СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критериальное оценивание - это вызов времени

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критериальное оценивание - это вызов времени

Просмотр содержимого документа
«Критериальное оценивание - это вызов времени»

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ - вызов времени

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ - вызов времени

Сегодня, в соответствии с ФГОС, мы должны оценивать у школьников не только предметные, но и метапредметные результаты: познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. 

Сегодня, в соответствии с ФГОС, мы должны оценивать у школьников не только предметные, но и метапредметные результаты: познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. 

Установленные стандартом новые требования к образовательным результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении технологии организации обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.  Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов. И сегодня, как никогда ранее, учителю необходимы проектировочные умения и навыки, связанные с разработкой содержания и методик преподавания различных учебных предметов, основанных на деятельностном подходе. Учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на формирование навыков обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в процессе освоения этих способов. И роль средств информационно-коммуникационных технологий в указанном аспекте переоценить сложно. 

Установленные стандартом новые требования к образовательным результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении технологии организации обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.  Перед учителем стоит сложная профессиональная задача выбора педагогических средств достижения планируемых результатов. И сегодня, как никогда ранее, учителю необходимы проектировочные умения и навыки, связанные с разработкой содержания и методик преподавания различных учебных предметов, основанных на деятельностном подходе. Учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на формирование навыков обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в процессе освоения этих способов. И роль средств информационно-коммуникационных технологий в указанном аспекте переоценить сложно. 

Педагоги начали активно использовать различные средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.  Сначала педагоги и школьники освоили презентации... А тут еще в практику вошли буклеты, ментальные карты, кластеры, ленты времени, различные Google-документы… 

Педагоги начали активно использовать различные средства и сервисы информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.  Сначала педагоги и школьники освоили презентации... А тут еще в практику вошли буклеты, ментальные карты, кластеры, ленты времени, различные Google-документы… 

Но как мы оцениваем эти продукты?  Не секрет, что  чаще всего по усвоенному обучающимися предметному материалу . То есть мы оцениваем конечный продукт на основе представленного школьниками содержания... Да еще добавляем на эмоциональном уровне: «Впечатляет дизайн презентации», «Иллюстрации помогают раскрыть содержание», «Лента времени очень информативна»… Но оценку все равно ставим за содержание. А ведь важны еще и СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , которые освоил обучающийся при выполнении задания: навыки структурирования информации, установления причинно-следственных связей, приемы визуализации информации и т.п. А эти навыки являются надпредметными , необходимыми для того, чтобы продолжать процесс обучения и самообразования...

Но как мы оцениваем эти продукты? 

Не секрет, что  чаще всего по усвоенному обучающимися предметному материалу .

То есть мы оцениваем конечный продукт на основе представленного школьниками содержания... Да еще добавляем на эмоциональном уровне: «Впечатляет дизайн презентации», «Иллюстрации помогают раскрыть содержание», «Лента времени очень информативна»…

Но оценку все равно ставим за содержание.

А ведь важны еще и СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , которые освоил обучающийся при выполнении задания:

навыки структурирования информации,

установления причинно-следственных связей,

приемы визуализации информации и т.п.

А эти навыки являются надпредметными , необходимыми для того, чтобы продолжать процесс обучения и самообразования...

Таким образом, учитель современной школы уже поставлен перед необходимостью научиться оценивать не только конечный результат, но и присвоенные им способы деятельности (чему он научился в ходе создания этого продукта). 

Таким образом, учитель современной школы уже поставлен перед необходимостью научиться оценивать не только конечный результат, но и присвоенные им способы деятельности (чему он научился в ходе создания этого продукта). 

Критерии оценивания должны обеспечивать:   критерии оценивания можно сравнить с навигатором, задающим конечную цель, ведущим участников образовательного процесса к этой цели. 

Критерии оценивания должны обеспечивать:  

критерии оценивания можно сравнить с навигатором, задающим конечную цель, ведущим участников образовательного процесса к этой цели. 

в Федеральном государственном образовательном стандарте задан перечень образовательных результатов - тех универсальных ( надпредметных ) навыков, которые мы должны сформировать на определенном уровне образования (мы говорим о метапредметных результатах, поскольку, как правило, оценивание предметных результатов не вызывает сложностей).  И наши задания должны предполагать выполнение обучающимися определенных действий, которые априори должны быть ориентированы на формирование этих навыков. Таким образом, результатом деятельности обучающихся должно стать приобретение определенного опыта, который станет основой для формирования формируемых метаредметных результатов.

в Федеральном государственном образовательном стандарте задан перечень образовательных результатов - тех универсальных ( надпредметных ) навыков, которые мы должны сформировать на определенном уровне образования (мы говорим о метапредметных результатах, поскольку, как правило, оценивание предметных результатов не вызывает сложностей). 

И наши задания должны предполагать выполнение обучающимися определенных действий, которые априори должны быть ориентированы на формирование этих навыков. Таким образом, результатом деятельности обучающихся должно стать приобретение определенного опыта, который станет основой для формирования формируемых метаредметных результатов.

ИКТ-компетентность как метапредметный результат

  • В  Примерной ООП начального общего образования  ИКТ-компетентность наряду с чтением принята в качестве одного из основных метапредметных навыков. Достаточно процитировать (стр. 24, выделение в тексте документа):
  • 1.1.1.1. Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты) В результате изучения  всех без исключения предметов  на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

  • В примерную ООП основного общего образования включена Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности (стр. 199 - 227).
Вот и пришло время поговорить о коллективной ответственности педагогов.  В основной школе к основным видам учебной деятельности, обеспечивающим формирование ИКТ-компетенции обучающихся, относят:    выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов;  поиск и анализ информации в Интернете;  создание и редактирование презентаций, текстов, электронных таблиц;  использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов;  математическая обработка и визуализация данных;  создание веб-страниц и сайтов;  создание и редактирование графики и фото;  создание музыкальных и звуковых объектов;  создание и редактирование видео;  сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем и др.   Эти виды деятельности определили  перечень основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их использования . 

Вот и пришло время поговорить о коллективной ответственности педагогов. 

В основной школе к основным видам учебной деятельности, обеспечивающим формирование ИКТ-компетенции обучающихся, относят: 

  • выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов; 
  • поиск и анализ информации в Интернете; 
  • создание и редактирование презентаций, текстов, электронных таблиц; 
  • использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов; 
  • математическая обработка и визуализация данных; 
  • создание веб-страниц и сайтов; 
  • создание и редактирование графики и фото; 
  • создание музыкальных и звуковых объектов; 
  • создание и редактирование видео; 
  • сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем и др.  Эти виды деятельности определили  перечень основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их использования

Эффективное формирование ИКТ-компетенции обучающихся может быть обеспечено только совместными усилиями команды учителей-предметников, согласованностью их действий в плане выбора видов, инструментов и продуктов деятельности школьников. И, естественно, это зависит от осознания каждым педагогом личной профессиональной ответственности. 

  • Результативность формирования всего спектра элементов ИКТ-компетентности, естественно, зависит от эффективного планирования этого процесса. Имеет смысл вести речь о разработке «дорожной карты», которая должна содержать основные элементы компетентности обучающихся в области ИКТ, заявленные в качестве образовательных результатов по всем направлениям и фиксировать этапы их активного формирования (ф), развития в процессе деятельности (р) и устойчивого применения обучающимися этих навыков (п). Такая «дорожная карта» должна составляться педагогическим коллективом (по крайней мере, инициативной группой) исходя из кадровых, материально-технических, информационно-методических, организационных и др. условий, созданных в образовательной организации; установленного приоритета решаемых задач в процессе достижения образовательных результатов обучающимися и т.п. Пример построения «Дорожной карты» представлен в таблице:
Пример построения «дорожной карты» (фрагмента)   формирования элементов ИКТ-компетентности   на уровне основного общего образования

Пример построения «дорожной карты» (фрагмента)  формирования элементов ИКТ-компетентности  на уровне основного общего образования

«Дорожная карта» проектируется исходя из условий образовательной организации:   - кадровых (определяющих уровень ИКТ-компетентности учителей);   - информационно-методических (дидактическое и методическое сопровождение процесса внедрения инновационных педагогических технологий);   - организационных (реализация программ внеурочной деятельности и т.п.),   - материально-технических (доступ к персональным компьютерам, выход в сеть Интернет и т.п.). 

«Дорожная карта» проектируется исходя из условий образовательной организации: - кадровых (определяющих уровень ИКТ-компетентности учителей); - информационно-методических (дидактическое и методическое сопровождение процесса внедрения инновационных педагогических технологий); - организационных (реализация программ внеурочной деятельности и т.п.), - материально-технических (доступ к персональным компьютерам, выход в сеть Интернет и т.п.). 

Такую матрицу целесообразно составлять  для каждой параллели с учетом разработанной «дорожной карты» формирования элементов ИКТ-компетентности  на уровне основного общего образования, закрепляя личную ответственность педагога за формирование образовательных результатов.  Контент этой матрицы может включать (на выбор образовательной организации) перечисление учебных тем, при изучении которых используются средства и сервисы ИКТ; примерные задания с указанием видов деятельности, направленных на формирование отдельных элементов ИКТ-компетентности и т.п. 

Ответственность за заполнение этой матрицы делегируется учителям, работающим в данной параллели. Очевидно, что для создания такой таблицы эффективнее всего организовать работу педагогов в коллективном документе, в котором каждый учитель заполняет свой столбец и одновременно имеет возможность познакомиться с идеями и планами своих коллег. На основании этой таблицы администрацией образовательной организации делаются предварительные прогнозы о результативности деятельности педагогического коллектива по формированию ИКТ-компетентности обучающихся по всем направлениям и проводятся корректирующие мероприятия по планированию этой деятельности.