно-ролевая игра во второй младшей группе «Маленькие помощники»
Цель:
Игровой материал: предметы-заместители, игровая посуда, куклы (большая и маленькая, магнитофон, диск с весёлой музыкой. Подготовка к игре: чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники» Ход игры: (воспитатель вносит большую куклу). Воспитатель:ребята, к нам пришла наша кукла Катя. Давайте поздороваемся с ней. Она говорит, что хочет попросить вас о помощи. Её мама приходит домой с работы уставшая. Головка у неё часто болит. А кушать готовить конечно же нужно. Вот Катя хочет что-нибудь приготовить для мамы, но не умеет. Поможем Кате? - Ребята, посмотрите, сколько у нас продуктов – целый ящик, да? Что же можно приготовить? (ответы детей). Вот в ящике лежит что? Да, морковка. А это? Капуста и картошка. А что можно сварить из капусты, картошки и морковки? Да, можно сварить вкусный суп. Я знаю, Софья умеет варить суп. Она вчера рассказала, как помогала маме на кухне. Софья хочешь сама сварить суп? Молодец, Матвей дай Софье овощи: морковку и капусту. А где варить суп? Что у нас есть, ребята? Правильно, плита. А кастрюльку сама найдёшь, ладно? Так, а давайте разделим овощи, что супчик быстрее сварить. Рома, сваришь картошку? Спасибо, Ромочка, выручил. - Смотрите, в нашем ящике ещё есть много ягод, видите? Может и с ними что-то сделать, а то вед пропадут. Да, можно сварить компот. Хороший компот получиться! Кто хочет помочь сварить компот? Да, Арина и Артём. (Воспитатель помогает каждому индивидуально приготовить «еду», показывает необходимые игровые действия) Воспитатель: у кого готова еда? Ой, слышите, ключик открывает входную дверь. Это пришла мама Кати. Давайте устроим сюрприз: нальём в тарелочку суп и компот в стаканчик и поставим на стол. Вот она зайдёт на кухню и удивится, да? (Появляется большая кукла): Ребята, здравствуйте, вот не ожидала вас увидеть. Ой, какие молодцы, сварили с моей дочкой супчик и компот. Наверно, они такие вкусные! Можно я попробую? Тогда сейчас помою руки и сяду за стол. Как вкусно! Объедение! Суп с морковкой, картошкой и капустой. Я ещё хочу съесть одну тарелку супа. Можно? Спасибо тебе, Софья, большое-пребольшое. Ты сварила очень вкусный суп. (то же обыгрывается и с компотом) Какие молодцы – меня накормили. Я отдохнула, наелась. Да и голова перестала болеть. Ну вот, а теперь можно и повеселиться. Хотите танцевать? (дети вместе с куклой танцуют под музыку).
Конспект непосредственной образовательной деятельности.
Аппликация «МОЯ СЕМЬЯ».
Задачи:
обогащать и активизировать словарь детей.
развивать диалогическую форму речи.
формировать умение отгадывать загадки.
расширять знания о членах семьи.
закреплять умение называть членов семьи по именам.
воспитывать интерес к рассматриванию фотографических иллюстраций.
формировать умение наклеивать готовые детали, составляя изображение.
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов о семье, беседы о членах семьи, оформление альбома «Моя семья» (рисунки, фотографии)
Материалы: куклы в коробке, конверт с загадками, готовые элементы для аппликации, клей, клеенки.
Ход работы:
Воспитатель: ребята, я сегодня шла на работу, и встретила почтальона, он передал мне для вас письмо и посылку. Давайте почитаем, что же написано в письме.
(Открывает конверт).
Воспитатель: здесь написаны загадки, если мы их отгадаем, то узнаем, что в посылке, слушайте:
Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос ответим прямо: Всех милее наша (мама)
Воспитатель: правильно ребята, первая загадка отгадана.
Кто научит гвоздь забить, Даст машинку порулить, И подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым? Все вы знаете ребята Ну конечно это- (папа).
Воспитатель: молодцы, опять отгадали.
Кто любить не устает, Пироги для нас печет Вкусные оладушки Это наша (бабушка).
И последняя загадка.
Он трудился не от скуки У него в мозолях руки Он теперь и стар и сед Мой родной, любимый (дед).
Воспитатель: молодцы, все загадки отгадали, а теперь давайте посмотрим, что же лежит в посылке? (достает кукол- маму, папу, дедушку ,бабушку и пупса) Воспитатель: ребята, как же назвать их одним словом? (ответы детей). Правильно, семья! Посмотрите, у нас с вами есть альбом, называется он семейный. Давайте покажем его нашим куклам. Рассматривают фотоальбом.-Это чья семья? (отвечает ребенок) -Кто на фотографии, расскажи нам пожалуйста. -Как зовут твою маму, папу, бабушку, дедушку? - Какие они? (добрые, ласковые, хорошие, дети отвечают по одному). -Молодцы детки, всем нашим куклам очень понравились ваши рассказы и ваш альбом. -А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Кто на свете лучше всех», вставайте посвободнее: -Кто пришел ко мне с утра?( ходьба на месте) -Мамочка( руки вперед). -Кто сказал, вставать пора(хлопки) -Папочка (руки вперед). -Кто косички мне заплел?(поднять руки за голову и отпустить) -Бабушка(руки вперед). -Целый дом один подмел(наклоны вперед) -Дедушка(руки вперед) - Кто на свете лучше всех(прыжок) -Я!(руки в верх) Это вся моя семья!
Воспитатель: скажите ребята, а вы дома помогаете? (ответы детей). -Как вы помогаете?(ответы детей) -Молодцы ребята.
Пальчиковая игра «Семья»
Соединяем пальчики ,постукивая друг об дружку. Этот пальчик мамочка. Этот пальчик папочка. Этот пальчик дедушка .Этот пальчик бабушка .Этот пальчик я. Вот и вся моя семья!
-Пальчики готовы, теперь мы пройдем с вами к столам и заселим каждую семью в свой домик. Показ и объяснение воспитателя, как сделать работу, образец перед глазами детей. В ходе работы помочь тем, у кого не получается. Дети делают аппликацию.Воспитатель: ребята, когда мы будем дарить свой подарок, будем говорить добрые слова -Какие добрые слова мы знаем: -Милая, добрая, красивая, ласковая- для мамы и бабушки. -Смелый, отважный, ловкий ,добрый- для папы и дедушки. -Посмотрите ребята, куклам очень понравились ваши работы, и они приглашают вас на чаепитие.
Игра «Кто какую работу выполняет»
Цель:
дать представление детям о семье, как о людях, которые живут вместе;
учить строить элементарные родственные связи;
активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
развитие умения рассуждать и доказывать, развитие мышления;
воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Ход игры:
Дети выходят к доске. Каждому ребенку показывается картинка с того или иного действия членов семьи, дети рассматривают картинку и говорят. Что на ней изображено (например: мама варит суп, дедушка читает книжку, бабушка вяжет носочки)
Дидактическая игра «Как мы помогаем родным»
Цель:
формировать образ «Я», умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи;
развивать представление о своей семье;
воспитывать чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Играют 2 – 8 человек.
Раздают по 1 карточке с родственниками. Маленькие карточки с предметами переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по 1 карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей бабушке?» (маме, тете и т.д.). например: «Я помогаю своей бабушке варить суп», если ребенок сказал правильно, он оставляет себе карточку, если нет – возвращает в стопку. Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не окажется 5 карточек или не закончатся карточки в стопке. Победит тот, у кого будет 5 карточек или больше всех карточек.
Физкультминутки.
«Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают) Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
***************************************************************************
Ладушки
«Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки! (Хлопают в ладоши) А у бабушки ладони все в морщинах собраны. (Показывают руки ладонями вверх) А у бабушки ладони добрые-предобрые. (Поглаживают ладони друг о друга) Все работали ладони долгими годами. (Постукивает кулаками о ладони) Пахнут добрые ладони щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются) По кудрям тебя погладят добрые ладони. (Имитируют поглаживания) И с любой печалью сладят теплые ладони. (Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них) Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки! (Хлопают в ладоши)
***************************************************************************
Дидактическая игра «У бабушке в деревне»
Цель:
расширять представления детей о домашних животных и их детенышей, их характерных особенностях;
учить правильно обращаться с домашними животными; различать по внешнему виду овощи и фрукты, называть их;
расширять представления о выращивании овощных и фруктовых культур;
знакомить детей с русским бытом в деревне.
воспитывать у детей доброе отношение к животным, желание ухаживать за ними, проявлять заботу; интерес к выращиванию овощей и фруктов;
развивать игровой интерес; побуждать к двигательной и интонационной имитации.
Театрализация по сказке «Дедка и Репка»
Цель:
создание предпосылок для творческого развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности
Задачи:
развитие творческих способностей
развитие коммуникативных качеств
нравственное воспитание
формирование чувства успешной самореализации
привитие культурно – эстетических норм
создание условий для совместной деятельности детей и взрослых
Сюжетно ролевая игра «Уложим куклу спать»
Цель:
развивать детское творчество и игровой замысел, способствовать возникновению игр из окружающей жизни с учётом личностно-индивидуальных особенностей детей.
воспитывать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.
формировать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, учить взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Как преодолеть рассеянность у ребенка?»
Рассеянность - этo психическое состояние, для которого характерно отсутствие сосредоточенности, внимания.
Рассеянный ребенок не умеет выделять главное при наблюдении в деятельности, следовать четкому порядку, быть организованным и исполнительным.
Обычно рассеянность - результат неправильного воспитания.
Если ребенок приучен к порядку, усвоил навыки дисциплины и организованности, привык заканчивать начатое дело, он не может быть рассеянным. И наоборот, если родители позволяют нарушать режим, а беспорядок в уголке ребенка и его забывчивость расценивают как мелочи, то незаметно в поведения дошкольника появляются неорганизованность и рассеянность.
Эти качества особенно отрицательно скажутся в школьном возрасте. Рассеянному школьнику трудно учиться, он отвлекается, не слушает объяснения учителя, может не выполнить задания. Рассеянный ученик часто попадает в смешные и досадные положения.
Что можно сделать, чтобы воспитать внимание, сосредоточенность у ребенка, преодолеть его рассеянность?
Прежде всего, не следует упрекать дошкольника и наказывать его за несобранность, забывчивость, неаккуратность. Необходимо терпеливо тренировать его в правильном поведении, учить преодолевать свои недостатки. Для этого должен строго соблюдаться четкий режим дня. Режим не позволяет менять занятия по настроению, требует сосредоточивать внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца. Приучая ребенка к выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его действия. Постепенно соблюдение режима войдет в привычку, ребенок научится ответственно относиться к различным обязанностям.
Для воспитания сосредоточенности, внимания важно создать некоторые внешние условия и устранить то, что может отвлечь ребенка. Родители порой сами виноваты детской рассеянности. Например, делают замечания ребенку за то, что он часто отвлекается от занятий. Но в это же время в соседней комнате они включают магнитофон, и ребенок мысленно тоже с ними, временами оставляет свое занятие и заглядывает к ним. Важно не отвлекать, детей от дела, уважать их работу. Конечно, не всегда можно устранить то, что мешает. Иногда к помехам приходятся приспосабливаться. Необходимо воспитывать в детях то, что в науке называется «помехоустойчивостью», то есть приучить сохранять сосредоточенность в любых обстоятельствах.
Проявить сосредоточенность, внимание ребенок может только в том, что его захватило, увлекло. Он любят мастерить, ухаживать за комнатными растениями и животными, следить за своим аквариумом и. т. д. Поощряя такие занятия, родители внушают ребенку, что растения, если их не поливать, или рыбки, если их не обеспечить кормом, могут погибнуть. Так у ребенка появляется чувство ответственности. Постепенно ребенок усваивает, что не все дела только приятны и увлекательны, что необходимо делать и то, что не очень интересно, но полезно семье и ему самому, что для достижения цели нужно приложить усилия. Но нельзя перегружать детей длительными, монотонными занятиями.
Внимательность, сосредоточенность ребенка лучше всего тренируется в игре. Например, возьмите много мелких предметов (пуговицы, гвоздики, орехи, камешки), рассыпьте их по столу. Пусть ребенок постарается запомнить, какие вещи лежат на столе. Закройте предметы бумагой и предложите сыну (дочери) назвать все, что лежит под ней. Каждый правильно названный предмет вынимайте. Игра будет интереснее, если в ней примут участие папа, сестренка, братишка или сверстники ребенка.
Рекомендуем еще одну игру. Поставьте рядом 5 - 6 игрушек.
Ребенок закрывает глаза, а в это время с игрушками происходят какие-то изменения: исчезает одна из игрушек, меняется их расположение, добавляется новая игрушка. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что изменилось. Постепенно количество игрушек увеличивается до 10. Еще сложнее заметить, какие изменения произошли с куклой: появился бант, исчезла туфелька, изменилась прическа и т. д.
Предлагаемые игры не требуют много времени, но велико их значение в преодоления у дошкольника рассеянности и воспитании внимательности.
Иногда рассеянность ребенка вызывается болезнью, временным ослаблением всего организма. В таком случае укрепить здоровье ребенка, наладить его питание и отдых. Рассеянность вызывается также подавленностью, плохим настроением ребенка. Здесь уже все зависит от обстановки в семье, от взаимоотношений между родителями.
Если состояние рассеянности систематически повторяется, то оно становится привычным, превращается в черту характера, проявляется вместе с другими недостатками характера. Например, рассеянность в учении часто связана с леностью, рассеянность в общении в людьми – с нетактичностью и эгоизмом, рассенность в быту – с неорганизованностью, неаккуратностью. Чтобы этого не произошло, следует внимательно относится к психическим состояниям своих детей и правильно их оценивать. Если ребенок надолго сосредоточился на своих мыслях и чувствах, его от этого отвлекают. Воспитывая сосредоточенность, внимание, родители следят, на что они направлены.
Воспитание у детей воли, чувства ответственности и долга развивает сосредоточенность и предупреждает рассеянность.
Выставка «Моё генеалогическое древо»
Развлечение. Совместная деятельность детей 2-й младшей группы с родителями.
Тема: «Мама, папа, я дружная семья»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, позитивно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Цели: развивать навыки внимательного слушания, обогащать словарь; слушать музыку, выполнять движение в так музыке, воспитывать доброжелательные коммуникативные отношения.
Планируемый результат: проявлять интерес к окружающему миру при слушании музыки, эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения, принимать активное участие: в продуктивной деятельности (постройке домика из крупного конструктора), в коллективных играх.
Материалы и оборудования: 2 покрывала, 2 ленточки, конструктор, 2 листа формата А4, 2 шариковые ручки, маски: заяц, волк, медведь, лиса, репка, кошка, собачка, мышка; кепка, платок, швабра, ведро, стул.
Программное содержание: Закрепить знание сказок, вызвать эмоциональное настроение.
Ход развлечения:
Ведущий: Дорогие дети! Уважаемые взрослые! Сегодня у нас необычное развлечение. Необычное, потому что вместе с нами участвовать будут наши мамы и папы. Развлечение так и называется «Мама, папа и я дружная семья». А тема нашего развлечения – сказки. В развлечение участвуют три команды, в каждой команде есть капитан. Капитаны представьте ваши команды.
1-ая команда «Вини - Пух»
Девиз команды: Хоть ты лопни, хоть ты тресни Вини – Пух на первом месте!
2-ая команда «Семейка»
Девиз команды: Мы семейка просто класс – все в семье у нас атасс!
3-ая «Спасатели»
Девиз команды: Чип и Дейл спешат на помощь, но и мы не отстаем.
Ведущий: Команды готовы? Но чтобы выяснить самую ловкую, смекалистую и дружную команду нужно выбрать жюри. (Выбор жюри, в состав которых входят: воспитатели и родители).
Представление жюри.
Ведущий: И так начинается развлечение!
Первый конкурс: (B)
Курочка:(B) Угадайте, из какой я сказки?
Я жила у дедушки и бабушки,
Снесла им яичко, не простое, а золотое (КУРОЧКА РЯБА)
Ведущий: Вам надо как можно удобнее и красивее запеленать одного из команды, а затем, качая на руках, спеть колыбельную песенку всей командой. А жюри оценивает конкурс, каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной системе.
Второй конкурс:(B)
Дед:(B) Угадайте, из какой сказки я?
Посадил я овощ, а вырвать его не смог, Пока мне на помощь не пришло много помощников. (РЕПКА)
Ведущий: Взрослые, когда вы были маленькими, тоже играли в домик, как и ваши дети сейчас. Поэтому сейчас вам представляется возможность самим построить свой дом при помощи кубиков только небольшой, участвует вся команда.
-Пока наши команды строят домики, давайте проведем игру с болельщиками. Нужно 7 человек, раздаются роли героев сказки «Репка». Я буду рассказывать сказку и когда назову кого – нибудь из героев: дед, бабка и т.д. Вы говорите свои слова и артистично выступаете:
Репка: - А вот и я репка! Дедка:(B) Оба-на! Бабка:(B) - Ох, и наказала бы! Внучка:(B) - А почему я? Жучка:(B) - Ах, отстаньте! Кошка:(B) - Всегда готова! Мышка:(B) - Пи-пи-пи!
Награждаются все участники игры.
Подводятся итоги второго конкурса.
Третий конкурс:(B)
Лисичка:(B) Отгадайте, из какой сказки я? Жили-были дед и бабка, испекла бабка дедке сдобного румяного и положила на подоконник остужать, а он взял и покатился. Катился, катился, песенки пел, пока меня не встретил, а я взяла его и съела. (КОЛОБОК).
Ведущий: Уважаемые игроки у меня для вас следующий конкурс, вы должны сочинить мини-сказку собственного сочинения всей командой для детей вашего возраста. Раздаются листочки с ручками.
-А пока вы сочиняете сказку, я проведу конкурс со зрителями. Игра называется «Колобок». Мне надо 7 участников (распределение ролей: дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса).
-Я буду рассказывать сказку, и когда буду называть кого-нибудь из игроков сказки, тот должен вставать и оббежать вокруг стула, а когда я буду говорить колобок, то все должны оббегать вокруг своих стульев, столько раз, сколько я буду называть слово колобок. Выигрывает тот, кто правильно выполнял свои действия, а жюри смотрит за игроками (награждение участников конкурса)
Проведение итогов третьего конкурса.
Четвертый конкурс:(B)
Заяц:(B) Я, заюнок-кривоног, по горке скок, из какой я сказки? Стоит в поле, он не низок не высок? (ТЕРЕМОК)
Ведущий: После хорошей работы все любят отдохнуть, повеселиться, а так же потанцевать. Следующий конкурс «Танец-шутка».
Но с каждой команды по 2 человека, методом жеребьевки, кто со шваброй, кто с ведром, а кто со стулом должен станцевать под веселую музыку, а жюри оценит, кто оригинальней станцует. Та команда и победит.
Подведение итогов всех конкурсов, награждение победителей.
Пеленаем деток!
Результативность проекта
В ходе реализации проекта, дети подводятся к первоначальному, еще элементарному осознанию семьи, системы родственных отношений, определят свое место как члена семьи. Несомненен результат проекта: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость заботливого отношения к членам семьи, а самое главное - наметить перспективные дальнейшие пути образовательного процесса социально – личностного развития дошкольника. Родители приняли активное участие в проекте. Приняли активное участие в подготовке к утреннику. В процессе работы над проектом педагоги более подробнее изучили семьи воспитанников, познакомились с особенностями воспитания. Работа по реализации проекта более сплотила родителей, детей, воспитателей
Список использованной литературы
1.Основная образовательная Программа дошкольного образования.
2.Формирование у детей интереса к семейным традициям. Журнал «Ребенок в детском саду» №5 2009 г.
3. «Вместе с семьей» (Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик) Москва, 2005
25