Круглый стол для родителей и педагогов «СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ PECS КАК СРЕДСТВО САМОВЫРАЖЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ»
Счастье – это когда тебя понимают!
Актуальность проблемы РДА не вызывает сомнений, так как аутизм представляет собой комплексное нарушение в большей мере, чем эпилепсия и умственная отсталость, и в последнее время статистика говорит о том, что количество детей с таким диагнозом увеличивается.
Об аутизме много написано и много сказано. Много экспериментальных тактик и подходов в «лечении» аутизма. Но, к сожалению, все мы знаем, на сегодняшний день не существует способа «излечить» аутизм.
Аутизм не лечится, но он корректируется. Есть множество методов, которые способствуют обучению и развитию людей с аутизмом и могут оказать им огромную помощь. Благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.
Главная проблема детей, которым поставлен диагноз аутизм – общение с окружающими. У многих из этих детей задержка речевого развития. Все присутствующие здесь наверняка знают, как тяжело жить и работать с ребенком не способным к эффективному речевому общению.
Если взрослые не понимают, чего они хотят, начинается истерика, они ломают, портят предметы, причиняют боль себе и окружающим. Они не могут выразить свои мысли, желания словами и выражают их социально неприемлимыми способами. Как помочь такому ребенку?
В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Но важно понимать, что коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают понимание.
Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам).
Все, наверное, слышали про карточки PECS. PECS это не просто название карточек с картинками, это СИСТЕМА по обучению навыкам коммуникации. Систему общения с помощью обмена карточками- картинками работали доктора Лори Фрост и Энди Бонди и подробно описали в своей книге «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS».
Эта система – одна из наиболее популярных для обучения детей с аутизмом, она позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек.
Основная цель визуальных карточек – это дать ребенку возможность объяснить свои желания, потребности, чувства, попросить, что он хочет, что ему нужно, или как он себя чувствует. Дает возможность общения с окружающими детьми.
У визуальных карточек PEKS много преимуществ.
Это система обучения. Система включает в себя отдельные стадии по обучению различным навыкам: как выразить просьбу с помощью картинки, как отличать одно изображение от другого, как идти к другому человеку или в другое помещение ради коммуникации, а позднее, как коммен- тировать и использовать другие функции коммуникации.
На всех этих стадиях система моделирует устную речь и поощряет ее развитие. Она делает акт коммуникации наглядным. Альтернативная коммуникация не сводится к тому, чтобы просто чтото назвать или попросить. Она учит ребенка для передачи сообщения найти нужное изображение, привлечь внимание партнера по коммуникации и произвести обмен изображения на предмет. Если партнер не возьмет изображение, то коммуникация не состоялась. Это делает акт коммуникации наглядным. Передача изображения из рук в руки означает, что нельзя сказать что-то из другого угла комнаты и ожидать, что тебе ответят или нет. Коммуникация становится наглядной и более понятной.
Она обучает начинать коммуникацию самостоятельно. Для людей с аутизмом характерны трудности с инициацией действий. Многие из них будут сидеть и ждать, пока кто-нибудь не спросит: «Чего ты хочешь?».
Использование карточек – самостоятельное начало коммуникации, и мы должны обучить ему детей. Мы специально создаем ситуации, когда ребенок захочет что-то попросить. Постепенно ребенок учится самостоятельно начинать обмен изображениями с партнером по коммуникации.
Она может уменьшить нежелательное поведение. Если ребенок имеет возможность быть услышанным и понятым – проблемное поведение начинает уменьшаться. Исследова- ния указывают на то, что чем лучше у человека (с аутизмом или без него) навыки коммуникации, тем меньше у него будет проблемного поведения.
Ее очень легко понять. Картинку понять очень просто. Жестовый язык и устную речь некоторых людей бывает сложно разобрать, и это приводит к постоянным ситуациям, когда человека не понимают. Картинки поймет кто угодно (потому что мы используем подписи к каждой картинке) и где угодно. Это делает коммуникацию успешной и эффективной в разных местах и ситуациях, что, в свою очередь, поощряет дальнейшее развитие коммуникации.
Она может способствовать развитию устной речи. Многие родители опасаются работать с карточками РЕСS
– ребенок, используя картинки, будет странно выглядеть на фоне нормальных сверстников, других детей,
– он будет лениться и вообще потеряет стимул развивать речь. Однако использование карточек РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, уско- ряет его – карточки служат визуальным стимулом для развития речи ребенка. Чем чаще ребенок общается с другими людьми любым способом, тем выше вероятность, что он освоит и устную речь.
Да, ребенок с карточками выглядит необычно, но лучше пусть ребенок общается с помощью карточек со сверстниками, и приобретает социальные навыки, чем не общается вообще. Метод позволяет ребенку «донести» до окру- жающих его желания, и мы не имеем морального права лишать детей этой возможности.
Ее применение постоянно расширяется. Когда ребенок научился совершать обмен одной картинки на предмет, то его учат преодолевать расстояние до папки с картинками и до партнера по коммуникации. В рамках системы коммуникация ребенка расширяется, когда его учат использовать не одну карточку, а доску с предложением, в результате чего он может описывать предметы, которые он просит, а затем и комментировать происходящее.
Она опирается на сильные стороны ребенка. PECS – это стратегия, основанная на зрительном выборе, она опирается на сильные стороны ребенка (навыки зрительного восприятия), чтобы развить слабые стороны (коммуника- тивные навыки).
Детям тяжело воспринимать информацию на слух, учиться по устным инструкциям, а зрительное восприятие информации облегчает и обучение и общение.
Она дешева. Хотя это и не главная причина использо- вать PECS, эта система не стоит дорого, карточки с изображениями и папку можно изготовить самостоятельно, а в наше время стало еще легче находить подходящие изображения в Интернете или просто делать фотографии на свой мобильный телефон. Просто понадобятся канцелярская папка, распечатанные изображения, ламинатор и клейкая лента.
Ее эффективность подтверждена исследованиями. PECS – это один из методов с подтвержденной эффективностью, которые вошли в отчет Национального центра профессионального развития по рекомендуемым методам помощи при аутизме в США.
Положительные результаты развития коммуникативных навыков наблюдались у детей в возрасте от двух лет. Отмечалось развитие речи у детей-аутистов в возрасте до 5 лет. Развитие спонтанной речи. Эти дети прекратили пользоваться карточками и пользовались только речью как единственной формой общения. Исследования показали, что после начала работы с карточками РЕСS у детей снижается проявление неадекватного поведения, наблюдается улучшение социального поведения и положительные сдвиги в речевом развитии. При пользовании альбомом с карточками РЕСS повышается число про- износимых слов и сложность речевых конструкций.
Использование системы не мешает развитию речи, а повышает вероятность развития или улучшения речевых навыков. Не нужно сразу прекращать работать по карточкам, если ребенок начал говорить первые слова, это плохо отраз- ится на дальнейшем развитии речевых навыков.
Отказываться работать по карточкам можно в том случае, если не менее 70 % речи ребенка будет понято незнакомым человеком.
Бет Салцер Азароф писал, что данная система общения помогает детям с аутизмом преодолевать значительные препятствия в общении и жизни в социуме. Поведение, неадекватные ситуации проявляются у детей все реже, так как они приобретают способность к удовлетворению своих потребностей и желаний посредством общения при помощи карточек, а впоследствие, зачастую и речи.