Мастер – класс
Тема: «Строение вещества».
Урок «Кристаллические решетки»
9 класс
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»
Стратегия «Зигзаг»
Задачи обучения: сформировать знания о строении кристаллических решёток, определяющих свойства веществ.
Задачи развития: совершенствовать умения анализировать. Сравнивать и высказывать суждения о свойствах веществ на основе знания строения их кристаллов.
Задачи воспитания: сформировать представления о материальных причинах проявления кристаллическими веществами различных свойств.
Новое содержание: типы кристаллических решёток веществ, зависимость свойств веществ от типа кристаллических решёток.
Оборудование : таблица и модели атомных, молекулярных, ионных и металлических решёток. Кристаллы солей, кварца, карборунда, льда, иода, коллекция металлов.
Стадия вызова и целеполагания
Предлагаем учащимся ответить на вопросы:
? Какую тему мы изучаем?
-Строение вещества.
Какие вопросы этой темы мы изучили?
- Ковалентную, ионную, металлические связи.
Ответьте на вопросы .
? Почему шоколад в руке тает, а поваренная соль нет?
?Самое твёрдое вещество на Земле.
?Почему снег хрустит на морозе, а речной песок нет?
? Почему металлы проводят тепло и электрический ток?
Затрудняетесь, поэтому ответим на эти вопросы после изучения новой темы.
Изучение новой темы
Тема урока: Кристаллические решётки
Стадия работы с текстом учебника и вопросами к нему
Делю класс на четыре группы.
Даю задания каждой группе:
1) Прочитать стр.37-38 первый абзац и ответить устно на вопрос: Что называют кристаллической решёткой?
2) Каждой группе даю таблицу, в которой заполняются графы только об одной кристаллической решетке, прочитав о ней в учебнике
1гр-стр.38, 2гр.- стр.38-39,3 гр.- стр.39, 4 гр.- стр. 40.
Организую работу в группах, при необходимости консультирую учащихся.
2 группа
1 группа
3 группа
4 группа
После обсуждения вопросов в группах учащиеся пересаживаются, т.е. состав групп меняется.
Учащиеся объясняют членам новой группы каждый свою кристаллическую решетку и все вместе заполняют таблицу.
Таким образом, в каждой группе создаётся целостное представление о кристаллических решетках.
Учащиеся в группах обучают друг друга и оценивают.
Заполните таблицу и ответьте на вопросы!
- Тип решетки.
- Виды частиц в узлах решетки.
- Вид связи между частицами.
- Примеры веществ.
- Физические свойства веществ.
Учащиеся в группах обучают друг друга и оценивают.
№ п/п
Фамилия Имя
1
Работа в группе
2
Тесты
3
Итоговая оценка
4
III Стадия рефлексии
1) Обсуждаем заполнение таблицы.
Один из группы отвечает у доски, используя модели и таблицу «Кристаллические решетки», а также образцы веществ.
2) Отвечаем на вопросы, которые были заданы вначале урока.
3) Какие химические связи и какие кристаллические решетки вы знаете?
4) От чего зависят свойства веществ?
IV Итоги урока
Работа в группах:
-Выполните тесты письменно.