Критерии оценки знаний разных видов работ обучающихся с ОВЗ на уроках биологии и географии
При организации процедур мониторинга на уроках биологии и географии требуется соблюдения условий, связанных с внесением отдельных изменений – в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с нарушенным слухом. Данные изменения включают:
изменение при наличии объективной необходимости временного режима выполнения контрольной (иной проверочной) работы – в зависимости от индивидуальных особенностей здоровья, обучающихся (увеличении времени на выполнение работы, в предоставлении возможности для отдыха и др.);
обязательную проверку точности понимания обучающимися содержания словесных инструкций к заданиям;
адаптацию предлагаемого обучающемуся тестового (контрольно-оценочного) материала, включая использование устных и письменных инструкций, упрощение многословные и / или сложных словесных формулировок;
специальную психолого-педагогическую помощь (на этапах принятия, выполнения
учебного задания и контроля результативности), дозируемую исходя из индивидуальных особенностей здоровья обучающегося, направленную на создание и поддержание эмоционального комфортного климата во время проведения оценочных мероприятий.
Критерии и нормы оценки предметных результатов по географии и биологии
Требования к монологическому высказыванию
Класс | Минимальный объем высказывания |
5 класс | 4 предложения |
6 класс | 5 предложений |
7 класс | 6 предложений |
8 класс | 7 предложений |
9 класс | 9 предложений |
10 класс | 10 предложений |
Нормы оценок за устный ответ.
Устный опрос является одним из методов учёта знаний, умений и навыков, обучающихся по адаптированной образовательной программе по географии. При оценивании устных ответов принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об усвоении изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать самостоятельный ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий оценке «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; отмечается аграмматизм.
Оценка «3» ставится, если обучающийся частично понимает тему, излагает материал недостаточно полно и последовательно, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если обучающийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений; при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценивание устных ответов и чтения осуществляется без учета нарушений языковых или речевых норм, связанных с недостатками произносительной стороны речи (произношение звуков, воспроизведение слов сложной слоговой структуры, интонационных и ритмических структур и другими недостатками).
Нормы оценок самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
1) выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более двух недочетов.
Оценка «4» ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1) не более двух негрубых ошибок и одного недочета;
2) или не более четырех недочетов.
Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы
Оценка «2» ставится, если обучающийся:
1) допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2) или если правильно выполнил менее половины работы.
Нормы оценок выполнения практических работ.
«5» – правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении;
«4» – погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;
«3» – погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении;
«2» – серьезные ошибки по содержанию, отсутствие навыков оформления;
Оценка тестовых работ.
«5» - за работу, в которой выполнено 100%- 90% заданий
«4» - за работу, в которой выполнено 89%-70%
«3» - за работу, в которой выполнено от 69% - 50% заданий
«2» - за работу, в которой выполнено менее 50% заданий.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
2) незнание наименований единиц измерения;
3) неумение выделить в ответе главное;
4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
5) неумение делать выводы и обобщения;
6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
9) нарушение техники безопасности;
10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;
5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
2) ошибки в вычислениях;
3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
4) орфографические и пунктуационные ошибки.