СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Креативное мышление, дар или навык.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Креативное мышление – важный, деликатный, заслуживающий особого внимания инструмент нормального здравомыслящего человека. Креативность доступна всем, но её необходимо развивать, тренируя гибкость, быстроту и прогностичность ума.

Просмотр содержимого документа
«Креативное мышление, дар или навык.»

«Креативное мышление: природный дар или навык»


Что же такое креативность, креативное мышление? Почему оно так необходимо? Как научить ребенка мыслить креативно?

Креативное мышление – это способ решать проблемы нестандартно и творчески, рассматривая их с разных точек зрения. Творчество – это процесс, деятельность, создающая качественно новые материальные и духовные ценности. Креативность – это навык мыслить нестандартно, технология организации творческого процесса.

Творческая деятельность обусловлена двумя принципами – индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью. Если с раннего детства ребенка включать в творческую деятельность, то у него развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, таким образом формируется и развивается креативность мышления.

Э. Фромм и Г. Олпорт рассматривают творчество как образ жизни человека (а не только как решение конкретных задач), а человека – как творца собственной жизни. Э. Фромм, например, определяет творчество как способность «удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Креативность – не свойство, характерное лишь для особо талантливых людей, это определенная жизненная установка, достижение которой реально для каждого человека, и поэтому он должен к ней стремиться. Готовить человека к жизни – значит готовить его к творчеству, и поэтому формирование креативного начала в личности необходимо сделать универсальным воспитательным принципом.

С целью содействия развитию креативного мышления могут использоваться учебные ситуации, характеризующиеся незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом обучающихся необходимо поощрять к формулировке новых вопросов. Таким образом создаются благоприятные условия для формирования креативно мыслящего человека.

Наиболее известными для изучения креативного мышления являются труды Д.П.Гилфорда. К чертам креативного мышления относятся:

– беглость, т.е. умение максимально быстро создавать новые идеи и предложения по решению возникшей проблемы;

– гибкость как способность применять разные подходы и менять их в случае неэффективности решения задач;

– оригинальность – умение генерировать что-то новое или применять известные методы к новым ситуациям;

– точность или структуризация, т. е логичное выстраивание будущего решения.

И. Лернер считает, что кроме этого творческое мышление предполагает умение комбинировать уже известные методы выполнения задач. Творческое мышление не предполагает создание только предметов, имеющих отношение к искусству. Этот вид деятельности нужен для развития нестандартных решений, создания основы научной и технической работы. Считается, что этот вид мышления является высшей формой из всех, что есть в познавательной деятельности.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка – способность достигать цели, находить выход из безвыходной ситуации.

Всему этому ребенок обучается только в процессе взаимодействия со взрослыми в ходе совместной деятельности (как игровой, так и учебной). Поэтому не следует жалеть времени на общение с ребенком. Следует побуждать его своими вопросами к активности, учить задавать вопросы самому себе и пытаться самостоятельно на них ответить. Не следует давать отрицательных оценок детским вопросам, даже если они порой кажутся нелепыми. Строить диалог необходимо таким образом, чтобы он больше стимулировал ребенка задавать вам вопросы, но не отвечать на ваши.

Таким образом, креативное мышление – важный, деликатный, заслуживающий особого внимания инструмент нормального здравомыслящего человека. Креативность доступна всем, но её необходимо развивать, тренируя гибкость, быстроту и прогностичность ума.