«Круг чтения»
1. Музыка (Микаэл Таривердиев)
2.Высказывания о литературе и поэзии
1.Новая литература затмевает старую; полезно время от времени оглянуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников. И.Гете (Ирина, 11 класс)
2.Чтение – вот лучшее учение! А.С.Пушкин (Г.Гузель, 10 класс)
3.Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск… К. Г. Паустовский (Кристина, 10 класс)
4.Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь. А.П.Сумароков (С.Максим, 9Б класс)
5.Беда иной литературы в том, что мыслящие люди не пишут, а пишущие не мыслят. П. А. Вяземский (А.Эмиль, 7а класс)
6.Пользу книг ничем не измерить,
Книга в жизнь открывает двери. В.Маяковский (Ш.Анжелика, 8А класс)
7. Везде литература ценится не из-за её гнуснейших образцов, а из-за тех её выдающихся деятелей, которые ведут общество вперёд. М.Е. Салтыков-Щедрин (Ларионов Кирилл, 8А класс)
8.Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти. М.Е. Салтыков-Щедрин (Ч.Максим, 8Б класс)
9.Способность читать хорошие книги вовсе не равнозначна знанию грамоты.
А. Герцен (Семен, 5А класс)
10.Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей широте только перед человеком просвещенным и знающим. К.Г.Паустовский (С.Анастасия, 5А класс)
11. В литературе, как и в жизни, стоит помнить одно правило, что человек будет тысячу раз раскаиваться в том, что сказал много, но никогда в том, что сказал мало. А.Ф. Писемский (Руслан, 5А)
12.Литература служит представительницей умственной жизни народа.
Н. А. Некрасов (Тимур, 6Б)
13.Читатель – человек, читающий книги для себя. В.Даль (Диана, 10А)
14.Читать – значит применять в жизни прочитанное.
Адольф Дистервег (Г.Гузель, 10А)
15.Литература – это совесть общества, его душа. Д.Лихачев (Ирина, 11А)
16.И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги. К.Г.Паустовский (С.Максим, 9Б)
17.Книги – это переплетенные люди. А.С.Макаренко (А.Эмиль, 7А)
18.Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Ф.Бекон (Ш.Анжелика, 8А)
19.Работать над книгой – это радость победы над временем, над пространством. Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного. К.Г.Паустовский (Л.Кирилл, 8А)
20.Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.
В.Сухомлинский (Ч.Максим, 8Б)
21.Что за прелесть эти сказки!
Каждая из них поэма! А.С.Пушкин (Семен, 5А)
22.Чтение – это прежде всего сотворчество.
М.Цветаева (С.Настя, 5А)
23.Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела.
Д.Аддисон (Руслан, 5А)
24.Стихи – полет на коне, проза – хождение пешком. Пешком уйдешь дальше. На коне доедешь быстрее. Р.Гамзатов (Тимур, 6Б)
25.Стихи, которые писались легко, бывает трудно читать. Стихи, которые писались с трудом, бывает легко читать. Р.Гамзатов (Кристина, 11А)
26.Литература должна стать оружием народа – грозным, как молния, и простым, как хлеб. Ж.Амаду (Г.Гузель, 10А)
27.Я пишу не чернилами, как другие; я пишу кровью моего сердца и соком моих нервов. Берне (Диана, 10А)
28.Литература – это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями. С.Шаумян (С.Максим, 9Б)
30.Нет таких книг, у которых нельзя бы чему – нибудь научиться.
С.Будный (А.Эмиль, 7А)
31.Величайшее сокровище – хорошая библиотека.
В.Г.Белинский (Ш.Анжелика, 8А)
32.Чтение возвышает душу. Вольтер (Л.Кирилл, 8А)
33.Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д.Дидро (Ч.Максим, 8Б)
Фанфары
3. Ведущий 1. Литература — не развлекательное чтиво, а предлагающая размышлять и действовать, постигать истину и совершенствовать себя, свою душу, литература — это живое слово, способное выразить сокровенное и преобразить человека.
Уважаемые слушатели! Сегодня мы собрались, чтобы услышать, как красиво, выразительно, душевно звучит слово. Круг чтения позволит показать, что словом можно выразить любовь, красоту, смех, печаль.
Фанфары (убавляются)
Ведущий 2. 13 июня 2014 года президент Р.Ф. Владимир Владимирович Путин подписал указ о проведении Года литературы в России в 2015 году.
"Рассчитываю, что ярким, объединяющим общество проектом станет и Год литературы, указ о его проведении в 2015 году подписан", - сказал он на церемонии вручения государственных премий за 2013 год в Георгиевском
зале Большого Кремлевского дворца.
Ведущий 1. Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать. (И. А. Гончаров)
Ведущий 2. Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе.
4. Выступление Нестеровой Миланы, 5А класс.
Ведущий 1. Что такое литература для современного общества? Литература для писателя – это способ передать свое личное мнение, поделиться своим уникальным опытом, рассказать о своих мечтах посредством событий в жизни персонажей. А для читателя – это возможность узнать новое, пережить то, что не позволяет пережить реальная жизнь, подумать и научиться чему-либо.
Ведущий 2. Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку.( Луи Жан Жозеф Блан)
Предлагаем вам посмотреть видео «Самые красивые библиотеки мира» (7 мин)
Ведущий 1: Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Ведущий 2. Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.
Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями! (Пер. с английского А. Матюхина)
5.Стихотворения
1.А.Блок «Возмездие». (О.Юлия, 11А)
Пролог
Жизнь - без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами - сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд - да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, - поймешь, где тьма.
Пускай же всё пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
Так Зигфрид правит меч над горном:
То в красный уголь обратит,
То быстро в воду погрузит -
И зашипит, и станет черным
Любимцу вверенный клинок...
Удар - он блещет, Нотунг верный,
И Миме, карлик лицемерный,
В смятеньи падает у ног!
2. «Шестое чувство» Николай Гумилев (А.Максим, 11А)
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.
Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;
Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;
Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.
3. Борис Пастернак (Кирилл, 8А)
* * *
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
4. Н.Гоголь Из письма Жуковскому (Алина, 8А)
Искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства. Искусство должно изобразить нам таким образом людей земли нашей, чтобы каждый из нас почувствовал, что это живые люди, созданные и взятые из того же тела, из которого и мы. Искусство должно выставить нам на вид все доблестные народные наши качества и свойства, не выключая даже и тех, которые, не имея простора свободно развиться, не всеми замечены и оценены так верно, чтобы каждый почувствовал их и в себе самом и загорелся бы желаньем развить и возлелеять в себе самом то, что им заброшено и позабыто. Искусство должно выставить нам все дурные наши народные качества и свойства таким образом, чтобы следы их каждый из нас отыскал прежде в себе самом и подумал бы о том, как прежде с самого себя сбросить всё омрачающее благородство природы нашей. Тогда только и таким образом действуя, искусство исполнит свое назначенье и внесет порядок и стройность в общество!
5,6.А.Ахматова «Тайны ремесла»
1)Творчество (Дарья, 8А)
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,—
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.
2)Р.Виктория, 9А
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
7.М.Цветаева «За книгами» (А.Софья, 9Б)
"Мама, милая, не мучь же!
Мы поедем или нет?"
Я большая, - мне семь лет,
Я упряма, - это лучше.
Удивительно упряма:
Скажут нет, а будет да.
Не поддамся никогда,
Это ясно знает мама.
"Поиграй, возьмись за дело,
Домик строй". - "А где картон?"
"Что за тон?" - "Совсем не тон!
Просто жить мне надоело!
Надоело... жить... на свете,
Все большие - палачи,
Давид Копперфильд"... - "Молчи!
Няня, шубу! Что за дети!"
Прямо в рот летят снежинки...
Огонечки фонарей...
"Ну, извозчик, поскорей!
Будут, мамочка, картинки?"
Сколько книг! Какая давка!
Сколько книг! Я все прочту!
В сердце радость, а во рту
Вкус соленого прилавка.
Ведущий 1: Произнесенные когда-то людьми простые слова, но имеющие очень глубокий смысл, затрагивающие душу, со временем становятся афоризмами. Из поколения они передаются на устах, о них пишут книги, составляют сборники. Так, даже совершенно не известный, человек мог оставить свой след в истории, его слова будут повторять внуки и правнуки. В них содержится истина, правда о жизни в былые времена.
6. Афоризмы о литературе
1.Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (Ч.Максим)
2.Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать. Иван Александрович Гончаров (Диана)
3.Как в политике одно меткое слово, одна острота часто воздействует решительнее целой демосфеновской речи, так и в литературе миниатюры зачастую живут дольше толстых романов.Стефан Цвейг (Ирина, 11А)
4.Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку. Луи Жан Жозеф Блан (С.Максим,9Б)
5.Из научных произведений читайте самые новые, из литературных - наиболее старые. Классическая литература не перестает быть новой. Эдвард Бульвер-Литтон (А.Эмиль,7А)
6.Не важно, как мы пишем, но очень важно, что мы пишем. Готхольд Эфраим Лессинг (Ш.Анжелика,8А)
7.И те, что пишут не для славы, желают признания, что хорошо написали, а те, что читают их, - похвалы за то, что прочли. Блез Паскаль (Л.Кирилл, 8А)
8.Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете еще очень мало. Вольтер (Семен, 5А)
9.Кто не любит литературу до готовности принести ей в жертву свое благополучие, тот лучше сделает, если вовсе ее оставит. Николай Семёнович Лесков (С.Анастасия,5А)
10.Для создания литературного шедевра одного таланта мало. Талант должен угадать время. Талант и время нерасторжимы. Мэтью Арнольд (Руслан, 5А)
12.Литература во всех ее видах - не что иное, как тень доброй беседы. Эдвард Бульвер-Литтон (Тимур, 6Б)
Ведущий 1: Ю́рий Валенти́нович Три́фонов - советский писатель, мастер «городской» прозы, одна из главных фигур литературного процесса 1960-х—1970-х годов.
7. Из интервью писателя Юрия Трифонова (2 ученика: Ю.Т. – О.Женя-9Б, журналистка – Т.Софья, 6Б)
Ж :Что, по-Вашему, может литература?
Ю.Т.: Литература может дать человеку эмоциональный толчок. Иногда -довольно сильный и на длительный срок. Тот "заряд",который побуждал писателя к творчеству, переливается в читателя. Энергия, как известно, не исчезает.
Ж:Какими свойствами наделили бы Вы образ, который смог бы соответствовать всесторонне развитой личности?
Ю.Т.-В русском языке есть отличное слово-великодушие. Оно очень ёмко .Человек должен быть великодушным - всё остальное сюда включается.
Ж:Какие свойства Вы лично ненавидите в других людях?
Ю.Т.-Я ненавижу хамство, наглость, корыстолюбие.
Ж:Хорошо ли быть на кого-нибудь похожим?
Ю.Т.- Разумеется, нет. Человек должен быть "похож" на самого себя. Естественное свойство человека-уникальность.
Ж: Во что надо верить?
Ю.Т.Надо верить в хороших людей.
Ж:Какие люди нужны человечеству?
Ю.Т.- Человечеству нужны все люди. Ненужных людей не существует. Иное толкование- расизм."
Ж:Кого из писателей хочется перечитывать чаще других?
Ю.Т.- Всегда - Пушкина, Тютчева, Блока...
.Из стихотворения А.С.Пушкина «Городок» (Тимур, 6Б)
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а всё без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна.
Как женщин, он оставил книги,
И полку, с пыльной их семьей,
Задернул траурной тафтой.
Тютчев «Поэзия» (М.Карина, 7А)
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам -
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре -
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.
А.Блок «Балаган» (С.Артем, 8Б)
Балаган
Ну, старая кляча, пойдем
ломать своего Шекспира!
Кин
Над черной слякотью дороги
Не поднимается туман.
Везут, покряхтывая, дроги
Мой полинялый балаган.
Лицо дневное Арлекина
Еще бледней, чем лик Пьеро.
И в угол прячет Коломбина
Лохмотья, сшитые пестро...
Тащитесь, траурные клячи!
Актеры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло!
В тайник души проникла плесень,
Но надо плакать, петь, идти,
Чтоб в рай моих заморских песен
Открылись торные пути.
Ноябрь 1906
Ведущий 2: Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын — советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970).
Помимо художественных литературных произведений, затрагивающих, как правило, острые общественно-политические вопросы, получил широкую известность своими историко-публицистическими произведениями по истории России XIX—XX веков.
8. Александр Солженицын (отрывок из Нобелевской лекции о литературе)- Б.Диана, 10А
Кто создаст человечеству единую систему отсчета - для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого, как они разграничиваются сегодня? Кто прояснит человечеству, что действительно тяжко и невыносимо, а что только поблизости натирает нам кожу, - и направит гнев к тому, что страшней, а не к тому, что ближе? Кто сумел бы перенести такое понимание через рубеж собственного человеческого опыта? Кто сумел бы косному упрямому человеческому существу внушить чужие дальние горе и радость, понимание масштабов и заблуждений, никогда не пережитых им самим? Бессильны тут и пропаганда, и принуждение, и научные доказательства. Но, к счастью, средство такое в мире есть! Это - искусство. Это - литература.
9. Песня (Настя, 8Б)
Анастасия, 8Б класс
10.Ведущий 1: Хочется завершить наш круг чтения стихотворением Нины Васильевны Пикулева.
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)
Спасибо за внимание!
14