КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ ВЫПОЛНЕННЫХ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ТУРА
(ШКОЛЬНЫЙЭТАП)
6 КЛАСС
ЗАДАНИЕ 1.
Прочитайте пары слов: кулон-клоун, коршун-шнурок, каприз-приказ.
На чём основана языковая игра в приведённых примерах? Каким термином она обозначается?
Используя данный приём языковой игры, запишите соответствующую пару для каждого слова: амплуа, бейсбол, барокко, спаниель.
Приведите 2 аналогичных примера.
Модель ответа:
Языковая игра основана на перестановке букв внутри слова, в результате чего появляется новое слово. Этот приём называется анаграмма.
Ампула-амплуа, бейсбол–бобслей, барокко–коробка, спаниель-апельсин.
Критерии оценивания:
За объяснение сути приёма языковой игры–1балл; за правильно указанный термин– 1балл; за каждое верно разгаданное слово– по 1баллу; за каждый свой пример–по 2 балла. Итого: максимум 10 баллов.
ЗАДАНИЕ 2.
Назовите как можно больше букв (кроме Ь и Ъ), которые при произношении в соответствии с правилами орфоэпии в некоторых словах могут не обозначать никакого звука. Для каждой буквы приведите своё слово в качестве примера.
Модель ответа:
В: чувствовать
Г: петербургский
Д: сердце
Й: пожалуйста
Л: солнце
Т: лестница
Ю: следующий
Критерии оценивания:
За каждую названную букву - 0,5 балла; за соответствующий пример- 0,5 балла. Итого: максимум 7 баллов.
ЗАДАНИЕ 3.
Известно, что русские фамилии часто образовывались от других слов, отражая жизнь людей. Попробуйте догадаться, от каких слов образовались и на что указывали следующие фамилии: Бортников, Знахарев, Толмачев, Ростовщиков, Скорняков, Пономарев.
Модель ответа:
Данные фамилии образовались от слов, обозначающих род занятий («профессию») человека, и указывали на то, чем занимался человек.
Бортников (бортник – тот, кто занимался бортничеством, т.е. добычей меда диких пчел или лесным пчеловодством).
Знахарев (знахарь – лекарь-самоучка, действующий собственными невежественными способами, якобы с помощью колдовства).
Толмачев (толмач - переводчик, толкователь).
Ростовщиков (ростовщик – дающий деньги в рост, в долг под процент).
Скорняков (скорняк – мастер по выделке мехов из шкур, по выработке меховых изделий).
Пономарев (пономарь – дьячок, в православной церкви причетник, псаломщик).
Критерии оценивания:
1 балл за общий ответ, связанный с родом занятий; по 1 баллу за каждое правильно приведенное слово, от которого образовалась фамилия, и его толкование (по 0,5 балла за слово и 0,5 балла – за его толкование). Итого: максимум 7 баллов.
ЗАДАНИЕ 4.
Объясните значение иноязычных элементов:
анти- против: антивозрастной
би- два; биметаллический
гео- земля: геодезия
хроно- время: хронометр
нео- новый: неологизмы
Критерии оценивания:
За каждое правильное значение иноязычных элементов - 0,5 балла; за соответствующий пример- 0,5 балла. Итого: максимум 5 баллов.
ЗАДАНИЕ 5.
Установите соответствие между лингвистическими терминами и языковыми единицами. В ответе напротив цифр запишите соответствующие буквы. Приведите свои примеры к каждому ряду. Назовите лишние языковые единицы и дайте их толкование.
1.Паронимы | А. Затихать – умолкать, робкий– застенчивый |
2.Синонимы | Б.Уста, перст |
3.Историзмы | В. Зарница – заря, развитой – развитый |
4.Архаизмы | Г. Заставлять (принуждать)- заставлять (загораживать) |
5.Омонимы (полные) | Д. Вершок, аршин |
| Е. (Прозрачное) стекло- стекло (молоко со стола) |
| Ж. За́мок (феодала) — замо́к (дверной) |
| |
| З. (Вкусный) плод- (построить) плот |
| |
| |
| |
Модель ответа:
1В, 2А, 3Д, 4Б, 5Г + свои примеры.
Е- омоформы (слова, которые совпадают в звучании и написании, но при этом относятся к разным частям речи и имеют совершенно разные значения).
Ж- омографы (слова, которые совпадают в написании, но различаются произношением и значением).
З- омофоны (слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение).
Критерии оценивания:
За каждое правильное соответствие - 0,5 балла; за примеры- по 0,5 балла. За каждое правильное толкование «лишних» примеров –1балл; за правильно указанный термин– 1балл. Итого: максимум 9 баллов.
ЗАДАНИЕ 6.
Многие слова, самостоятельно существовавшие в древнерусском языке, сохранились только в составе современных слов. Например: велий (" большой' '), коло ("круг", "окружность '), тук (' 'жир ''). Какие современные слова знаете вы с этими корнями?
Модель ответа:
Велий - ВЕЛИКИЙ, коло - КОЛЕСО, тук – ТУЧНЫЙ.
Критерии оценивания:
За каждый пример – по 1 баллу. Итого: максимум 3 балла.
ЗАДАНИЕ 7.
По какому признаку осуществляется деление данных словоформ на группы? Ответ аргументируйте. К словам третьей группы подберите синонимы.
Медвежья пасть | Медвежья шуба | Медвежья походка |
Лисья нора | Лисий воротник | Лисья речь |
Заячий выводок | Заячий тулуп | Заячий характер |
Модель ответа:
Деление словоформ на группы осуществляется по разряду имён прилагательных.
Медвежья пасть | Медвежья шуба | Медвежья походка (неуклюжая) |
Лисья нора | Лисий воротник | Лисья речь (хитрая) |
Заячий выводок | Заячий след | Заячий характер (трусливый) |
Притяжательные прилагательные, так как обозначают принадлежность предмету и отвечают на вопрос ЧЕЙ? | Относительные прилагательные, так как выражают отношение предмета к другому (материал). | Качественные прилагательные, так как употребляются в переносном значении и называют качество предмета. |
Критерии оценивания:
За верно названный признак деления на группы–1балл; за аргументацию– по 1 баллу к каждому разряду имён прилагательных; за каждый верно подобранный синоним– по 1 баллу. Итого: максимум 7 баллов.
ЗАДАНИЕ 8.
Определите часть речи и синтаксическую роль в предложении выделенных слов. Назовите способ словообразования, который представлен в данных примерах.
1. Король часто собирал военный совет, запирал двери и склонялся над картой. 2. Статный военный шёл по улице. 3. Докладные записки находится в кабинете у директора. 4. Он не знал жалости, составлял акты, строчил докладные, гремел горячими речами на собраниях и заседаниях. 5. По утрам он регулярно занимался бегом. 6. Узнав о происшествии, мой брат бегом бросился на помощь.
Модель ответа:
В предложениях представлен такой способ словообразования, как переход из одной части речи в другую.
1.Военный (совет) - имя прилагательное, определение. 2. Военный (шёл) – имя существительное, подлежащее. 3. Докладные (записки)- имя прилагательное, определение. 4. (Строчил) докладные – имя существительное, дополнение. 5. (Занимался) бегом – имя существительное, дополнение. 6. Бегом (бросился) - наречие, обстоятельство.
Критерии оценивания:
За верно указанный способ словообразования–1балл; за верное определение частей речи– по 0,5 балла; за каждую верно определённую синтаксическую роль слова в предложении– по 0,5 балла. Итого: максимум 7 баллов.
ЗАДАНИЕ 9.
Найдите ошибки в предложении, исправьте их и объясните суть каждой конкретной ошибки.
На девочке было одето очень красивое пальто. 2. Листья к концу сентября стали более желтее. 3. Речка была бурная и камениста.
Модель ответа:
Смешение паронимов: одеть и надеть. Верный вариант: На девочке было надето очень красивое пальто. 2) Ошибка в образование степени сравнения имени прилагательного (смешение простого и составного способа образования сравнительной степени). Верные варианты: Листья к концу сентября стали желтее.- Листья к концу сентября стали более жёлтыми. 3) Ошибка в употреблении однородных членов предложения (употребление в качестве однородных членов предложения полной и краткой формы имён прилагательных). Верные варианты: Речка была бурная и каменистая.- Речка была бурна и камениста.
Критерии оценивания:
За каждую верную классификацию ошибки–1балл; за верно исправленные ошибки в предложениях– по 1 баллу. Итого: максимум 6 баллов.
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Итого |
Баллы max | 10 | 7 | 7 | 5 | 9 | 3 | 7 | 7 | 6 | 61 |