СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крестьянская весна

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие. Цель: познакомить учащихся с народными весенними праздниками,обрядами, поэзией, расширить знания об образе жизни и труде крестьян, воспитывать доброе отношение к природе, любовь к старине.

Просмотр содержимого документа
«Крестьянская весна»

Внеклассное мероприятие «Крестьянская весна»

  • Цель: познакомить учащихся с народными весенними праздниками, обрядами, поэзией; расширять знания детей об образе жизни, труде крестьян; развивать художественно – творческие способности, воспитывать доброе отношение к природе, любовь к старине.

Ход мероприятия

Когда-то все на Руси начиналось с весны. В самом начале марта, когда повсюду лежал еще снег, по древнему языческому обычаю встречали весну. К ее приходу из теста пекли фигурки жаворонков – с хохолками, с расправленными крылышками, словно летящих. (фигурки жаворонков, испеченных из теста)

Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела:
Весь хлеб у нас проела!

Поднимаясь на высокие строения или горки, дети подбрасывали фигурки, произнося заклинания:

Жавороночки!
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое коровье,
Второе овечье,
Третье человечье!

Древний языческий праздник наступления весны сросся с христианским – Благовещением, в основе которого лежит евангельское повествование о том, как архангел Гавриил сообщил деве Марии благую весть о скором рождении у нее божественного младенца.

Об особом отношении к этому церковному празднику свидетельствуют народные поверья и поговорки:

“На Благовещение и Пасху грешников в аду не мучают”.

“Каково Благовещение проведешь, таково и весь год”.

“На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косу не плетет”.

По народному преданию, кукушка, вопреки запрету работать в этот день, единственная из всех птиц свила гнездо и была наказана Богом: по сей день она не имеет своего гнезда и вынуждена подкладывать яйца в чужие.

Крестьяне верили, что от помощи Богородицы, к которой нужно обращаться в день Благовещения со словами молитвы, зависит судьба урожая. Икону ставили рядом с яровым зерном, предназначенным для посева.

Масленицу празднуют накануне Великого поста, следующего за масленичной неделей. В церковном уставе масленичная неделя называется «сырной седмицей», а в народе — «Госпожой честной Масленицей». Масленица не обходилась без веселых песен, катания на санях, хороводов, а главное — блинов. Их начинали печь в понедельник и называли «мучными солнцами». Опара для них в старину обязательно выносилась на ночь на улицу. Считалось, что от этого блины будут белы и рыхлы. С понедельника устраивались и народные увеселения: качели, ледяные горы, скоморошьи балаганы, палатки со сладостями.

Русская народная песня «Ой, блины, мои блины» или другая

В крестьянском труде после Масленицы нет перерывов. Одно вытекает из другого, только успевай поворачиваться. Так уж устроен мир: если вспахал, то надо и сеять, а коль посеяно, то и взойдет. А что взойдет, то и вырастет, и даст плод.

А весной, как только сходил с полей снег, подсыхала и размягчалась земля, крестьянин распахивал яровое поле. Подростки подвозили навоз. Работа эта не очень приятная, но нужная. Не случайно говорится: "Клади навоз густо, чтобы не было в амбаре пусто". По унавоженному полю вновь проходила соха, смешивая удобрение с истощившейся, обессиленной землей. С тех пор на Руси осенью и весной на полях начинается пахота: тянет лошадка деревянную соху, а пахарь идет сзади, правит, чтобы борозда вышла ровная. В старинных русских былинах часто упоминается о сохе и пахаре (ратае). (Инсценирование «Крестьянин сеет зерно»)

Весна – пора ярового сева. По множеству примет точно угадывали его срок – не раньше, не позже, иначе не будет доброго урожая. "На всякое семя – свое время": береза станет распускаться – сей овес, зацвели яблони – пора сеять просо, начала куковать кукушка – время сеять лен. Таковы народные приметы.

Сразу за семью днями разгульного масленичного веселья начинался семинедельный период строгости, святости, воздержания – Великий пост.

Пришла редька да хрен, да книга Ефрем.

Великий пост обмочит хвост. (Ожид.оттепель).

Одной из самых значительных вех Великого поста была ночь со среды на четверг в середине Великого поста, когда “пост ломается пополам”.

Четвертая – серединная – неделя поста называется “средокрестной”.

В среду на этой неделе во всех крестьянских домах пекли специальное печенье в виде креста, а также “наподобие разных земледельческих орудий, например, в виде сохи, косы, бороны”. В кресты, которые пеклись по числу членов семьи, хозяйка закладывала куриное перышко, “чтобы куры велись”, или ржаное зерно, “чтобы хлеб уродился”, или даже человеческий волос, “чтобы голове было легче”.

Кому попадался крест с каким-либо из этих предметов, считался счастливым.

Средокрестное печенье хранили до первого весеннего выезда в поле, с ними начинали засевать свои поля и огороды.

Вербная неделя, “вербница” - предпасхальная неделя, шестая неделя Великого поста. Говорят в народе:

“Без вербы – не весна”.
“Верба распутицу ведет, гонит с реки лед”.
“Если хорошо цветет верба – пашня будет удачной”.

Ветками принесенной из церкви вербы хлестали друг друга и в первую очередь детей, приговаривая (учащийся подходит к 1 парте и “хлещет” веточками вербы):

Верба, верба,

CCC

Верба красна

Верба хлест,


Бьет напрасно,

Верба хлест


Бьет за дело,

Бьет до слез.


Верба хлест -

Верба синя


Бьет до слез!

Бьет несильно,



Повсюду принято было выгонять в первый раз скотину в поле вербой с вербного воскресенья.

Придя от заутрени, хозяин бросает веточки вербы в пищу домашней скотине в надежде на то, что это предохранит скот от падежа. Несколько веток втыкают под крышу дома или хлева, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но и домой возвращалась бы исправно, не терялась бы в лесу.

Велик день, Светлый день – так называют этот праздник. По старому стилю Пасха приходилась на период от 22 марта по 25 апреля. У крестьян существовало поверье, что на Пасху “солнце играет”. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой (поет):

Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнычно, покатись,
Красное, нарядись!

В народе заметили: “Мороз или гром на первый день Пасхи предвещают хороший урожай льна”, “Как дождь или погоды в первый день Пасхи, дак весна дождлива будет”.

Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости.

На Пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. (Показывает крашеные яйца). На Пасху повсюду разрешается всем (мужчинам, парням) звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивались качели для детей, а в традиционном месте (на площади) загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились общественные качели.

На качелях катаются все, возле них “образуется нечто вроде деревенского клуба”: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармошками. Первенствующую роль занимают здесь, девушки, которые без устали катаются с парнями.

На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.

С Пасхи гуляния молодежи переносятся на открытый воздух: пляшут, водят хороводы, затевают игры на лужайках за околицей.

Песня русская народная «Пошла млада за водой»

Рассказать, как крестьяне смотрят за скотом. Выгоняют на луг, пасут.

Полон май праздниками и трудами. На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справлять праздник – умеет и трудиться.

1 мая – Козьма – огородник, который покровительствует крестьянам, оберегает посаженные в землю семена: “На Козьму сей морковь и свеклу”.

Загадки старинные огородные.

Был ребёнок —
не знал пелёнок,
стал стариком —
сто пелёнок на нём. (капуста)

Под землёй
птица гнездо свила,
яиц нанесла
(и нанесла яиц). (картофель)

И зелен,
и густ,
на грядке вырос куст. (лук)

Маленькая крошка
сквозь землю прошла,
красну шапочку нашла. (мак)

Вверху зелено, 
внизу красно, 
в землю вросло.

Девка в каморе, 
а коса — на дворе. (морковка)


Лежит Егор под межой,
накрыт зелёной фатой. (огурец)


Золотое решето  
черных домиков полно.  (подсолнух)

Кругла, а не месяц, 
желта, а не масло, 
с хвостом, а не мышь, 
клубком свернулась, 
а хвост под себя. (репа)

Алый сапог
в земле горит. (свёкла)

Песня «Я на камушке сижу»

Важный на Руси праздник – день Егория Великого – 6 мая. Имя этому торжеству дал православный великомученик Георгий Победоносец, покровитель земледелия и пастушества, хранитель Святой Руси. После Егория праздники весенние заканчивались, наступали для крестьян тяжелые будни. Праздновать не было больше времени. Следующий праздник наступал только летом.