Криотерапия в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Полноценное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья это разносторонний процесс. Для повышения эффективности работы и заинтересованности детей в процессе образовательной деятельности нужны нестандартные подходы, поэтому в своей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи использую удивительную технологию - криотерапию.
Криотерапия – контрастная терапия, эффект основан на переменном воздействии холода и тепла. Суть методики заключается в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Попеременное воздействие на кисти рук холода и тепла приводит к попеременному сокращению и расслаблению мышц.
Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики и, как следствие, развитие речи ребенка.
Таким образом, использование криотерапии позволяет решать ряд задач коррекционно - развивающего обучения.
Игры со льдом очень нравятся детям, но могут вызвать опасение у родителей, поэтому перед использованием данной технологии я провела подготовительный этап - организовала анкетирование с целью выявления противопоказаний к применению криотерапии.
В ходе мастер-класса познакомила родителей с особенностями процедуры, правилах её проведения, ожидаемом эффекте. Родители на собственном опыте убедились, что игры со льдом- увлекательное и развивающее занятие.
Одним из достоинств использования данной технологии является то, что она не требует какого-то специального оборудования. Для проведения игр используются обычные кусочки льда. Их заранее вместе с детьми готовим в специальных формах для заморозки, пакетиках или в подставках для шоколадных конфет, подкрашиваем в разные цвета, прячем маленькие «сюрпризы» внутри.
Изначально криотерапия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 5 до 60 секунд.
Криотерапия проводится в несколько этапов:
1 этап – чередование теплых и холодных процедур.
Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр. Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками («Достань игрушку», «Запусти подводную лодку») на 5-8 секунд или игра «Перебирание льдинок».
2 категория игр. Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд. «Подбери по цвету», «Украсим тортик».
3 категория игр. Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. («Составь узор», «Выложи букву»). Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр. Выкладывание башенок, замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
Сопровождаю игры со льдом чтением стихотворений, чтение которых занимает определенное количество времени. Это позволяет соблюдать время воздействия льда и вызывает интерес у детей.
Вторым этапом после проведения игр со льдом следует растяжка каждого из пальцев обеих рук. После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях.
Цель третьего этапа - развитие тактильной чувствительности с помощью растирания в ладошках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); массаж с помощью валика с жестким ворсом или массажного мячика.
Для того, чтобы работая со льдом, осуществлялась не только оздоровительная и развивающая функция, в ходе первого этапа использую игры со льдом, в которых решаются задачи обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
В играх «Выполни по образцу», «Разложи по цвету», «Цветной эксперимент, «Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье», «Пиратский клад». закрепляю и расширяю сенсорные представления детей. Также, эти игры учат ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции, сопровождать действия собственной речью.
Игры на пространственные представления:
«Бассейн», «Расположи верно», «Ледяной холст».
Игры на закрепления знаний по лексическим темам:
«Раскрась цветными льдинками предметную картинку по теме», «Выложи картинку из льдинок по контуру».
Игры на развитие внимания, мышления:
«Продолжи ряд», «Исправь ошибку», «Выполни по образцу».
Игры на развитие воображения:
«Рисование цветными льдинками», «Придумай узор»
Игры на развитие умений звукового анализа:
«Разноцветные льдинки», «Ледяные звуки», в которых дети дают характеристику звукам, выкладывают схему слов из кубиков льда красного, синего и зеленого цветов.
Применяя криотерапию использую не только обычный лед, но и специальные силиконовые разноцветные фигурки, наполненные водой, которые также предварительно замораживаю. Такие фигурки не пачкают руки, позволяют разнообразить содержание игр.
Башня из ледяных кубиков не растает, из звездочек можно выложить ночное небо, шарики можно катать друг другу, дольками апельсинов и лимонов, разноцветными ягодами можно украсить нарисованный пирог или положить их в кастрюлю и сварить малиновый, лимонный или апельсиновый компот, упражняя детей в словообразовании.
Использование такого увлекательного и игрового подхода, может помочь «особому» ребенку в развитии.
Криотерапия вызывает у детей интерес, дети учатся выполнять многоступенчатые инструкции, развивается произвольная регуляция, улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи, а также происходит оздоровление организма.