КРИТЕРИИ ОБЪЕКТИВИЗАЦИИ ПРЫЖКОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Актуальность. Художественная гимнастика прошла около столетнего пути
развития. Зарождаясь, она начинала с самых простых композиций, связанных с
демонстраций пластики (волн, взмахов), сейчас же это не просто красивые
движения на ковре, это сочетание: танца, циркового искусства, акробатики,
наисложнейших элементов и эмоций – это целый спектакль. В правилах
Международной Федерации гимнастики постоянно меняются требования
к содержанию соревновательной деятельности, что определяет дальнейшие
перспективы развития художественной гимнастики и отражается на всей системе
подготовки. Особое внимание в этой связи привлекают изменения критериев
оценки исполнительского мастерства, особенно компонента технической ценности
соревновательной композиции, который в каждом олимпийском цикле
пересматривается FIG. В связи с этим элементы структурных групп
художественной гимнастики перемещаются в таблицах «трудности», меняя
техническую ценность. Зачастую интересные, зрелищные элементы телом
исключаются из содержания правил соревнований, что обедняет композиции
гимнасток, и заменяет первооснову женского вида спорта – «художественное
движение» элементами циркового искусства. Недостаточность объективного,
научно обоснованного подхода к проектированию таблиц технической ценности
элементов структурных групп является одной из причин неадекватного
определения достижений гимнасток. В правилах, существует таблица каждой
группы трудностей тела, такие как: прыжки, равновесия, повороты. Наиболее
проблемным является вопрос ранжирования трудности прыжковых элементов в
художественной гимнастике, учитывая большое количество способов и форм их
выполнения, при том, что внешнее содержание прыжка не всегда является
объективным показателем сложности управления этой системой движений.
Поэтому целью нашего исследования являлось выявление объективных
критериев оценки технической сложности прыжков, для дальнейшего
ранжирования ценности прыжковых элементов в художественной гимнастике.
Результаты исследования и их обсуждения. Все движения звеньями тела
должны быть выполнены точно в соответствии с двигательной программой,
направленной на трансформацию количественных характеристик работы
гимнастки в качественные. Двигательная программа обуславливает не только
внешние, но и внутренние параметры движения и, следовательно, возникающие в
процессе ее реализации объективные факторы сложности выполнения прыжка. В
связи с этим основной задачей дальнейшего анализа являлась конкретизация
факторов, обуславливающих сложность прыжков.
Дальность полета, время движения и высота также определяются значением
и направлением начальной скорости, поэтому управление начальными параметрам
возможно только на стадии отталкивания. Никакие телодвижения, или движения
предметов в полете не способны повлиять на упомянутые характеристики
движения гимнастки. В связи с этим сложность демонстрируемой позы (или поз) в
прыжке предопределяет сложность отталкивания и приземления.
На основе педагогического наблюдения за соревновательной деятельностью
7 гимнасток, членов основного состава сборной России по художественной
гимнастике 2019 года выявлены следующие особенности прыжковых элементов:
• Чем сложнее поза в прыжке или большее количество
движений требуется выполнить звеньями тела в полетной фазе, тем
большая активность и координация требуется от мышц, отвечающих за
высоту отталкивания и фиксацию тела в безопорном положении.
• Такие прыжки как, баттерфляй, фуэте, перекидной; с
поворотом на 180° в шпагате, отличаются от остальных структурой и
характером своих действий. Все они предполагают движения телом с
максимальной амплитудой в фазе полета, на которые затрачивается
дополнительное время. И при этом они выполняются за счёт активации
икроножной мышцы толчковой ноги, обеспечивающей длительность без
опорной фазы.
• Остальные прыжки имеют в своей технической основе
одинаковый базовый прыжок (шагом в шпагат) поэтому различаются
только мышцами, которые обеспечивают амплитуду размаха движений
ногами или сгибательно-разгибательные движения частями тела.
• Данный факт еще раз подтвердил отсутствие обоснованного и
объективного подхода к определению технической ценности прыжков,
позволяющего учитывать наиболее значимый фактор - степень
активности мышечной деятельности гимнастки для реализации
двигательной программы.
• Если рассматривать прыжки с наличия разбега или его
отсутствия, то такой прыжок как: баттерфляй, будет единственным,
разбег к которому будет, скорее ухудшающим фактором нежели
помогающим. Остальные прыжки гимнастки чаще выполняют после
разбега (галопа)
• Наибольшая амплитуда движений будет у прыжков в основе
которых лежит прыжок жете (шагом, шагом прогнувшись, жете ан
турнан, с поворотом на 180 градусов в шпагате, со сменой положения
ног), а для таких прыжков как баттерфляй, перекидной, фуэте,
решающим фактором будет скорее правильность их выполнения.
• Наличие смены ног, подразумевает быстрое и четкое
положение смены ног в прыжке, оно будет характерно в таких прыжках
как со сменой положения ног в шпагат.
• Отталкивание для всех прыжков будет характерно толчком
одной.
• Приземление, для всех прыжков кроме фуэте двумя ногам в
кольцо, характерно на одну ногу, в данном же случаи приземление будет
на две ноги одновременно.
Были выделены: объективные, дополнительные критерии трудности
прыжков в художественной гимнастики для разработки таблиц их ценности:
- наличие смены направления движения звеньев (+0,1);
- контр-движение ногами (+0,1; перекидной прыжок);
- наличие поворота туловища или всего тела (+0,1);
- вращательный момент и его направление на приземлении (+0,1).
- способ отталкивания (+0,1);
- амплитуда (+0,1; для ног - 180°; для туловища - 90°);
- вестибулярная нагрузка
Заключение
Техническая ценность элементов структурных групп, применяемая в
практике экспертной оценки соревновательных упражнений, основана только на
учете кинематических характеристик: углов суставов и длины траекторий точек
звеньев тела, способа отталкивания и приземления, амплитуды движений.
Учитывая, что для выполнения таких прыжков, как например фуэте двумя ногами в
кольцо, для которых необходима длительная фаза полета, поворот туловища,
приземление на две ноги, оценка элемента в 0,3 балла является, очень спорно
низкой, так как например прыжок шагом также стоит - 0,3 балла. Только
системный подход к изучению сложности позволяет повысить эффективность
(объективность) экспертной оценки, добавив к визуальному анализу внешних
параметров движений (кинематике) содержательную (внутреннюю) составляющую
активности мышц. Это создает предпосылки для оптимизации процедуры
определения технической ценности выполняемых элементов и конструирования
новых движений. Конкретизированные факторы сложности позволяют более точно
прогнозировать уровень спортивных достижений и выстраивать траекторию
технической подготовки спортсменок на основе современных тенденций развития
художественной гимнастики.
Литература
1. Винер, И.А. Система, определяющая соотношение сил в
художественной гимнастике на мировом уровне / И.А. Винер, Р.Н. Терёхина //
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 4 (62). – С. 15-
18.
2. Винер, И.А., Художественная гимнастика: история, состояние и
перспективы развития / Е.С. Крючек, Е.Е. Медведева, Е.Е., Терехина Р.Н. - М.:
Физкультура и спорт, 2014. – 153 с.
3. Медведева, Е.Н. Объективизация технической ценности элементов
структурных групп художественной гимнастики : дис. . . кан.пед.наук / Е.Н.
Медведева. – С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – Санкт-
Петербург : 2017 – 321__