СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Крестовые походы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории средних веков в соответствии с ФГОС. К учебнику Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Агибалова Е.В., Донской Г.М. М.: 2018. - 288с.

Просмотр содержимого документа
«Из речи Папы Римского Урбана Второго»

Из выступления папы Урбана II на Клермонском соборе

(в изложении хрониста)

От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам нужное известие, что народ Персидского царства, упорный и мятежный, не­верный Богу, вторгся в земли этих христиан, опустошил их грабежами, огнём, а церкви Божьи либо срыл до основания, либо приспособил для сво­их обрядов. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господень, Спасителя нашего, которым ныне владеют нечестивые.

Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью и едва прокармливает тех, кто со обрабатывает. Вот почему вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите друг другу множество смертельных ран. Пусть же прекратиться меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на путь Святого гроба, отнимите землю эту у нечестивого народа, покорите её себе…

Иерусалим - это пуп земли, край, плодоноснейший по сравнению с други­ми, земля эта словно второй рай… И этот-то царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в плену у врагов и уничтожается народами, не ведающими Господа. Он … не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку.

Пусть богатые помогут беднякам и на свои средства поведут с собою пригодных к войне.


Вопросы:

1. Уточните по карте, где располагались территории, упомянутые папой.

2. Кого автор называет «народ Персидского царства»?

3. На какие группы средневековых жителей были рассчитаны эти слова Урбана II? Аргументируйте свой ответ.

4. Был ли выполнен призыв папы о помощи богатых бедным? Как вы думаете, почему?


Из выступления папы Урбана II на Клермонском соборе

(в изложении хрониста)

От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам нужное известие, что народ Персидского царства, упорный и мятежный, не­верный Богу, вторгся в земли этих христиан, опустошил их грабежами, огнём, а церкви Божьи либо срыл до основания, либо приспособил для сво­их обрядов. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господень, Спасителя нашего, которым ныне владеют нечестивые.

Земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью и едва прокармливает тех, кто со обрабатывает. Вот почему вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите друг другу множество смертельных ран. Пусть же прекратиться меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на путь Святого гроба, отнимите землю эту у нечестивого народа, покорите её себе…

Иерусалим - это пуп земли, край, плодоноснейший по сравнению с други­ми, земля эта словно второй рай… И этот-то царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в плену у врагов и уничтожается народами, не ведающими Господа. Он … не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку.

Пусть богатые помогут беднякам и на свои средства поведут с собою пригодных к войне.


Вопросы:

1. Уточните по карте, где располагались территории, упомянутые папой.

2. Кого автор называет «народ Персидского царства»?

3. На какие группы средневековых жителей были рассчитаны эти слова Урбана II? Аргументируйте свой ответ.

4. Был ли выполнен призыв папы о помощи богатых бедным? Как вы думаете, почему



Просмотр содержимого документа
«Крестовые походы»

Крестовые походы.


Тема урока: Крестовые походы

Тип урока: Комбинированный. Изучение и первичное закрепление новых знаний

Дата урока:05.12.16.

Образовательные ресурсы:

1. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской История Средних веков. М.: «Просвещение», 2014 год

2.Презентации.

3.Н.Ю.Колисниченко. Поурочные разработки по истории средних веков: 6 класс. М.: 2013

4.Рабочая тетрадь № 1.

5. Учебные картины: «Крестоносцы», «Собор в Клермоне». Карта «Крестовые походы»

Цели урока:

  1. Способствовать ознакомлению учащихся с причинами крестовых походов, целями и условиями крестовых походов;

  2. Создать условия для рассмотрения целей и условий , крестовых походов;

  3. Содействовать раскрытию роли рыцарских орденов в крестовых походах.

  4. Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты.

  5. Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры

Задачи:

- обучающие: получить знания о крестовых походах

-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой.

-воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Формы и методы обучения:

Методы: объяснительно – иллюстративный.

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Основные термины и понятия: крестоносцы, рыцарские ордена, тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: формирование образа средневекового рыцаря-крестоносца; представления об истинных причинах крестовых походах; умения давать связный рассказ об основных событиях крестовых походов; умения выделять положительные и отрицательные последствия крестовых походов.

Личностные: осознание неправильности насилия на религиозной почте, воспитание чувства толерантности к представителям других вероисповеданий.

Метапредметные: развитие умения работать с различными источниками (текс учебника, карта атласа, документальный фильм); извлекать и анализировать конкретную информацию; умения работе в парах и малых группах; умения давать определение новым понятиям; умения строить монологическое высказывание.

Основное содержание темы:

Организационная структура урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Организационный момент


Организация направленного внимания на начало урока.

Приветствие,

проверка готовности к уроку,

определение места урока в теме (что уже изучено?)

Фронтальная




2. Актуализация необходимых знаний

Проверка домашнего задания


Активизация имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала.

Проверка качества выполнения д.з.

Исторический диктант (презентация – слайд 1).

Взаимный контроль с опорой на ответы (презентация – слайд 2).

Объясняет учащимся критерии оценивания друг друга.

Индивидуальная

Парная

РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу


КУД: Диалог учителя и ученика


ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

Обмениваются полученной информацией


ЛУД: Рассуждение учеников

3. Определение темы урока и учебных задач

Вопрос: Внимательно посмотрите на карты Европы 9-10 веков и 11-12 веков. Определите какие изменения произошли?

(презентация – слайд 3-4).


В конце 11 века Византия обратилась к Западу с просьбой помочь в борьбе с турками-сельджуками, отнявшим у нее Малую Азию (презентация - слайд 5);

Вопрос: Каким образом Европейские государства будут оказывать помощь Византии?

Как будут называть эти походы?

Тема нашего урока: Крестовые походы


2. Лестница «знания-незнания» - объясняет критерии оценки собственных знаний по данной теме (презентация слайд 6).

Вопрос: Что мы на уроке должны будем узнать?

объясняет план урока (презентация – слайд 8);

3. Ставит проблемный вопрос:

Какая из двух предложенных характеристик больше всего подходит к определению крестовых походов?

Диалог с учащимися















Запись в тетради


Фронтальная



ЛУД: Рассуждение учеников


ПУД: Обмениваются полученной информацией


РУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока

Изучение нового материала


Работа по группам с розданным текстом из речи Папы Римского Урбана II на церковной Соборе в Клермоне (слайд 3) и ответы на вопросы:

«Иерусалим есть пуп (центр) Земли! Реки там текут молоком и медом, это край плодороднейший - второй рай. Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе, спасите братьев, проживающих на востоке! Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат! Тому, кто положит жизнь в битве, будут отпущены все грехи!»

Вопросы к обсуждению в группах:

1.К кому обращался Папа Римский?

2.Почему он называет Иерусалим центром Земли?

3. Что он обещает людям, которые его слушают?

4.Есть ли противоречие в данном высказывании?


1 и 2 крестовые походы.

1. Атлас с. 5 ((презентация – слайд 15-16 ); – рассказ учителя о походе бедноты:

а) добрались ли бедняки до Иерусалима?

б) причины неудачи этого похода ?


2. Учебник с. 138-139, (презентация – слайд 17-18);, – организует самостоятельную работу с картой и учебником. Задание – заполнить пропуски в таблице.

4. Рассказ учителя о строительстве крепостей и организации духовно-рыцарских орденов на захваченных территориях. Задает вопрос: предположите с какой целью? (презентация – слайд 19, 28,29,30);


3. 3 и 4 крестовые походы.

1. Рассказ учителя о приходе к власти Саладина и образованию мусульманского государства (презентация – слайд 20-26);.

3. Учебник с. 145-147 пункт 7, (презентация – слайд 26);– организует самостоятельную работу по рядам: Задание – составить рассказ от имени героя.



4. Последствия крестовых походов.

1. Организует работу 2-х малых групп (по 4 человека), (приложение№2).

Задание: выбрать из предложенных последствий, вырезать и приклеить: 1 группа – положительные; 2 группа – отрицательные, проверить свою работу, использую учебник с. 145, 9 пункт.

2. Организует беседу класса по предоставленной информации от групп.

Записывают в тетрадь



Групповая

Индивидуальная

РУД: Формулируют вывод;

Обобщают и формулирую понятия


КУД: совместная деятельность


ПУД: Работают с текстом учебника

Узнают интересные факты о том как Древний человек

Обмениваются полученной информацией

Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

Исследовательские действия (поиск информации)



ЛУД: Рассуждение учеников


















КУД - совместные действия

Первичное

осмысление и закрепление


1. Беседа с учащимися.

— Что же мы выяснили на этом уроке?



Направляет учащихся на формулировку вывода - ((презентация – слайд 31);

а) Какая характеристика крестовых походов является наиболее верной?

б) Дайте определение крестовых походам на основе ключевых слов.



Групповая







ЛУД: Рассуждение учеников


РУД: Выявление причинно-следственных связей;

Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Итоги урока.

Рефлексия


Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Оценивают работу на уроке всего класса.


ЛУД: Оценивают работу на уроке всего класса


Домашнее задание


Параграф 16, стр. 135-149.

Вопр. 1-8 устно, рабоч. Тетрадь №

Записывают домашнее задание в дневник.





Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку»

Цели участников походов

1. Церковь


2. Феодалы


3. Крестьяне


4. Горожане




Цели участников походов

1. Церковь


2. Феодалы


3. Крестьяне


4. Горожане




Цели участников походов

1. Церковь


2. Феодалы


3. Крестьяне


4. Горожане








Вопросы

I поход (дата)

II поход (дата)

III поход (дата)

IV поход (дата)

Причины

похода





Руководители

Участники





Какие территории и города были захвачены





Итоги









Вопросы

I поход (дата)

II поход (дата)

III поход (дата)

IV поход (дата)

Причины

похода





Руководители

Участники





Какие территории и города были захвачены





Итоги







Просмотр содержимого документа
«Таблица для ответов»

Таблица для ответов











Таблица для ответов











Таблица для ответов











Таблица для ответов









Таблица для ответов











Таблица для ответов











Таблица для ответов













Просмотр содержимого презентации
«Крестовые походы»

1. Исторический диктант:

1. Исторический диктант:

  • Когда произошел раскол христианской церкви на католическую и православную?
  • Особый налог на содержание храмов и духовенства.
  • Как называлась грамота о прощении грехов?
  • Как назывался церковный суд для преследования ереси?
  • Как называли противника господствующего вероучения церкви?
  • Как называлось отлучение от церкви?
  • Как называлась казнь в виде сожжения на костре?
  • Как назывался запрет на совершение богослужений и церковных обрядов?
Правильные ответы: 1. 1054 г. 2. Десятина 3. Индульгенция 4. Инквизиция 5. Еретики 6. Анафема 7. Аутодафе 8. Интердикт

Правильные ответы:

1. 1054 г.

2. Десятина

3. Индульгенция

4. Инквизиция

5. Еретики

6. Анафема

7. Аутодафе

8. Интердикт

В 1095 году на обширной равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с речью папа римский Урбан II . Он призвал собравшихся «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину. В конце 11 века Византия обратилась к Западу с просьбой помочь в борьбе с турками-сельджуками, отнявшим у нее Малую Азию

В 1095 году на обширной равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с речью папа римский Урбан II .

Он призвал собравшихся «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину.

В конце 11 века Византия обратилась к Западу с просьбой помочь в борьбе с турками-сельджуками, отнявшим у нее Малую Азию

знаю все знаю немного не знаю ничего

знаю все

знаю

немного

не знаю

ничего

План урока :

План урока :

  • Причины Крестовых походов.
  • 1 и 2 крестовые походы.
  • 3 и 4 крестовые походы.
  • Последствия крестовых походов.
Крестовые походы. Какую характеристику можно дать крестовым походам? 1. освободительные 2. необходимые 3. праведные  1. захватнические 2. грабительские 3. трагические

Крестовые походы.

Какую характеристику можно дать крестовым походам?

1. освободительные

2. необходимые

3. праведные

1. захватнические

2. грабительские

3. трагические

Иерусалим есть пуп (центр)Земли!.. Реки там текут молоком и медом, это край плодороднейший – второй рай… Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе  спасите братьев, проживающих на востоке!.. Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат!.. Тому, кто положит свою жизнь в битве, будут отпущены все грехи! 1.Есть ли фразы, которые свидетельствуют об освободительных целях крестоносцев? 2.О захватнических? 3.Есть ли противоречие? 4.Какую проблему нам предстоит решить?

Иерусалим есть пуп (центр)Земли!..

Реки там текут молоком и медом, это край плодороднейший – второй рай… Исторгните землю эту у нечестивого народа, покорите ее себе спасите братьев, проживающих на востоке!.. Кто здесь горестен и беден, там будет радостен и богат!.. Тому, кто положит свою жизнь в битве, будут отпущены все грехи!

1.Есть ли фразы, которые свидетельствуют об освободительных целях крестоносцев?

2.О захватнических?

3.Есть ли противоречие?

4.Какую проблему нам предстоит решить?

Хронист сообщает, что речь папы неоднократно прерывалась возгласами слушателей: «Так хочет Бог!» Многие тут же нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Поэтому участников походов на Восток стали называть крестоносцами , а сами походы - крестовыми.

Хронист сообщает, что речь папы неоднократно прерывалась возгласами слушателей: «Так хочет Бог!» Многие тут же нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Поэтому участников походов на Восток стали называть крестоносцами , а сами походы - крестовыми.

ЦЕЛИ УЧАСТНИКОВ ПОХОДОВ. 1. Церковь 2. Феодалы 3. Крестьяне 4. Горожане

ЦЕЛИ УЧАСТНИКОВ ПОХОДОВ.

1. Церковь

2. Феодалы

3. Крестьяне

4. Горожане

ЦЕЛИ УЧАСТНИКОВ ПОХОДОВ. Расширение влияния церкви на в осток; увеличение доходов церкви, з ахват новых владений Церковь Феодалы   Захват новых владений и подданных; увеличение богатств; повышение авторитета в Европе, прощение грехов  Крестьяне Получение земель на Востоке; бегство от господ; Горожане Налаживание выгодных торговых связей с Востоком

ЦЕЛИ УЧАСТНИКОВ ПОХОДОВ.

Расширение влияния церкви на

в осток; увеличение доходов церкви,

з ахват новых владений

Церковь

Феодалы

Захват новых владений и подданных;

увеличение богатств; повышение

авторитета в Европе, прощение грехов

Крестьяне

Получение земель на Востоке;

бегство от господ;

Горожане

Налаживание выгодных торговых

связей с Востоком

I Крестовый поход 1096-1099 гг. Раньше всех двинулись к Иерусалиму крестьяне. Весной 1096 .  Они соединились в 5-6 отрядов, насчитывавших 60-70 тысяч человек. Шли плохо вооруженными и без припасов к неведомой Святой земле, занимаясь в дороге грабежом.   Подходя к каждому городу, они спрашивали: «Не Иерусалим ли это ?»

I Крестовый поход 1096-1099 гг.

Раньше всех двинулись к Иерусалиму крестьяне. Весной 1096 .

Они соединились в 5-6 отрядов, насчитывавших 60-70 тысяч человек.

Шли плохо вооруженными и без припасов к неведомой Святой земле, занимаясь в дороге грабежом.

Подходя к каждому городу, они спрашивали: «Не Иерусалим ли это

С большими потерями бедняки добрались до Константинополя. Турки-сельджуки в первом же бою разбили отряды бедноты. Лишь немногим удалось спастись бегством.

С большими потерями бедняки добрались до Константинополя. Турки-сельджуки в первом же бою разбили отряды бедноты. Лишь немногим удалось спастись бегством.

Осенью 1096 года из Франции, Германии и Италии разными путями двинулись на Восток отряды рыцарей под руководством крупных феодалов. Они запаслись деньгами и были хорошо вооружены. Сойдясь в столице Византии, крестоносцы переправились в Малую Азию . Крестоносцы проходят через горы

Осенью 1096 года из Франции, Германии и Италии разными путями двинулись на Восток отряды рыцарей под руководством крупных феодалов. Они запаслись деньгами и были хорошо вооружены.

Сойдясь в столице Византии, крестоносцы переправились в Малую Азию .

Крестоносцы проходят через горы

В 1099 году крестоносцы оказались у стен Иерусалима . Осада затянулась на месяц. Взяв укрепленный город после ожесточенного штурма, рыцари учинили страшную резню мусульман. На узкой полосе земли вдоль морского побережья Сирии и Палестины крестоносцы создали свои государства. Главным из них считалось Иерусалимское королевство Штурм Иерусалима

В 1099 году крестоносцы оказались у стен Иерусалима . Осада затянулась на месяц.

Взяв укрепленный город после ожесточенного штурма, рыцари учинили страшную резню мусульман.

На узкой полосе земли вдоль морского побережья Сирии и Палестины крестоносцы создали свои государства. Главным из них считалось Иерусалимское королевство

Штурм Иерусалима

Духовно-рыцарские ордены Для обороны и расширения владений крестоносцев вскоре после Первого Крестового похода в Палестине были созданы духовно-рыцарские ордены: тамплиеров госпитальеров , позднее возник и Тевтонский орден , объединивший немецких рыцарей. Члены орденов были одновременно и монахами, и рыцарями.

Духовно-рыцарские ордены

Для обороны и расширения владений крестоносцев вскоре после Первого Крестового похода в Палестине были созданы духовно-рыцарские ордены: тамплиеров госпитальеров , позднее возник и Тевтонский орден , объединивший немецких рыцарей. Члены орденов были одновременно и монахами, и рыцарями.

II Крестовый поход Причина : захват турками графства Эдесса . Поход оказался неудачным

II Крестовый поход

Причина : захват турками графства Эдесса .

Поход оказался неудачным

III Крестовый поход  1189-1192 гг. В конце XII века мусульмане создали сильное государство, в которое вошли Египет, часть Месопотамии и Сирии. Во главе этого государства стоял египетский правитель Салах ад-Дин («защитник веры»), обладавший большими организаторскими и военными способностями. В европейских хрониках его называли Саладин. Салах ад-Дин

III Крестовый поход 1189-1192 гг.

В конце XII века мусульмане создали сильное государство, в которое вошли Египет, часть Месопотамии и Сирии. Во главе этого государства стоял египетский правитель

Салах ад-Дин («защитник веры»), обладавший большими организаторскими и военными способностями. В европейских хрониках его называли Саладин.

Салах ад-Дин

В 1187 году Салах-ад-Дин захватил Иерусалим III Крестовый поход Пленные рыцари покидают Иерусалим

В 1187 году Салах-ад-Дин захватил Иерусалим

III Крестовый поход

Пленные рыцари покидают Иерусалим

Фридрих I Барбаросса Филипп II Август Ричард I Львиное Сердце

Фридрих I Барбаросса

Филипп II Август

Ричард I

Львиное Сердце

После неожиданной смерти императора немецкое войско повернуло назад. После двухлетней осады крестоносцы захватили крепость Акру.

После неожиданной смерти императора немецкое войско повернуло назад.

После двухлетней осады крестоносцы захватили крепость Акру.

в 1291 году пала последняя крепость крестоносцев на Востоке АКРА

в 1291 году пала последняя крепость крестоносцев на Востоке

АКРА

Крестовые походы. 1. освободительные 2. необходимые 3. праведные  1. захватнические 2. грабительские 3. трагические Задание: Дайте определение крестовым походам, используя ключевые слова: военные экспедиции, западные феодалы, мусульмане, владения, богатство

Крестовые походы.

1. освободительные

2. необходимые

3. праведные

1. захватнические

2. грабительские

3. трагические

Задание:

Дайте определение крестовым походам, используя ключевые слова:

военные экспедиции, западные феодалы,

мусульмане, владения, богатство

Вопросы I поход (дата) Причины похода II поход (дата)  Руководители Участники III поход (дата)  Какие территории и города были захвачены IV поход (дата)  Итоги

Вопросы

I поход

(дата)

Причины

похода

II поход

(дата)

Руководители

Участники

III поход

(дата)

Какие территории и города были захвачены

IV поход

(дата)

Итоги