Рефлексивное письмо
«Какие критерии успешности обеспечат то, чтобы формативное оценивание эффективно использовалось в педагогической практике»
Восточная мудрость гласит: “Можно коня привести к водопою. Но нельзя заставить его пить”. Активизация внутренних потребностей – задача современного учителя. Началом этой работы может служить изменение оценочной деятельности учителя.
Чтобы заинтересовать ребёнка и повысить уровень школьной мотивации, даже не осознавая этого, педагоги применяли в своём преподавании неформальное оценивание, которое нигде не фиксировалось. Но оно работало на ученика. Приёмы были ограничены. Тогда они не делили оценивание на формативное и суммативное, потому что не владели той базой знаний идей Новой Программы.
Пройдя курсовую подготовку по обновлению содержания образования я для себя основным моментом выделила тот факт, что все виды оценивания предполагают процессы:
- наблюдения;
- интерпретация полученных знаний;
- заключения для определения дальнейших действия.
Анализируя преподавание и оценивание обучения до прохождения курсов, делаю вывод: процесс наблюдения присутствовал, интерпретация была не полная, а заключения порой не было совсем. То есть оценивание было не завершённым и не выполняло той роли, для чего предназначалось.
В своей практике педагоги опираются на пять ключевых факторов, которые рассмотрены как работа внутри «черного ящика». Это:
Обеспечение эффективной обратной связи с учениками.
Активное участие учеников в собственном обучении.
Изменение преподавания с учётом результатов оценивания.
Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что в свою очередь решающим образом влияет на обучение.
Необходимость того, чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как улучшить своё обучение.
Я считаю, что именно оценивание самими учащимися своих знаний и знаний одноклассников, играет важную роль в их пересмотре взглядов на обучение. Изменился мир, появились новые технологии в обучении, изменился ученик, который может сам себя оценить, умеет оценивать других. Данный вид оценивания создает ситуацию успеха и может мотивировать учащихся пересмотреть свои взгляды на оценивание. Ведь оценка как со стороны учителя, так и со стороны ученика, может обучить, направить, стимулировать, при этом эмоционально настроить или наоборот. По этой причине необходимо знать среду, в которой ты находишься и уметь оценить учащегося так, чтобы перечисленные направления оценивания вызвали позитивный стимул у учащихся. Оценка - это неотъемлемый компонент в учебном процессе, оценка- это регулятор и показатель результата не только учащихся, но и учителя.
«Лишь те, кто учатся, способны научиться и в этой связи для того, чтобы улучшить свое обучение, им необходимо реагировать на информацию, полученную в результате обратной связи» (Руководство для учителя стр. 175)
В перспективе для эффективного использования оценивания для обучения (формативное оценивание) и оценивания обучения (суммативное оценивание) в педагогической деятельности необходимо:
Уделять внимание критериальному оцениванию, так как оно способствует «расшифровке» полученной оценки, ученик видит свои слабые стороны своей деятельности.
Для развития объективного оценивания, применять на этапах урока наряду с суммативным и формативное оценивание, так как не все ученики получают оценки «хорошо» и «отлично», слабые учащиеся также нуждаются в поощрении и стимулировании.
Создавать благоприятный психологический климат в процессе оценивания. Для того что бы ученики уверенно и правильно оценивали друг друга, не боялись говорить о своих ошибках, анализировали свои идеи и идеи других учеников.
Формативно оценивающий учитель - это не «инквизитор», а друг, подставляющий подмостки. Он не указывает на недостатки, а вычленяет лучшее и взращивает ростки уверенности в своих учениках.
Формативное оценивание - это уже не конечный результат, а длительный процесс. Как невозможно организовать групповую работу лишь посадив пять человек за один стол, так и невозможно сразу научиться всем тонкостям формативного оценивания и научить этому других. По-моему, отдельное место в этом модуле занимают взаимооценивание и самооценивание, которое раньше носило эпизодический характер, чаще всего на открытых уроках, но не в повседневной работе. Одной из ключевых концепций данного модуля я считаю обеспечение обратной связи, свидетельствующей о достижениях (для учеников, учителей и родителей). «Такая обратная связь может варьироваться от неформального оценивания «впечатления» до официальных письменных тестов, но главной целью является постоянное уведомление учеников и учителей о достижениях и развитии, например, знаний, понимания, навыков и т.д.» Ученик имеет право получить обратную связь от учителя на каждом этапе его деятельности и дать оценку деятельности учителя. Я была удивлена многообразием формативного оценивания и получения обратной связи, невозможно было все осуществить в серии последовательных уроков, есть с чем поработать в будущем. Для того, чтобы провести формативное оценивание необходимо наблюдение за повседневной деятельностью в классе, с какими сложностями сталкиваются ученики. Здесь уместны различные листы наблюдений за работой в группе или отдельными учащимися. «Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, используемых учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня». Педагогу важно определить уровень знаний каждого вновь прибывшего, с учетом этого создавать планирование уроков. Для того, чтобы оценивание для обучения было эффективным необходимо понимание учебного материала, мотивация и желание действовать, конструктивно реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи. Ученики должны уметь анализировать собственную деятельность, выявлять проблемные моменты в обучении и определять способы их преодоления.
Методист Отдела образования
акимата Тарановского района
Ибраева Г.Ж.