«Критическое мышление. Технологические приемы и развитие критического мышления на занятиях в дошкольном образовании».
Практическая работа.
Воспитателю необходимо знать и применять для эффективности процесса обучения технологические приемы критического мышления, удачно их комбинировать, вмещать в рамки своих занятий.
Назову такие приёмы развития критического мышления:
Верные и неверные утверждения.
Кластер.
Дерево предсказаний.
Толстые и тонкие вопросы.
Чтение с остановками.
Синквейн.
Шесть шляп мышления.
Кубик.
Перемешанные события.
Заучивание по схеме.
Загадка.
Цитата.
Корзина идей и другие.
Технология развития критического мышления позволяет в дошкольном образовании решать следующие задачи:
• пробуждать в ребёнке стремление к образованию, прежде чем образовывать его своими наставлениями;
• учить ребёнка мыслить, начиная не с ответов на вопросы воспитателя, а собственных вопросов и проблем;
• воспитывать в ребёнке желание конструировать своё знание, которое рождается в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
Использование педагогом приёмов и методов технологии развития критического мышления помогает детям самостоятельно добывать знания, вырабатывать собственное мнение, позволяет использовать свои знания как в стандартных, так и нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, развивает самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь.
Приведу в пример задание для группы: Тема: «Чему учит сказка «Колобок»?»
Вспомните русскую народную сказку «Колобок».
Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок.
Старик старухе и говорит:— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку —и дальше по дорожке. Катится колобок, а навстречу ему заяц:
—Колобок, колобок, я тебя съем!
—Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился колобок дальше —только заяц его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему волк:
—Колобок, колобок, я тебя съем!
—Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти!
И покатился колобок дальше!
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
—Колобок, колобок, я тебя съем!
—Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду!
Медведь только его и видел.
Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
—Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит:
—Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.
Прыгнул он лисе на нос и запел: я колобок, по коробу скребен, по...
А лиса его —ам! И съела!
Перед детьми ставятся вопросы:
Знание :-Кто такой Колобок?( Персонаж русской народной сказки.)
Последовательность событий: -Что непослушный колобок сделал? -С кем встречался в лесу колобок?(Уход из дома, встреча с зайцем, с волком, с медведем, с лисой, гибель колобка).
Понимание: - Определите тему сказки одним предложением (о чём сказка?)
Что случилось в конце сказки?
Подведем итог: Путешествие колобка. Встречается с животными, но каждый раз ему
удаётся уйти, уверенно и без страха. Только лиса смогла его перехитрить.
Применение: -Как тема сказки соотносится с нашим временем? Лично с тобой?
В нашем обществе тоже есть такие люди, которые переоценивают свои возможности и считают: «Я всё могу, мне всё дозволено, я –звезда»
Анализ: -Как взаимодействует с другими персонажами? Почему герой действует таким образом? Какие качества характера при этом проявляются? Какая проблема поднимается в сказке?
Каждый раз при встрече с другими персонажами колобок использует одну и ту же модель поведения, верит в свой успех. Колобок возгордился.
Проблема завышенной самооценки.
Синтез: -Какое высказывание могло бы стать эпиграфом к сказке?
1. «Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы».
2. «Чрезмерная уверенность в себе становится причиной больших бед» (античный афоризм).
-Какова основная мысль сказки? Что бы вы сделали на месте колобка?
Завышенная самооценка ведет к потере бдительности, осторожности и может привести к трагедии.
Оценка
-Каково значение этой сказки? В чём её ценность?
В этой знакомой с детства сказке заложен современный и актуальный смысл. Ребенку должно быть интересно изложить свою точку зрения, убедить в ней, выстроить свою аргументацию.
Вывод
Можно сделать вывод, что именно такие занятия по изучению сказок повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности воспитанников.
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Кроме того, использование технологии развития критического мышления через чтение обеспечит овладение детьми универсальными учебными действиями, которые будут необходимы им в будущем.
Воспитатель Жучкова Л.А.