Методический материал по проведению
круглого стола на тему
«Формирование толерантности в молодежной среде»
Выполнила: Валидова Вера Владимировна
учитель МБОУ СОШ с. Урман-Бишкадак
Муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан
2017 г.
Цель: воспитание толерантности среди подростков
Задачи:
1. познакомить обучающихся с понятием «толерантность»
2. укрепить дружеские отношения в детском коллективе
Актуальность: в настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры, религии поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности
Форма организации деятельности детей: круглый стол для обучающихся 8-9 классов
Оформление: плакаты с цитатами: «Толерантность — это источник мира, а отсутствие толерантности — это источник беспорядка и неурядиц» (Пир Байл), «Злость и нетерпимость – враг правильного понимания» (Махатма Ганди), «История человечества тянется на протяжении веков, но главный урок в ней — взаимная терпимость» (Эмиль Золя)
Оборудование: проектор
Предварительная подготовка: провести анкетирование среди обучающихся 8-9 классов, провести анализ результатов, подготовить презентацию результатов опроса
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте участники круглого стола. Сегодня наш разговор посвящен толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек должен быть не только образованным, он должен обладать чувством самоуважения и быть уважаемым другими людьми. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития. На нашем мероприятии присутствуют заместитель директора по воспитательной работе и социальный педагог школы.
Термин толерантность объясняется как терпимость, умение общаться с разными людьми.
Чтобы нам легче было говорить по данной теме в нашей школе был проведен опрос. Исследование проводилось методом анкетирования.
Количество опрошенных 21 человек. Девушек – 33 %, юношей – 67 %. Возраст респондентов от 14 до 16 лет.
Для облегчения восприятия и анализа разобьем опрос на 3 блока и выберем 4 направления нашей работы:
1) взаимоотношение между подростками в нашей школе и конфессиональная толерантность (анализ 1, 2, 3 вопроса анкеты);
2) взаимоотношения разных слоев населения (анализ 4,5 вопроса анкеты);
3) толерантность и межнациональные отношения (анализ 6,7 вопроса анкеты);
4) подведение итогов круглого стола.
А теперь давайте посмотрим на результаты взаимоотношений в среде молодежи нашей школы.
Анализ 1-го вопроса «Взаимоотношение между подростками в нашей школе и конфессиональная толерантность»
Большинство опрошенных указали, что отношения в нашей школе хорошие, но есть и такие, которые считают отношения негативными. Результаты видны на гистограмме.
Уважаемы участники, как вы можете прокомментировать результаты по первому направлению? (Обсуждения, выступления).
Уважаемая социальный педагог школы! Просим вас охарактеризовать мнения подростков нашей школы.
Ребята, что нужно сделать для поднятия уровня толерантности в нашей школе?
Уважаемая заместитель директора по воспитательной работе! Скажите пожалуйста, много ли мероприятий планируется в этом году, направленных на решение проблемы толерантности.
Как вы знаете существует много людей с разными религиозными взглядами. Не секрет, что в настоящее время во всем мире резко обострились конфликты именно на религиозной почве.
Конфессиональная толерантность – это уважительное отношение к представителям других религий.
Какая же обстановка у нас? 5 % опрошенных ответили, что они верующие люди. 70 % подростков хорошо относятся к людям другой веры, а 30 % безразлично.
Ребята, как вы считаете какие должны быть отношения между собой людей с разными религиозными взглядами? (Обсуждения, выступления).
Давайте подытожим сказанное.
Итоги обсуждения:
1) необходимо обсудить в классе проблему толерантного отношения
2) пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, понять недопустимость подобного поведения
3) уважительно относиться к людям иной веры
Спасибо! Переходим к 2-му направлению
Анализ 2 вопроса «Взаимоотношения разных слоев населения»
Часто богатые люди у большинства вызывают к себе негативное отношение, поэтому взаимоотношение богатых и бедных остается острой проблемой в нашем обществе. Проблема экономической толерантности является актуальной проблемой. 90 % ребят нашей школы считают, что есть разделение на «богатых» и «бедных». 100 % относятся к богатым людям удовлетворительно.
Как нужно относиться к людям беднее или богаче вас? (Обсуждения, выступления).
Богатые люди много работают или им повезло?
Давайте наметим основные итоги.
Итоги обсуждения:
1) чтобы стать богатым – нужно много трудиться
2) бедные люди не хуже других, возможно их трудности временные
Переходим к третьему вопросу.
Анализ 3 вопроса «Толерантность и межнациональные отношения»
Многонациональность – историческая действительность Республики Башкортостан и нашего города, в частности. Факт негативного отношения к людям других национальностей, вызывает особую тревогу. У многих вызывают обеспокоенность люди кавказской национальности. Причиной тому является такие трагические события, как захват заложников в театральном центре «Норд-Ост» и другие террористические акты.
Поэтому, сегодня возникла потребность в формировании терпимости молодежи друг к другу, и особенно к людям разных национальностей, поскольку Российская Федерация – многонациональное государство. И основным направлением деятельности, как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления, является борьба с экстремизмом.
Экстремизм – это крайняя форма отсутствия толерантности, протеста против общественных норм (в том числе проявляющаяся в форме насилия).
В нашем городе на данный момент явных конфликтов нет, но делать выводы, что все спокойно нельзя. Необходимо быть готовыми ко всему.
Поэтому возникают вопросы: почему это происходит? (Обсуждения, выступления).
Как это остановить и предотвратить?
Итоги обсуждения:
1) жить без насилия, без жестокостей, без экстремизма,
2) возникающие конфликты разрешать без применения силы
3) быть терпимыми к тем, кто отличается внешним видом, имеет другие взгляды, привычки, увлечения, религию
Обсуждение 4-го вопроса «Подведение итогов круглого стола»
Давайте подытожим сказанное, обозначим основные моменты в решении проблемы формирования толерантности в молодежной среде.
1) сегодня мы попробовали интересную форму общения
2) узнали различные виды толерантности
3) каждый сделает выводы по всему сказанному
4) будем относиться к другим людям, как к самому себе
Мы надеемся, что сегодняшняя встреча будет не единственной и не последней.
До новых встреч!
Анкетирование
Нас очень интересует ваше мнение по некоторым вопросам, касающимся молодежных проблем. Заполните, пожалуйста, анкету.
Пол: муж, жен (нужное подчеркнуть)
Возраст_______лет
1. Взаимоотношения между людьми в нашей школе:
а) отличные; б) хорошие; в) удовлетворительные; г) негативные;
2. Вы верующий человек?
а) нет; б) да;
3. Как вы относитесь к людям другой веры?
а) хорошо; б) удовлетворительно; в) негативно; г) безразлично;
4. В нашей стране люди делятся на богатых и бедных?
а) нет; б) да;
5. Как вы относитесь к людям богаче вас?
а) хорошо; б) удовлетворительно; в) негативно; г) безразлично;
6. Нужно ли негативно относиться к людям других национальностей?
а) нет; б) да;
7. Есть ли в нашем городе межнациональные конфликты?
а) нет; б) да;
Спасибо за сотрудничество!