СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круглый стол "Мир эмоций"

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с понятиями чувства, эмоции, тревожность; научить распознавать добрые и злые чувства, научить учащихся управлять своими эмоциями.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "Мир эмоций"»

6


Тема : Мир эмоций.


Цель: познакомить учащихся с понятиями чувства, эмоции, тревожность; научить распознавать добрые и злые чувства, научить учащихся управлять своими эмоциями.


Пошли мне бури и ненастья,

Даруй мучительные дни, —

Но от преступного бесстрастья,

Но от покоя сохрани!

И. Аксаков


Ход


I Слово учителя:


Человек в своей жизни плачет и смеется, злится и радуется, бывает охвачен гневом и восторгом, страхом и яростью. Эти переживания называются эмоциями. У животных также бывают эмоции. Вы видели кошку, которая, выгнув, топорща усы и подняв хвост вверх, шипит на собаку (эмоция страха). Видели виновного щенка, который поджав хвост и прижав к голове уши, ползет к хозяину (эмоция вины).

Эмоция — это реакция человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.

Эмоции различаются по характеру: при этом почти у всех эмоций имеется противоположная, уверенность — тревожность, радость — горе, защищенность — страх, наслаждение — страдание, счастье — несчастье, радость — досада.

Особо сильные проявления эмоций — аффект, гнев, ярость, агрессия, стресс, шок, паника, страсть, отчаяние и т.д.

Чувства — это высший (человеческий) уровень эмоций, отвечающий потребностям и отношениям людей.

Давайте, ребята, с вами определим какие чувства добрые и злые присущи человеку?

Добрые чувства

Злые чувства

Любовь

Дружба

Доверие

Симпатия

Внимание

Злоба

Вражда

Равнодушие

Непонимание

Ненависть

Говорят также о чувствах патриотизма, коллективизма, гражданских, эстетических чувствах, чувстве ответственности, стыда, вины, унижения, юмора.

Резкую разницу между эмоциями и чувствами провести нельзя. В жизни эмоциональные впечатления о вереницы событий, взаимодействий с окружающими как бы суммируются, соединяются на подсознательном уровне и в результате дают эмоциональное самочувствие — важнейшую составляющую Я – концепции.

Я – эмоциональное

Эмоциональная составляющая – концепции в вашем школьном возрасте является преобладающей. Представления о себе, своем Я существуют преимущественно на подсознательном уровне, на уровне эмоций. Положительное Я – эмоциональное складывается из следующих основных эмоциональных ощущений:

  • Чувство успеха, уверенности в общественном признании, дружбы, симпатии со стороны других людей, радости от общения (Я нравлюсь)

  • Уверенность в способности к той или иной деятельности, удовлетворенности, чувство наслаждения успехом, победность, отсутствие боязни поражения, досады, зависти, злобы, унижения (Я способен).

  • Чувство защищенности, значимости в своем кругу общения, отсутствие тревожности, страха, неуверенности в будущем, вражды со стороны окружающих, вины (Я защищен).

Положительное Я – эмоциональное способствует активным проявлениям личности, эффективной ее деятельности, успеху. Недаром говорят: «ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем». Наличием положительной Я – концепции объясняется известный парадокс Сухамлинского: «Чтобы ребенок хорошо учился, надо, чтобы он хорошо учился» (то есть имел положительную Я – концепцию).

+ Я =

эмоциональное

Нравлюсь

Способен

Защищен

Отрицательное Я – эмоциональное (Я не нравлюсь, не способен, не защищен) в такой же ступени ухудшает результаты, мешает успеху, способствует изменению личности в отрицательную сторону (переживание неудачи, лень, эгоизм и т.д.) поэтому и говорят «Ничто так не ведет к неудаче, как заведомое ее ожидание».


– Я =

эмоциональное

Не нравлюсь

Не способен


Важнейшим показателем эмоционального самочувствия является тревожность — предчувствие неблагополучного самочувствия развития дальнейших событий, неопределенной опасности.

Давайте с помощью несложного теста определим свой уровень (степень) тревожности в данных условиях.

Тест «Уровень тревожности».

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (обведите) соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов здесь не может быть.


Суждения

Варианты ответов

Совершенно не согласен

В основном не согласен

В основном согласен

Полностью согласен

1. Я сейчас спокоен

1

2

3

4

2. Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3. Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4. Я внутренне скован

1

2

3

4

5. Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6. Я расстроен

1

2

3

4

7. Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8. Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9. Я встревожен

1

2

3

4

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11. Я уверен в себе

1

2

3

4

12. Я нервничаю

1

2

3

4

13. Я не нахожу себе место

1

2

3

4

14. Я взвинчен

1

2

3

4

15. Я не чувствую внутренней скованности, напряженности

1

2

3

4

16. Я доволен собой

1

2

3

4

17. Я озабочен

1

2

3

4

18. Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19. Мне радостно

1

2

3

4

20. Мне приятно

1

2

3

4


Оценка результатов. Уровень тревожности надо подсчитать по формуле

Т = Е1 – Е2 + 35,

где Е1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18

Е2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20

Результат: до 30 балов — низкая тревожность, 31 – 45 — умеренная тревожность, 46 и более — высокая тревожность.

Высокая тревожность вызывает нарушение внимания, памяти, тонкой координации, ведет к нервным срывам. Умеренная тревожность — естественное состояние активной личности. Низкая тревожность в некоторых случаях приводит к поражению. Проигрышу, отставанию и т.д.

Эмоции и чувства выражаются внешне в интонациях речи, мимике, пан томике, в стиле и формах поведения. Они представляют определенный «язык» общения (самый древний).

Давайте используя условные обозначения выразим свое отношение к различным ситуациям:

  • Вы поссорились с другом;

  • Ваш друг получил 2

  • У вас не будет контрольной по математике, потому что заболел учитель.

Наибольшее значение для выражения эмоций имеет лицо, а на лице глаза и рот.








Нейтральное Счастье










Гнев Жестокость








Страдание






Человек имеет право на любую эмоцию. Но формы проявления эмоций должны быть человеческими, отвечать общепринятым правилам приличия.

Эмоциями нужно управлять. «Учись властвовать собой» — советовал Пушкин. Научиться управлять своими эмоциями — это в первую очередь значит выражать их в такой форме, чтобы было понятно другим людям и не причиняло им вреда.

Давайте запомним, что нужно помнить по управлению эмоциями.

  • Уважайте чувства других.

  • Проявляйте терпимость к чьей – то бурной эмоции.

  • Поощряйте в других желаемое для вас поведение.

  • Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (от конфликтов, грубости, агрессии).

  • Нейтрализуйте желание отомстить, ибо подобная эмоция разрушительна для человека.

Если вами овладела сильная эмоция, то:

  • Попросите помощи

  • Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям)

  • Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чем – либо приятном

  • Побегайте, дайте себе физическую нагрузку

  • Внушайте себе, что все не так плохо

  • Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, и попробуйте делать то же самое

Ребята, какие новые понятия вы занесли в свой словарик?

Тревожность — состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Эмоции — пристрастное переживание человеком жизненных ситуаций.

Чувства — эмоции, связанные с высшими потребностями и отношениями людей.

Давайте дарить друг другу добро и тогда мы с вами будем купаться в теплых солнечных лучах. Давайте дарить добро другим во благо.