СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критерии и методика оценивания ВсОШ по русскому языку, 6 класс, школьный этап

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены критерии и методика оценивания заданий школьного этапа ВсОШ пр русскому языку , 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Критерии и методика оценивания ВсОШ по русскому языку, 6 класс, школьный этап»

КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕННЫХ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ТУРА

(ШКОЛЬНЫЙЭТАП)

6 КЛАСС



ЗАДАНИЕ 1.

Прочитайте пары слов: кулон-клоун, коршун-шнурок, каприз-приказ.

На чём основана языковая игра в приведённых примерах? Каким термином она обозначается?

Используя данный приём языковой игры, запишите соответствующую пару для каждого слова: амплуа, бейсбол, барокко, спаниель.

Приведите 2 аналогичных примера.

Модель ответа:

Языковая игра основана на перестановке букв внутри слова, в результате чего появляется новое слово. Этот приём называется анаграмма.

Ампула-амплуа, бейсбол–бобслей, барокко–коробка, спаниель-апельсин.

Критерии оценивания:

За объяснение сути приёма языковой игры–1балл; за правильно указанный термин– 1балл; за каждое верно разгаданное слово– по 1баллу; за каждый свой пример–по 2 балла. Итого: максимум 10 баллов.


ЗАДАНИЕ 2.

Назовите как можно больше букв (кроме Ь и Ъ), которые при произношении в соответствии с правилами орфоэпии в некоторых словах могут не обозначать никакого звука. Для каждой буквы приведите своё слово в качестве примера.

Модель ответа:

В: чувствовать

Г: петербургский

Д: сердце

Й: пожалуйста

Л: солнце

Т: лестница

Ю: следующий

Критерии оценивания:

За каждую названную букву - 0,5 балла; за соответствующий пример- 0,5 балла. Итого: максимум 7 баллов.



ЗАДАНИЕ 3.

Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Бортников, Знахарев, Толмачев, Ростовщиков, Скорняков, Пономарев.

Модель ответа:

Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий («профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек.

Бортников (бортник – тот, кто занимался бортничеством, т.е. добычей меда диких пчел или лесным пчеловодством).

Знахарев (знахарь – лекарь-самоучка, действующий собственными невежественными способами, якобы с помощью колдовства).

Толмачев (толмач - переводчик, толкователь).

Ростовщиков (ростовщик – дающий деньги в рост, в долг под процент).

Скорняков (скорняк – мастер по выделке мехов из шкур, по выработке меховых изделий).

Пономарев (пономарь – дьячок, в православной церкви причетник, псаломщик).

Критерии оценивания:

1 балл за общий ответ, связанный с родом занятий; по 1 баллу за каждое правильно приведенное слово, от которого образовалась фамилия, и его толкование (по 0,5 балла за слово и 0,5 балла – за его толкование). Итого: максимум 7 баллов.


ЗАДАНИЕ 4.

Объясните значение иноязычных элементов:

анти- против: антивозрастной

би- два; биметаллический

гео- земля: геодезия

хроно- время: хронометр

нео- новый: неологизмы

Критерии оценивания:

За каждое правильное значение иноязычных элементов - 0,5 балла; за соответствующий пример- 0,5 балла. Итого: максимум 5 баллов.

 

ЗАДАНИЕ 5.

Установите соответствие между лингвистическими терминами и языковыми единицами. В ответе напротив цифр запишите соответствующие буквы. Приведите свои примеры к каждому ряду. Назовите лишние языковые единицы и дайте их толкование.


1.Паронимы


А. Затихать – умолкать, робкий– застенчивый

2.Синонимы

Б.Уста, перст

3.Историзмы

В. Зарница – заря, развитой – развитый

4.Архаизмы

Г. Заставлять (принуждать)- заставлять (загораживать)

5.Омонимы (полные)

Д. Вершок, аршин


Е. (Прозрачное) стекло- стекло (молоко со стола)


Ж. За́мок (феодала) — замо́к (дверной)




З. (Вкусный) плод- (построить) плот







Модель ответа:

1В, 2А, 3Д, 4Б, 5Г + свои примеры.

Е- омоформы (слова, которые совпадают в звучании и написании, но при этом относятся к разным частям речи и имеют совершенно разные значения).

Ж- омографы (слова, которые совпадают в написании, но различаются произношением и значением).

З- омофоны (слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение).

Критерии оценивания:

За каждое правильное соответствие - 0,5 балла; за примеры- по 0,5 балла. За каждое правильное толкование «лишних» примеров –1балл; за правильно указанный термин– 1балл. Итого: максимум 9 баллов.


ЗАДАНИЕ 6.

Многие слова, самостоятельно существовавшие в древнерусском языке, сохранились только в составе современных слов. Например: велий (" большой' '), коло ("круг", "окружность '), тук (' 'жир ''). Какие современные слова знаете вы с этими корнями?

Модель ответа:

Велий - ВЕЛИКИЙ, коло - КОЛЕСО, тук – ТУЧНЫЙ.

Критерии оценивания:

За каждый пример – по 1 баллу. Итого: максимум 3 балла.


ЗАДАНИЕ 7.

По какому признаку осуществляется деление данных словоформ на группы? Ответ аргументируйте. К словам третьей группы подберите синонимы.

Медвежья пасть

Медвежья шуба

Медвежья походка

Лисья нора

Лисий воротник

Лисья речь

Заячий выводок

Заячий тулуп

Заячий характер



Модель ответа:

Деление словоформ на группы осуществляется по разряду имён прилагательных.

Медвежья пасть

Медвежья шуба

Медвежья походка (неуклюжая)

Лисья нора

Лисий воротник

Лисья речь (хитрая)

Заячий выводок

Заячий след

Заячий характер (трусливый)

Притяжательные прилагательные, так как обозначают принадлежность предмету и отвечают на вопрос ЧЕЙ?

Относительные прилагательные, так как выражают отношение предмета к другому (материал).

Качественные прилагательные, так как употребляются в переносном значении и называют качество предмета.


Критерии оценивания:

За верно названный признак деления на группы–1балл; за аргументацию– по 1 баллу к каждому разряду имён прилагательных; за каждый верно подобранный синоним– по 1 баллу. Итого: максимум 7 баллов.


ЗАДАНИЕ 8.

Определите часть речи и синтаксическую роль в предложении выделенных слов. Назовите способ словообразования, который представлен в данных примерах.

1. Король часто собирал военный совет, запирал двери и склонялся над картой. 2. Статный военный шёл по улице. 3. Докладные записки находится в кабинете у директора. 4. Он не знал жалости, составлял акты, строчил докладные, гремел горячими речами на собраниях и заседаниях. 5. По утрам он регулярно занимался бегом. 6. Узнав о происшествии, мой брат бегом бросился на помощь.

Модель ответа:

В предложениях представлен такой способ словообразования, как переход из одной части речи в другую.

1.Военный (совет) - имя прилагательное, определение. 2. Военный (шёл) – имя существительное, подлежащее. 3. Докладные (записки)- имя прилагательное, определение. 4. (Строчил) докладные – имя существительное, дополнение. 5. (Занимался) бегом – имя существительное, дополнение. 6. Бегом (бросился) - наречие, обстоятельство.

Критерии оценивания:

За верно указанный способ словообразования–1балл; за верное определение частей речи– по 0,5 балла; за каждую верно определённую синтаксическую роль слова в предложении– по 0,5 балла. Итого: максимум 7 баллов.


ЗАДАНИЕ 9.

Найдите ошибки в предложении, исправьте их и объясните суть каждой конкретной ошибки.

  1. На девочке было одето очень красивое пальто. 2. Листья к концу сентября стали более желтее. 3. Речка была бурная и камениста.

Модель ответа:

  1. Смешение паронимов: одеть и надеть. Верный вариант: На девочке было надето очень красивое пальто. 2) Ошибка в образование степени сравнения имени прилагательного (смешение простого и составного способа образования сравнительной степени). Верные варианты: Листья к концу сентября стали желтее.- Листья к концу сентября стали более жёлтыми. 3) Ошибка в употреблении однородных членов предложения (употребление в качестве однородных членов предложения полной и краткой формы имён прилагательных). Верные варианты: Речка была бурная и каменистая.- Речка была бурна и камениста.

Критерии оценивания:

За каждую верную классификацию ошибки–1балл; за верно исправленные ошибки в предложениях– по 1 баллу. Итого: максимум 6 баллов.



Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итого

Баллы max

10

7

7

5

9

3

7

7

6

61