ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕДИНОМУ ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ, УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Ведущий учитель начальных классов:
формирует у учащихся; представление о богатстве русской речи, регулярно обучая нормам литературного языка;
уделяет особое внимание всем формам письменной речи как новой и более трудной для младших школьников. Следит за ведением тетрадей, единообразием надписей, грамотным оформлением всех записей в них. Не оставляет без исправления орфографические и пунктуационные ошибки;
предусматривает при планировании любого вида работы развитие связной речи и обучение выразительному чтению;
использует все формы внеклассной работы в деле совершенствования речевой культуры.
1.2. Учителя - предметники, ведущие в начальных классах:
учитывая, что в начальной школе закладываются основы грамоты и речевой культуры, не допускают в своей речи неточности в формулировках и выборе слов;
активно используют выразительное чтение вслух как средство эмоционального и логического осмысления текста;
грамотно, разборчивым почерком оформляют все виды записей: на классной доске, в школьном журнале, в дневниках учащихся и т.п.
настойчиво учат младших школьников самостоятельной работе с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, тематическим каталогом;
систематически проводят работу по обогащению словарного запаса учащихся терминологией изучаемого предмета.
1.3. Учащиеся начальной школы должны уметь:
говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и. выводы);
правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказываний;
строить высказывания в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, классном часе, экскурсии, в походе и т.д.)
отвечать громко, четко, с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно. Любое высказывание младшего школьника в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая логику и речевое оформление.
Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:
правила произношения и ударения;
правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи;
правила образования и изменения слов, а также образование словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
правила орфографии и пунктуации: не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др.
Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием эмоционально окрашенных средств речи.
Для совершенствования речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умения слушать и понимать речь говорящего, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д.
1.4. Преподавание отдельных предметов.
Русский язык, чтение, развитие речи, природоведение.
Исходим из того, что:
во-первых, языковое образование школьника - это процесс познавательной деятельности, направленный на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности;
во-вторых, результат языкового образования - это уровень готовности школьника к полноценной речевой деятельности в ее устной и письменной формах.
На уроках учитель должен:
обеспечивать культуру речевого поведения (общения);
при работе над языковым материалом добиваться уяснения логики высказываний;
создавать простор для самовыражения каждым учеником;
совершенствовать умения учащихся в правильном употреблении терминов и специфических выражений;
уделять особое внимание правильности передачи основного содержания текста учащимися.
Математика.
На уроках математики важно постоянно следить за развитием математической речи учащихся:
математически грамотным чтением условий арифметических задач и разнообразных математических выражений;
правильным употреблением числительных, как в устной, так и в письменной речи;
уместным употреблением математических терминов, чему в немалой степени способствует периодическое проведение терминологических диктантов.
На всех уроках следует добиваться обстоятельных доказательных ответов, никогда не отказываться от их обсуждения.
2. ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ТЕТРАДЯХ
2.1. Русский язык.
Запись в тетрадях начинать с самой верхней строки.
Учащиеся самостоятельно записывают число – цифрами, месяц – словом, и только c 4 класса число и месяц записывают словами.
Классная работа, Домашняя работа- записывать полностью на следующей строке (под числом) посередине строки.
Каждый вид работы выполняется с красной строки.
Пропуск между видами заданий в классной (домашней) работе не допускается. Слово «упражнение» при выполнении соответствующего задания не пишется, ставится №1 в середине строки (каждому упражнению на уроке присваивается порядковый номер, номера упражнений из учебника пишутся в соответствии с учебником. Например, №1 словарный диктант, №2 упражнение в определении количества слогов, упражнение из учебника №65, №3 упражнение –закрепление по теме урока).
Между классной и домашней работами пропускаются 2 строки в широкую линию и 1 строка в тетради в косую линию.
Подчеркивание и выделение орфограмм во 2-5 классах осуществляется простым карандашом.
В течение года ведутся две рабочие тетради по русскому языку.
Ошибки, допущенные учащимися в рабочих тетрадях, зачеркиваются и исправляются учителем. В скобки не брать. Учащиеся исправляют свои ошибки ручкой.
Ошибки, допущенные учащимися в контрольных творческих работах, выносятся учителем на поля: орфографическая – «палочкой», пунктуационная – «галочкой», речевая – «Р», логическая – «Л», исправление – маленькой галочкой.
Отметка за работу ставится справа, высотой в рабочую строку.
В тетрадях в косую линию все вспомогательные слова-обозначения, значки пишутся под разделительными точками. При работе со словосочетаниями стрелки рисуют по точкам, вопрос пишут над стрелкой. В тетрадях в широкую линию вспомогательные слова и значки пишут посередине пустого пространства, оставшегося над словом. Высота букв – половина строки.
Обозначение частей речи: имя существительное –сущ.; Имя прилагательное –прил.; глагол- гл.; предлог – п.; местоимение – м.; (с точкой)
При записи словосочетаний вопрос записывается в скобках, над главным словом крестик, односторонняя стрелка от главного слова к второстепенному.
При разборе предложений во 2 классе: подчёркиваются только главные члены предложения и определение. Составляется схема предложения: воспросы к главным членам, двусторонняя стрелка между главными членами, положение подлежащего и сказуемого соответствует месту в предложении. Односторонняя стрелка от главного слова к зависимому.
В 3 классе: подчёркиваются главные члены и определение. Со 2 четверти 3 класса надписываются 4 части речи: существительное, прилагательное, глагол, предлог. Рисуется схема.
В 4 классе: подчёркиваются главные члены и определение, надписываются 4 части речи: существительное, прилагательное, глагол, предлог. Со 2 четверти: в предложении нарисовать двустороннюю стрелку между главными членами. Выписать из предложения все словосочетания. Над главными словами- крестик, односторонняя стрелка к зависимому слову.
В 5 классе: даётся характеристика предложения (по цели высказывания, по интонации, по составу). Подчёркиваются главные члены и определение, надписываются 5 частей речи: существительное, прилагательное, глагол, предлог, местоимение. Со 2 четверти: Схема предложения с однородными членами.
Примечание: стрелки чертить по линейке ровно и аккуратно.
Фонетический разбор: 2 класс- ударение, деление на слоги вертикальными линиями; писать количество слогов, букв, звуков. Схема слова: гласный -круг, согласный твердый-квадрат, мягкий – заштрихованный квадрат.
3 класс – ударение, деление на слоги вертикальными линиями; писать количество слогов, букв, звуков-со 2 четверти транскрипцию всего слова в квадратных скобках. Мягкий согласный обозначить апострофом.
4-5 класс – со 2 четверти ударение, деление на слоги вертикальными линиями; писать количество слогов, букв, звуков, транскрипцию и характеристику каждого звука (гласный, ударный/безударный), (согласный, твёрдый/мягкий, звонкий/глухой), указать кол-во гласных и согласных звуков.
Разбор слова по составу – с 4 класса. Записать слово, через тире записать форму слова, через запятую указать однокоренное слово.1. Окончание; 2. Корень; 3. Приставка; 4.Суффикс
С 5 класса морфологический разбор по образцу в учебнике.
2.2. Математика.
При записи на новой странице отступ: сверху, справа, слева – 1 полная клетка, внизу не дописывается 1 полная клетка. От полей и от начала строки отступ – 1 клетка.
Число (дата) пишется арабскими цифрами, месяц прописью на 11 клетке. Между строками пропускается 1 клетка. С 5 класса на полях: 25.12.
Между работами (классной и домашней) пропускается 4 клетки.
В письменных работах слово «Задача» не пишется. Слово «примеры» в начальной школе не пишется. Каждому упражнению на уроке присваивается порядковый номер, номера упражнений из учебника пишутся в соответствии с учебником. Напрмер, №1 словарный диктант, №2 упражнение в определении количества слогов, упражнение из учебника (можно с указанием страницы) №6с.8, №3 упражнение –закрепление по теме урока.
Между столбиками примеров пропускаются 3 клетки. При необходимости перенести 3,4-й столбики примеров вниз в рамках одного номера, между столбиками отступать 2 клетки вниз.
В течение года ведутся две рабочие тетради.
Отметки за работу ставятся справа, высотой в 1,5 клетки.
При записи уравнений слово проверка не пишется. Корень уравнения подчёркивается по линейке простым карандашом (4 клетки). В уравнении записывается каждый шаг. Ниже линии записывается исходное уравнение с найденным неизвестным, под знаком равно ставится равно и записывается равенство:
9+х=19
Х=19-9
Х=10
9
+10=19
1к.
19=19
Примечания:
Во 2 классе по всем предметам необходимо использовать положительную оценочную характеристику. Не следует применять какие-либо знаки, заменяющие отметку (звездочки, цветочки, другие символы).
Работа над ошибками, допущенными в рабочих тетрадях по русскому языку и математике, проводится систематически. Слова «Работа над ошибками» пишутся полностью, без сокращений.
Исправлять ошибки нужно следующим образом:
неверно написанную букву (цифру) или пунктуационный знак необходимо зачеркнуть косой линией, часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого учителем делается правильная запись;
ошибки, исправленные учениками, зачеркиваются ручкой, и сверху делается правильная запись.
В тетрадях по русскому языку записывается вид работы: диктант, изложение, сочинение. То же относится и к обозначению кратковременных контрольных работ, выполняемых в тетрадях.
Не допускать выставления оценки, замечаний, имеющих эмоциональную негативную окраску (большого размера, с восклицательными знаками или с негативными замечаниями).
ОФОРМЛЕНИЕ ОБЛОЖКИ ТЕТРАДИ
Учащимся рекомендуется подписывать тетрадь по следующему образцу:
Тетрадь Тетрадь
для работ для работ
по русскому языку по математике
ученика (цы) 2 А класса ученика (цы) 2 А класса
Гантуяа Ганболд -Не склонять имена
Под цветной обложкой тетрадь обязательно должна быть подписана.
Тетрадь Тетрадь
для дополнительных занятий для дополнительных занятий
по русскому языку по математике
ученика (цы) 2 А класса ученика (цы) 2 А класса
Гантуяа Ганболд -Не склонять имена
Под цветной обложкой тетрадь обязательно должна быть подписана.
ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКОВ.
Дневник ведется со 2 класса.
Ученик сам заполняет лицевую сторону обложки дневника, записывает названия предметов, Ф.И.О. преподавателей, их номера телефонов, электронный адреса, расписание, звонков, уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий.
Записи в дневниках (оценки, подписи) оформляются учителем красной пастой.
Для заметок учителей и классного руководителя выделена специальная страница, которая обязательно заполняется.
Ученик ежедневно записывает в дневнике расписание уроков, а домашние задания отмечает в графах того дня, на который они делаются; в период каникул в дневнике фиксируются планы внеклассных и внешкольных мероприятий.
Родители обязаны систематически просматривать, подписывая дневник.
Сведения об успеваемости ученика заполняются в дневнике в течение всего учебного года.
Учитель осуществляет систематический контроль за ведением дневников и принимает меры к устранению недостатков и небрежности в их оформлении.
Оформление дневника: Подписать дневник, заполнить титульный лист
1. Расписание уроков на каждую четверть в начале дневника (можно вклеить),
2. Имена предметников с телефонами, эл. Адресами (можно вклеить)
3. Расписание уроков на неделю. (в будущем расписание должно быть записано на 1 неделю вперёд).
4. Расписание дополнительных занятий. (не только по своим предметам, но и у предметников) Общее расписание должно быть в начале дневника и все доп. зан. должны быть отмечены на неделе.
5. Оценка за ведение и за поведение. (Записать на субботу)
6. Каждый день должно быть отмечено время окончания занятий.
7. Расписание звонков.
8. График АКР на каждую четверть / поступательно/
9. Результаты осенней переэкзаменовки (если участвовал).
10. Объявление о том, что школа не несёт ответственности за личные вещи учащихся.
11. Выставлять все оценки за неделю по всем предметам, включая специалистов.
12. Гимны.
13. Правила поведения на русском и монгольском языке, положение о ношении формы.
14. Указать кабинеты, в которых проводятся занятия, дополнительные занятия.
*В дальнейшем все объявления приклеивать аккуратно, сразу собирать подписи родителей за каждую неделю, за все объявления, за четвертные оценки. Оценки за АКР выставлять своевременно.
Не нужно оставлять место для каникулярных дней.