Данный кроссчайнворд составлен по материалам учебника «История Казахстана». Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. / Б.Е. Кумеков, Т.С. Жумаганбетов, К.С. Игликова. - Алматы: Атамұра, 2017.- 144 с.
Исторический кроссчайнворд составлен как своеобразный тест по истории Казахстана. §§ 27-28. Саки Южного и Центрального Казахстана, стр. 72-77.
Составление и отгадывание кроссчайнвордов до сих пор относится к нестандартным формам проверки знаний на уроке. Составление, применение кроссчайнвордов, их решение, способствует развитию мышления, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли, обогащает новыми знаниями и расширяет кругозор.
Исторический кроссчайнворд в сущности своей является интеллектуальной задачей, предназначенной для проверки уровня знаний учащихся по всемирной истории, для развития логики и эрудиции, расширения понятийного и словарного запаса, тренировки памяти, внимания.
Преимущества применения кроссчайнворда на уроках истории:
1. Позволяет детализировать конкретные разделы и сложные темы учебной дисциплины.
2. В кроссчайнворде, отгадываемые термины, понятия должны быть однозначными, лаконичными и конкретными. За счет этого и обеспечивается быстрое запоминание термина и его значения.
3. Активизируется внимание, память, логическое мышление, речь.
Кроссчайнворд помогает:
- организовать самостоятельную работу;
- вызвать интерес к изучаемой теме;
- формированию терминологической грамотности, то есть более прочному усвоению понятийного аппарата учебной дисциплины.
Просмотр содержимого документа
«Кроссчайнворд по истории Казахстана «Тасмолинская археологическая культура»»
Учитель истории и обществознания
КГУ «ОШ № 24» отдела образования города Темиртау
Балтабаев Марат Бопышевич
Кроссчайнворд по истории Казахстана «Тасмолинская археологическая культура»
Вопросы:
1. Могильник сакской эпохи, расположенный на правом берегу реки Или, в урочище Шилбыр.
2. Судьба, предопределение, участь.
3. Подвижное, переносное жилище у кочевых народов.
4. Короткий железный меч, кинжал саков.
5. Разновидность погребальных памятников, могильный холм у древних народов.
6. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и общности культуры.
7. Старинное название рубина и сапфира.
8. Археологическая культура, к которой относятся памятники Центрального Казахстана эпохи раннего железа.
9. Стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге.
По горизонтали:
11. Легендарный герой, пастух из племени саков, который заманил и погубил в пустыне часть армии Дария I.
14. Кочевые ираноязычные племена, близкие скифам. Также были известны под именем сарматов.
15. Вид религиозного верования.
По вертикали:
10. Наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.
12. Предок казахов, легендарный хан. Жил в первой половине XV века, был бием и правителем.
13. Горная система в Азии, «золотые горы», «золотая колыбель тюркского мира».
Ответы:
1. Бесшатыр.
2. Рок.
3. Кибитка.
4. Акинак.
5. Курган.
6. Нация.
7. Яхонт.
8. Тасмолинская.
9. Ямб.
По горизонтали:
11. Ширак.
14. Савроматы.
15. Магия.
По вертикали:
10. Археология.
12. Алаша.
13. Алтай.