Тема: Кризис власти на рубеже XVI-XVII вв.
Цель урока: сформировать представление у обучающихся о кризисе власти на рубеже XVI-XVII вв. и его роль в будущей Смуте.
Задачи:
Изучить основные направления внешней и внутренней политики Федора Ивановича и Бориса Годунова
Проследить развитие династического кризиса и его последствия
Ответить на вопрос: избрание Бориса Годунова царем – начало выздоровления государства или шаг к кризису?
Образовательные результаты:
Предметные:
Умение изучать информацию из различных исторических и современных источников
Формирование умения выделять главную мысль в письменном историческом документе, рассказе учителя
Выработка умений давать оценку историческим личностям
Метапредметные:
Регулятивные:
Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность
Формирование умения определять цели своей деятельности
Формирование умения осуществлять самоконтроль
Познавательные:
Выработка умений работать с учебной информацией (составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы)
Способность представлять результаты своей деятельности в виде схемы
Коммуникативные:
Готовность к сотрудничеству с учениками
Владение устной и письменной речью, умение вести диалог, сжато давать ответ
Владение умениями слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
Личностные:
Понимание роли личности в истории
Формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории
Воспитание российской гражданской идентичности
Понятия: династический кризис, урочные лета.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Оборудование урока: учебник, тексты, исторический источник
Литература:
Андреев И.Л. История России : XVI – конец XVII в. 7 кл.: учебник / И.Л. Андреев, И. Н. Федоров, И. В. Амосова. – М. : Дрофа, 2016. – с. 84-91. ISNB 978-5-358-15301-1.
Данилов Д.Д. История России. XVI-XVIII века : Учебник для 7-го класса основной школы / Д.Д. Данилов, Д.В. Лисейцев, Н.С.Павлова, В.А.Рогожкин – М. : Баласс, 2010. – с.89-98. ISBN 978-5-85939-722-8.
История России 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Куркин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. – М. : Просвещение, 2016. – с. 4-12. ISNB 978-5-09-037932-8.
Кисилев А.Ф. История России. XVII-XVIII века. 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Ф. Кисилев, В.П. Попов. – М. : Дрофа, 2013. – с. 5-22. ISNB 978-5-358-09592-2
Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года : Учеб. для вузов/Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко – 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. – с. 170-173. ISNB 5-06-005130-7
План урока:
Последний из потомков Калиты на московском престоле
Династический кризис
Царь Борис Годунов
Ход урока
Методы и методические приемы | Содержание урока | Виды деятельности учащихся | Предполагаемые (прогнозируемые) результаты |
Организационный момент Актуализация Мотивация Целеполагание | Добрый день, ребята! Рада вас видеть. Присаживайтесь. Запишите на листочках 1. итоги правления Ивана IV Грозного в виде схемы
Итоги правления Ивана IV Грозного
Отрицательные Положительные 2. Какие задачи стояли перед новым правительством? Какими качествами должен обладать правитель? Запишите в тетрадь, затем обсудите в парах и выделите 3 главных качества. Учитель озвучивает план урока и записывает на доске В тетради сформулируйте цели на урок (закончите предложения) Я хочу узнать….понять…изучить… | Приветствуют учителя Пишут ответ на стикерах Записывают в тетрадь, затем обсуждают в парах Записывают цели в тетрадь | Положительные: укрепление власти царя, реформы управления государством, присоединение новых территорий, создание регулярного войска, развитие торговли и др. Отрицательные: закрепощение крестьян, опричнина, поражение в Ливонской войне. Преодоление кризиса в стране: 1) восстановление экономики и сельского хозяйства 2) сплочение дворян и бояр Я хочу узнать о политике нового правительства, понять к чему привела политика нового правителя, изучить политику Бориса Годунова |
Работа с текстом Фронтальный опрос (проверка понимания) Речь учителя Работа с источником Речь учителя Обобщение Рефлексия Подведение итогов | Раздатка листочков с помощью рутины «себе штучку, другу кучку» Инструкция: прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. Кто был наследником престола и фактическим правителем? 2. Почему Борису Годунову удалось выдвинуться на первые роли при царе Федоре Ивановиче? (см. качества правителя нач. урока) 3. Как изменилось положение крестьян при правлении Федора Ивановича? 4. Как изменилось международное положение страны? Задание для спиди-гонщиков: прочитайте отрывок из «курса русской истории» В.О. Ключевского и ответьте на вопросы. У Федора Ивановича и его жены Ирины не было детей. Это дало повод Шуйским подать царю челобитную о его разводе с царицей. Наследником царя Федора мог стать его сводный брат, царевич Дмтирий, находившийся с матерью в Угличе. В мае 1591 г. из Углича пришла тревожная весть о смерти царевича Дмитрия. В январе 1598 г. Федор Иванович умер. Так и не оставив наследника. С ним пресеклась династия Рюриковичей, прямых потомков Ивана Калиты. В чем состояла опасность династического кризиса для России? Выбрать царя предстояло Земскому собору. На престол претендовали Борис Годунов и Федор Никитич Романов, двоюродный брат умершего царя. Шансы претендентов были не равны. На стороне Годунова был опыт, преданные люди в приказах и на местах. В 1598 г. на Земском соборе Б. Годунова израли царем. Однако Борис отказался от престола. Почему? Какие сословия не поддержали избрание Бориса Годунова? Прочитайте текст (см. приложение 8) и ответьте на вопросы: 1) Какое главное доказательство законности своей власти он привел? 2) Все ли перечисленные царем общественные группы безоговорочно поддержали его? Получив власть, Борис Годунов мечтал создать процветающее государство. Он налаживал связи с Европой (торговля, образование). Однако вскоре Борис Годунов столкнулся с трудностями, которые сильно изменили его планы. Какие могли быть трудности? Как он с ними справлялся? По меткому замечанию современников, последние годы Борис Годунов жил, «не царствуя, но всегда болезнуя». Таким образом, мы видим, что на рубеже XV-XVI веков происходит кризис не только в экономике и обществе, но и во власти - прерывается династия Рюриковичей, что дало повод для начала борьбы за престол среди дворян и бояр. Раздатка листочков для «выходного билета» Выберите верный ответ. Избрание Бориса Годунова царем – начало выздоровления государства или шаг к кризису? Свой ответ аргументируйте А. Земский собор избрал правителя, которому полностью доверял, и только внешнее вмешательство помешало Борису Годунову полностью возродить государство. Б. Избрание Бориса Годунова осложнило династический кризис, в условиях отсутствия общерусского единства это привело страну к тяжелым испытаниям. B. Любой правитель после смерти Фёдора Ивановича был обречён на правление в условиях кризиса, ведь разрушение государственности началось при Иване IV. Вернитесь к целям урока в тетради. Кто достиг хотя бы одной цели на урок поднимите руку. Продолжите предложения. На уроке я чувствовал(а) себя… Мне показалось интересным… Теперь я точно знаю, что… Спасибо за работу на уроке. Выставление оценок. До свидания! Хорошего дня! | Передают листочки Читают текст и письменно отвечают на вопросы Слушают и записывают основные тезисы Отвечают по руке Обсуждают в парах Читают текст и записывают ответы в тетрадь Обсуждают в парах Слушают Пишут самостоятельно на листочках Поднимают руки Пишут на листочках Слушают | 1. Наследник престола – царь Федор Иванович, фактический правитель – боярин Борис Годунов. 2. Царь женился на сестре Б. Годуова – Ирине. Борис Годунов получил высокое звание + личные качества (властолюбив, умен, опытен и др.) в отличии от мнительного Федора Ивановича. 3. В 1597г. заповедные лета были дополнены урочными летами – беглых крестьян (сыск 5 лет) возвращали прежнему помещику. 4. Улучшение международного положения страны. Кратковременная война со Швецией =возвращение в состав России Ивангорода, Яма, Копорья, Корелы; освоение Западной Сибири. Захват власти боярами, дворянами, войны с другими государствами и т.д. Дань этикету, политическая игра. Борис Годунов хотел, чтобы народ попросил его принять царский венец. Бориса Годунова не поддержали дворяне и бояре. 1) «весь народ хрестьянский с великим прощением и со многими словами нам били челом и милости просили у нас…» 2) нет. Бориса Годунова поддерживало духовенство, воеводы, приказные люди. 1) недовольство аристократии репрессии, казни и пр. 2) болезнь правителя 3) недовольство крестьян своим положением и т.д. В. |
Домашнее задание: пар. 11 чит., рубрика «вопросы и задания для работы с текстом параграфа» №3.
Текст №1
Личность правителя всегда имеет большое значение для страны. Но особенно важна она в переломные моменты, когда необходимо вывести страну и общество из кризиса.
Царь Фёдор Иванович не мог справиться с этой задачей. Он был очень набожным, миролюбивым, но слабым человеком. Мономахов венец оказался для него непосильной ношей. Возможно, в спокойное время он стал бы хорошим монархом: Фёдор Иванович был милостив, избегал опал, чтил традиции. Но эти качества мало годились для эпохи, когда надо было править, а не просто занимать престол. Слабость государя лишь усиливала внутренние распри, порождала острую борьбу между придворными группировками.
Всеми делами в государстве, устранив возможных соперников, очень скоро стал ведать боярин Борис Годунов (1598-1605). Положение Годунова упрочилось после женитьбы царевича Фёдора на Ирине Годуновой - сестре Бориса. В царствование Фёдора Борис Годунов фактически стал правителем государства. Он получил высокое звание ближнего великого боярина. Все успехи короткого царствования Фёдора были связаны с именем Годунова. И это не случайно. Борис был не только властолюбив, но умён и опытен. Пребывание при дворе сделало его изощрённым политиком и интриганом. Он умел, когда было нужно, выжидать и заискивать, чтобы затем, выбрав момент, нанести сокрушительный удар по сопернику. Поднимаясь к вершинам власти, Борис не брезговал никакими способами для устранения конкурентов.
Годунов хорошо видел критическое состояние страны. Он стремился преодолеть трудности, восстановить нормальную хозяйственную жизнь и упрочить положение государства. Однако в обстановке острейшей борьбы за власть при слабом и болезненном царе Фёдоре это было трудно сделать.
При Фёдоре в 1597 г. заповедные лета были дополнены урочными летами. Это означало, что беглых крестьян, если их обнаруживали в течение пяти лет, возвращали прежнему помещику. В противном случае они оставались у нового владельца. Урочные лета подталкивали к скорому розыску беглого земледельца. Но они не снимали социальной напряжённости. Недовольными оставались и крестьяне, мечтавшие о восстановлении Юрьева дня, и помещики, терявшие свои права на беглых крестьян.
При царе Фёдоре Ивановиче удалось улучшить международное положение страны. Кратковременная война со Швецией завершилась возвращением в состав Русского государства Ивангорода, Яма, Копорья и Корелы.
Продолжилось продвижение русских в Западной Сибири. Хан Кучум был окончательно разгромлен.
Задание для спиди-гоншиков:
О Борисе Годунове
Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, - привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он сумел вызвать удивление и признательность, но никому не внушал доверия, его подозревали в двуличии и коварстве и считали на всё способным. Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошёл Годунов, положила неизгладимый отпечаток. Ещё при царствовании Фёдора у многих остановился взгляд на Бориса, как на человека умного и деловитого, но на всё способного, не останавливавшегося ни перед какими нравственными затруднениями.
Из «Курса русской истории»
B. О. Ключевского
1. Какое обстоятельство повлияло на формирование характера Бориса Годунова?
2. Сравните личные качества Бориса Годунова и Фёдора Ивановича. Кто из них, на ваш взгляд, был более талантливым политическим деятелем? Кто пользовался большим доверием народа?
Текст №2
Грамота царя Бориса Годунова к императору Рудольфу ПI. 1599 г.
«Молили нас богомольцы наши, Иов, патриарх Московский… и бояре наши, и окольничие, и князи, и воеводы, и дворяне, и приказные люди, и дети боярские… и весь народ хрестьянский с великим прошением и со многими слезами нам били челом и милости просили у нас, чтоб мы… были государем царём и великим князем, всеа Русии самодержцем».