СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Краткосрочные планы по литературному чтению для 7 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочные планы по литературному чтению для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Краткосрочные планы по литературному чтению для 7 класса»

Краткосрочное планирование по русской литературе в 7 классе.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

2

Тема урока:

И. Бунин «Листопад»

Цель: Познакомить учащихся с биографией Бунина и с его стихотворением «Листопад»

Задачи: 1. формировать у учащихся понятие о художественном тексте, его отличии от научных текстов, познакомить со стихотворением И. Бунина «Листопад»;

2.развивать умение сравнивать, выделять общее, развивать навыки выразительного чтения;

3.воспитывать у учащихся эстетический вкус, чувство прекрасного.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний

-Что такое художественный текст?

-Чем он отличается от научного текста?

-Составление диаграммы Венна

Художественный текст …….. Научный текст

Учащиеся отвечают на вопросы, составляют диаграмму Венна

3. Объяснение нового материала

1.Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Листопад»

2.Анализ стихотворения по вопросам:

-Какие слова были непонятны?

-Замените слово «багряный» синонимом.

-Переведите на казахский язык слово «шуршание».

-Какие художественно-выразительные средства использует для создания художественного образа?

-Найдите выражения, с помощью которых передаются звуки осеннего леса.

Уч-ся выразительно читают, анализируют по вопросам, работают в группах, по парам, индивидуально.

4. Закрепление нового материала

*Выразительное чтение стихотворения

*Словарная работа

Выразительно читают стихотворение, делают словарную работу, работают в группах, по парам, индивидуально

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

Синквейн «Осень»

Приклеивают стикеры на «дерево желаний»

7.Последующие задания

стихотворение И. Бунина выучить наузусть

Запись в дневниках





Деятельность учителя

Деятельность ученика

3

Тема урока:

М. Горький. Отрывки из повести «В людях» («У чертежника», «В лесу»).

Цель урока: Познакомить уч-ся с биографией М. Горького, и его повестью «В людях»

Задачи: 1. формировать знания учащихся о жизни М. Горького, познакомить с отрывками из автобиографической повести;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся желание читать книги, интерес к окружающей нас природе.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний

Работа со словами: взглянуть, различать, защита, неудобно


Уч-ся работают со словами

2.Опрос домашнего задания

стр. 6, наизусть (или выразительное чтение0 стихотворения И.Бунина «Листопад»


3. Объяснение нового материала

*Рассказ учителя о жизни и творчестве М. Горького

*Чтение текста «В лесу»

*Анализ отрывка по вопросам, стр.10

- Прочтите отрывок, который вам понравился

-Найдите в тексте предложение, в котором заключена главная мысль.

*Чтение отрывка «У чертежника», стр.10

*Анализ отрывка по вопросам, стр. 12,14

-Какова основная мысль рассказа?

Уч-ся слушают рассказ учителя о жизни и творчестве М. Горького, читают рассказ, анализируют по отрывкам, находят в тексте предложения, заключающие главную мысль, работают по группам, по парам, индивидуально.

4. Закрепление нового материала

Самостоятельное чтение отрывков

Учащиеся самостоятельно читают отрывки.

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы самооценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

РАФТ

Приклеивают стикеры на «дерево желаний»

7.Последующие задания

пересказ отрывков из повести «В людях», стр 9-15

Запись в дневниках


Деятельность учителя

Деятельность ученика

4

Тема урока:

А.Н. Толстой. Детство Никиты

Цель: Познакомить уч-ся с биографией Л. Н. Толстого и его произведением «Детство Никиты»

Задачи: 1. формировать знания учащихся о жизни А.Н. Толстого, познакомить с отрывками из повести;

2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся силу воли, мужество, желание иметь мечту и стремиться к цели.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний

Работа со словами: обрыв, ум, кто-то, стлаться, стремиться

Уч-ся работают со словами, переводят на родной язык

2.Опрос домашнего задания

пересказ отрывков из повести «В людях», стр 9-15



3. Объяснение нового материала

*Рассказ учителя о жизни и творчестве А. Толстого

*Чтение отрывков из повести «Детство Никиты» (по методу направленного чтения)

*Анализ отрывка по вопросам учебника

Уч-ся слушают рассказ учителя о жизни и творчестве А. Толстого, читают отрывки из текста, анализируют по вопросам учебника.

4. Закрепление нового материала

- Прочтите отрывок, который вам понравился

- Почему вы выбрали именно этот отрывок?

-Что хотел сказать своей повестью А.Толстой?

(учащиеся высказывают свое мнение)

-Какова основная мысль рассказа? Самостоятельное чтение отрывков (обратить внимание на выразительность чтения)

Учащиеся читают отрывок, отвечают на

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы самооценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

Дневник тройной записи

Заполняют дневник

7.Последующие задания

пересказ отрывыков из повести, стр 16-23

Запись в дневниках



Деятельность учителя

Деятельность ученика

5

Тема урока: А.П. Гайдар «Тимур и его команда»


Цели урока: Объяснить учащимся о А. П. Гайдаре, и о его произведении «Тимур и его команда»

Задачи: 1. формировать знания учащихся о жизни А.П. Гайдара, познакомить с отрывками из повести;

2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся чувство милосердия и бескорыстия.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний

Работа со словами: волейбол, парашют, сигнал, партизанский, отечественный

Уч-ся работу со словами

2.Опрос домашнего задания.


3. Объяснение нового материала

пересказ отрвыков из повести А.Толстого «Детство Никиты», стр 16-23


*Рассказ учителя о жизни и творчестве А.П. Гайдара

*Чтение отрывков из повести «Тимур и его команда»

1часть, стр.25-26- читают учащиеся 1 варианта

2 часть, стр.27-28-2 вариант

3часть, стр.30-31 – 3 вариант

4 часть,стр.31-32 – 4 вариант

5часть, стр.34-35 – 5 вариант

Уч-ся пересказывают дом. задание



Слушают рассказ, читают отрывки из рассказа.

4. Закрепление нового материала

1.учащиеся пересказывают прочитанные части.

2.Анализ по вопросам учебника.

3.Выводы: Как вы думаете, что хотел сказать своей повестью А.П. Гайдар?

Уч-ся пересказывают, анализируют, делают вывод.

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

«Дерево желаний»

Приклеивают стикеры на «дерево желаний»

7.Последующие задания

пересказ отрывков из повести, стр 24-34

Запись в дневниках




Деятельность учителя

Деятельность ученика

6

Ч.Т. Айтматов « Белый пароход»

Цель урока: Познакомить уч-ся с биографией Ч. Т. Айтматова «Белый пароход»

Задачи:

1. формировать знания учащихся о жизни Ч.Т. Айтматова, познакомить с отрывками из повести;

2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний

Работа со словами: приезжий, безответный, раскошелиться

Уч-ся работу со словами

2.Опрос домашнего задания.

пересказ отрвыков из повести «Тимур и его команда», стр 24-34


Уч-ся пересказывают дом. задание

3. Объяснение нового материала

*Рассказ учителя о жизни и творчестве Ч.Т. Айтматова

*Чтение отрывков из повести «Белый пароход»

* Работа по вопросам:

-Что вы узнали о главном герое?

-Почему повесть называется «Белый пароход»?

Слушают рассказ, читают отрывки из рассказа. Работа в группах, по парам, индивидуально

4. Закрепление нового материала

1.Самостоятельное чтение учащимися отрывка повести.

2. Анализ отрывка по вопросам:

-Определите основные части текста.

-Какие чувства вызывает у вас Момун?

-Как отразилось на характере мальчика то, что он вдали от большого селения?

-Какую роль в жизни мальчика играет белый пароход?

Уч-ся пересказывают, анализируют, ведут вопросно-ответную беседу, делают вывод. Работа в группе, по парам, индивидуально.

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

Постер «Дерево желаний»

Приклеивают стикеры на «дерево желаний»

7.Последующие задания

пересказ отрывков из повести, стр 36-39

Запись в дневниках


Деятельность учителя

Деятельность ученика

7

Тема урока:

М. Кабанбаев «Я, Арыстан и виолончель»

Цель урока: Сформировать знания уч-ся о биографии М. Кабанбаева, познакомить с его произведением «Я, Арыстан и виолончель»

Задачи: 1. познакомить учащихся с отрывками из повести М. Кабанбаева;

2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся уважительное отношение к друзьям – животным, воспитывать эстетический вкус.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний

Работа со словами: таинственный, оттенять, лакомство, безразличный

Уч-ся работу со словами

2.Опрос домашнего задания.

пересказ отрвыка из повести «Белый пароход» Ч. Айтматова

Уч-ся показывают написанное сочинение


3. Объяснение нового материала

*Чтение отрывков из повести «Я, Арыстан и виолончель»

* Работа по вопросам:

-О чем говорится в тексте?

-Каковы отношения мальчика и Арыстана?

Уч-ся читают отрывки из повести, работают по вопросам. Работают в группе, по парам, индивидуально

4. Закрепление нового материала

1.Самостоятельное чтение учащимися отрывков повести.

2. Анализ отрывка по вопросам:

-Почему о Арыстане Аслан так подробно рассказывает?

-Понятно ли вам желание Аслана иметь друга?

-Почему отец Арвстана играл на виолончели на улице?

-Что чувствовал Аслан, слушая музыку?

Уч-ся читают текст, отвечают на вопросы. Работают в группе, по парам, индивидуально

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

РАФТ

Читают РАФТ

7.Последующие задания

пересказ отрывков из повести, стр 40-42

Запись в дневниках

Деятельность учителя

Деятельность ученика

8

Тема урока:

А. Яшин. «Спешите делать добрые дела»

Цель: Познакомить уч-ся с биографией А. Яшина, и также с его произведением «Спешите добрые дела»

Задачи: 1. познакомить учащихся с биографией поэта, прочитать стихотворение Яшина «Спешите делать добрые дела»;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся желание делать в жизни только добрые дела

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний

Работа со словами: отчим, срубить дом


Уч-ся работу со словами

2.Опрос домашнего задания.

Проверить написание сочинения на тему «А как, по-вашему, что значит быть взрослым?»


Уч-ся показывают написанное сочинение

3. Объяснение нового материала

*Беседа по вопросам:

-Какие добрые дела вы можете сделать?

-Какие дела можно отнести к добрым, а какие к злым?

-Почему нужно творить на земле только добрые дела?

*Чтение стихотворение «Спешите делать добрые дела».

*Анализ отрывка по вопроса:

- О чём говорится в стихотворении?

- Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение?

-Какова основная мысль стихотворения??

Уч-ся читают отрывки из повести, работают по вопросам. Работают в группе, по парам, индивидуально

4. Закрепление нового материала

*Выразительное чтение стихотворения.

*Вопросы:

-Как вы думаете, какое слово в названии стихотворения является ключевым? Почему?

-Что хотел сказать автор своим стихотворением?

Уч-ся читают текст, отвечают на вопросы. Работают в группе, по парам, индивидуально

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

Дневник тройной записи

Заполняют таблицу

7.Последующие задания

выразительное чтение или наизусть, стр 43

Запись в дневниках


Деятельность учителя

Деятельность ученика

9

Тема урока: Внеклассное чтение. Сказка народная и литературная

Цель: Провести с учениками внеклассное чтение, познакомить уч-ся со сказками;

Задачи: 1. познакомить учащихся с особенностями народной и литературной сказок, их отличиями и сходством;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся желание читать сказки.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний

Работа со словами: уезд, губерния, быт, предания


Уч-ся работу со словами

2.Опрос домашнего задания.

выразительное чтение или наизусть, стр 43

Уч-ся показывают написанное сочинение


3. Объяснение нового материала

*рассказ учителя о литературной и народной сказках, их сходстве и различии.

*Самостоятельное чтение учащимися статьи учебника «Сказка народная и литературная»

*Составление диаграммы Венна

Народная сказка







Уч-ся беседуют по вопросам, читают стихотворение «Спешите делать добрые дела» , анализируют отрывки по вопросам.

4. Закрепление нового материала

-Какие народные мечты отразились в сказках? Какие из них сбылись?

-Назовите примеры волшебных сказок, бытовых и о животных.

-Почему каждая народная сказка имеет несколько вариантов?

-Чем отличается народная сказка от литературной?

Уч-ся выразительно читают стих, отвечают на вопросы, делают выводы, работают в группе, по парам, индивидуально

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия


Приклеивают стикеры на «дерево желаний»

7.Последующие задания

стр. 50-52, пересказ

Запись в дневниках



Деятельность учителя

Деятельность ученика

10

Тема урока: П. Ершов «Конёк - Горбунок»

Цель: Сформировать знания уч-ся о биографии П. Ершова, познакомить с его сказкой «Конёк-горбунок»

Задачи: 1. познакомить учащихся со сказкой П. Ершова;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, желание прийти на помощь другу в трудную минуту.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний

Работа со словами: терпеть, добиться, жалеть, тысяча


Уч-ся работу со словами

2.Опрос домашнего задания.

выразительное чтение или наизусть, стр 43

Уч-ся работают со словами

3. Объяснение нового материала

* Рассказ учителя о биографии Ершова с показом его портрета.

*Вопросы:

-Что помогло написать Ершову сказку?

-Почему Пушкин сказал: « Теперь этот род сочинений мне можно и оставить»?

* Чтение сказки учащимися из учебника

*просмотр иллюстраций зи мультфильма

Уч-ся слушают рассказ учителя о биографии Ершова, отвечают на вопросы, читают сказку, просматривают иллюстрации из мультфильма.

4. Закрепление нового материала

*Вопросы:

-Какие отношения сложились у Ивана с Коньком – Горбунком?

-Как вы думаете, почему сказка так кончается – народ выбирает царём Ивана?

- Докажите, что эта литературная сказка похожа на народную?

Уч-ся введут вопросно-ответную беседу, читают сказку, работают группе, по парам, индивидуально.

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы самооценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

Постер «Сказочно»

Приклеивают стикеры на «дерево желаний»

7.Последующие задания

выразительное чтение или наизусть отрывков,

стр 53-59

Запись в дневниках



Деятельность учителя

Деятельность ученика

11

Тема урока: Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Цель: Познакомить уч-ся с биографией Г. Х. Андерсен

Задачи: 1.сформировать знания уч-ся о биографии Г. Х. Андерсена, познакомтиь с его сказкой «Гадкий утенок» 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся доброжелательное отношение независимо от внешности.

Учащиеся готовятся к уроку.

1.Актуализация знаний

Работа со словами: несчастный, прекрасный, любоваться, печально

Уч-ся работу со словами

2.Опрос домашнего задания.


3. Объяснение нового 2материала

выразительное чтение или наизусть отрывки,

стр 53-59

* Рассказ учителя о Г.Х. Андерсене с показом его портретов.

* Комментированное чтение статьи об Андерсене.

*Ответить на вопросы после статьи.

* Чтение сказки учащимися из учебника

* Просмотр иллюстраций и мультфильма «Гадкий утёнок»

Уч-ся показывают написанное сочинение


Уч-ся беседуют по вопросам, читают сказку «Гадкий утенок», работают в группе, по парам, индивидуально

4. Закрепление нового материала

*Вопросы из учебника, стр.69

*Чтение особенно понравившегося отрывка.

Уч-ся выразительно читают стих, отвечают на вопросы, делают выводы.

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

«Аквариум»

Приклеивают стикеры на «аквариум»

7.Последующие задания

пересказ сказки, стр.62-69

Запись в дневниках






Деятельность учителя

Деятельность ученика

12

Тема урока: Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Цель: Познакомить уч-ся с биографией Антуан де Сент-Экзюпери, с его сказкой «Маленький принц»

Задачи:

1. познакомить учащихся с отрывком из книги «Маленький принц»;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся чуткое отношение к окружающей нас среде, воспитывать чувство прекрасного.

Учащиеся готовятся к уроку.

1. Актуализация знаний

Работа со словами: приручить, баобаб, выпалывать, разновидность

Уч-ся работу со словами

2.Опрос домашнего задания.

Вопросы по повести:

-Докажите, что вы прочитали сказочную повесть?

-Расскажите, как Нелей попал в парк.

-Что вы знаете о Посейдоне?

-Дайте характеристику Мери Поппинс. Она строгая или добрая?

-Какое впечатление произвели на вас Джени и Майкл?

Уч-ся ведут вопросно-ответную беседу по вопросам текста.



3. Объяснение нового материала

*Составьте небольшой рассказ, используя ключевые слова путешествие

* Чтение сочинений ребят

* Чтение главы из сказочной повести « Маленький принц».

*просмотр иллюстраций к повести

Уч-ся беседуют по вопросам, читают сказку «Маленький принц», работают в группе, по парам, индивидуально

4. Закрепление нового материала

Составление диаграммы Венне (сопоставьте свой рассказ с отрывком из повести: что общего и разного?)

Уч-ся выразительно читают стих, отвечают на вопросы, делают выводы.

5. ОО и ОдО

Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания.

Заполняют листы

6. Рефлексия

Постер «Маленький принц»

Заполняют постер

7.Последующие задания

стр 84-86, прочитать, ответить на вопросы

Запись в дневниках

222

Учитель: Ильяшева Р. Ж. Завуч: Сагынгалиева Б. К. ________