Критерии и нормы устного ответа на уроках
истории и обществознания.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно,
не всегда последовательно. 2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении. 4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника , но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
не делает выводов и обобщений. 2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. 3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. 5. Полностью не усвоил материал.
Памятки по истории
Памятки для анализа исторической информации
Памятка для анализа геополитического положения страны
1. Территория и природно-климатические зоны. 2. Природные богатства: почвы, полезные ископаемые, леса, реки. 3. Этнический состав населения и его численность, особенности расселения этнических групп на территории страны. 4. Коммуникации: сухопутные и речные, основные средства сообщения внутри страны и с соседними странами. 5. Основные занятия населения. 6. Государства-соседи. 7. Внешнеполитические связи и проблемы. Приоритеты внешней политики.
Памятка для анализа экономического развития страны
1. Природно-географическое положение страны и его влияние на условия хозяйствования, специализацию отраслей хозяйства, территориальное распределение предприятий и сельского хозяйства и т.д. 2. Направления государственной экономической политики: цели и методы, роль государства в управлении экономикой. 3. Особенности промышленного развития: специализация регионов, виды, характер, особенности организации производства; формы собственности; уровень концентрации промышленного производства и рабочей силы; типы промышленных предприятий; техническая оснащенность, характер используемой рабочей силы; промышленные достижения и проблемы (виды и объемы промышленной продукции, уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках). 4. Особенности сельского хозяйства: виды производства (земледелие, скотоводство, промыслы); формы собственности на землю; характер используемой рабочей силы; разновидности культур земледелия и скотоводства, орудия труда и сельскохозяйственная техника, культура земледелия, урожайность; объемы производимой продукции; уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках. 5. Финансовое развитие страны: состояние денежной системы, банки, ростовщичество; финансовая политика государства. 6. Место страны в мировом производстве.
Памятка для анализа социального положения страны
1. Социальная основа страны: слои, классы, группы их взаимоотношения. Иерархия (привилегированные и непривилегированные слои общества). 2. Этнический, религиозный состав общества, их положение в стране, взаимоотношения с властью и «другими». 3. Социальная политика государства в отношении конкретных групп и слоев населения. 4. Образ жизни отдельных социокультурных групп.
Памятка для анализа политического положения страны
1. Государственное устройство, характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти. 2. Административно-территориальное деление. 3. Местные органы управления и самоуправления. 4. Формы власти: монархия или республика. 5. Политический режим. 6. Основные политические партии и движения. Их место в политической системе государства. 7. Правовая система, гражданские права и свободы. Механизмы воздействия общества на власть или их отсутствие.
Памятка для анализа внешней политики страны
1. Положение страны на международной арене. 2. Цели и приоритеты внешней политики государства. 3. Основные направления внешней политики, их результаты за определенный промежуток времени. 4. Влиятельные (ключевые) фигуры в истории внешней политики государства в определенный период времени. 5. Влияние внешнеполитической деятельности на внутреннее положение в стране.
Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов
1. Участники войны/сражения/конфликта. 2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними. 3. Интересы сторон в разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта. 4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций. 5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы. 6. Основные события каждого этапа войны/сражения. 7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.). 8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта. 9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.
Памятка для анализа деятельности исторических личностей
- Исторические условия и факторы влияния на мировоззрение и выбор сферы деятельности реального исторического лица или типичного представителя социокультурной группы: историческая обстановка, окружение, условия формирования взглядов и убеждений и т.д. 2. Направленность деятельности на определенные социальные группы/политические или другие организации, сферы экономики. 3. Средства и способы достижения поставленных целей
(для реальных исторических лиц). 4. Качества личности, способствовавшие реализации жизненных целей (для реальных исторических лиц). 5. Типичные представления, ценности, интересы, стереотипы, нормы поведения, принятые в данной социальной группе (для обобщенных представителей социальных групп). 6. Результаты деятельности, их последствия
(для реальных исторических лиц). 7. Исторические оценки личности современниками и потомками. Причины противоречивых суждений.
С тех пор как мир возник во мгле, Еще никто на всей земле Не предавался сожаленью О том, что отдал жизнь ученью.
РУДАКИ
Персидский поэт и учёный (9-10 вв.)