Круговая тренировка на уроках физической культуры
Цель : Инновация учебно-тренировочного процесса методом круговой тренировки в комплексном уроке.
Задача : 1. Увеличение моторной плотности урока посредством метода круговой тренировки.
2. Улучшение усвоения программного материала посредством круговой тренировки.
3. Повышение интереса, активности, работоспособности, психического и эмоционального состояния учащихся.
4. Дифференцированный подход в процессе физической подготовки учащихся.
ХАРАКТЕРИСТИКА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ
Круговая тренировка – это организационно-методическая форма занятий физическими упражнениями, включающая ряд частных методов строго регламентированного упражнения, направленное на комплексное воспитание физических способностей занимающихся. Такая форма работы предусматривает серийное (слитное или с интервалами) последовательное выполнение специально подобранного (разработанного) комплекса физических упражнений в соответствии с определенным символом круговой тренировки.
Круговая тренировка –
обеспечивает равномерную нагрузку на все группы мышц, а так же обеспечивает нагрузку на сердечнососудистую и дыхательную системы. Дифференцированно развиваются двигательные качества (быстрота, сила, выносливость), но главным образом такие комплексные качества как силовая выносливость, скоростная сила, скоростная выносливость.
- Комплексы физических упражнений круговой тренировки, как правило, не являются простой суммой упражнений на «станциях». В большинстве случаев это совокупность взаимосвязанных между собой упражнений, дающая такой тренировочный эффект, который нельзя получить, используя каждое из этих упражнений в отдельности .
Начиная с 5 класса целесообразно применение круговой тренировки, направленной на воспитание у учеников комплекса физических качеств с акцентом на те, которые наиболее важны для данных классов.
- в 4-5 классах – координационные и скоростные качества;
- 6-8 классах – скоростно-силовые качества и общая выносливость;
- 9-11 классах – высокий уровень всех качеств, особенно силы, скоростной и силовой выносливости.
Схема подбора упражнений :
1 станция - упражнения для рук и плечевого пояса (отжимания из
различных положений, работа с отягощениями, подтя-
гивания в висе и висе лежа различным хватом и т.д.);
2 станция - упражнения для мышц брюшного пресса (движения
прямыми и согнутыми ногами при фиксированном
туловище,
движение туловищем при фиксированных ногах с
отягощением и без);
3 станция - упражнения для мышц спины (упор-присев-упор-лежа,
вращательные движения с отягощениями, упражнения
в парах, подъем туловища или ног из положении на
животе и т.д.;
4 станция - упражнения для ног (ходьба, бег, прыжки, приседания,
«многоскоки» с отягощением и без, выпрыгивания из
приседа и т.д.;
5 станция - упражнения общего воздействия («разножка», скакалка)
- Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется на каждой станции, в то время, как одна группа мышц получает импульс для развития, другая – активно отдыхает.
- При подборе упражнений необходимо соблюдать основные принципы:
- идти от простого к сложному;
- чередовать работу одних мышечных групп с отдыхом других
- после сложного и тяжелого упражнения давать более легкое,
способствующее восстановлению сил, успокаивающее дыхание.
- РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ
- ВОСПИТАНИЕ СИЛЫ
- ВОСПИТАНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ
- ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ
- РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ
РИС . №1
гибкость
РИС.№2 сила
РИС.№3 общая выносливость
РИС.№4 статическая и силовая выносливость
РИС.№5 Быстрота
ловкость
- 1 станция - вращение мяча вокруг туловища, перекладывая мяч из
правой руки в левую. (Упражнение можно выполнять в
сочетании с бегом на месте, прыжками на месте, в выпаде).
- 2 станция - И.П. – наклон вперед, ноги шире плеч. Жонглирование
мячом по «восьмерке» вокруг ног, перекладывая мяч из руки
в руку.
- 3 станция - И.П. – упор присев с опорой руками на мяч. Подбросить
мяч вверх – кувырок вперед – поймать мяч – подбросить
вверх – кувырок назад – поймать мяч.
- 4 станция - Подбросить мяч вверх – разворот на 360 – присесть
поймать мяч.
- 5 станция - И.П. – О.С.. Поочередное передвижение рук на 12 счетов с
правой руки на пояс, плечи, вверх с последующим
возвращением обратно. Все движения выполняются во время
прыжков на двух ногах на месте.
- Рационально применять круговую тренировку не только для воспитания физических качеств, но и как закрепление (совершенствование) учебного материала ( легкой атлетики, гимнастики, баскетбола, волейбола).
В одном уроке можно совмещать одновременно два вида круговой тренировки:
1 – закрепление (совершенствование) двигательных навыков (при прохождении программы по волейболу, баскетболу)
2 – развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ (СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ) ТЕХНИКИ БАСКЕТБОЛА
Комплекс рассчитан на 15-17 мин . 3 серии по 25-30 сек работы и отдыхом между сериями 60 сек.
- «Станция»1. Челночный бег с ведением 1 рукой попеременно (в одну сторону – правой, обратно – левой).
1 круг – бег от штрафной до штрафной,
2 круг – от штрафной до середины, обратно к штрафной, к середине..
3 круг - тоже, что 1
- « Станция»2. Передачи в парах от груди, с шагом.
- 1 круг – передачи правой рукой,
- 2 круг – передачи двумя руками,
- 3 круг – передачи левой рукой
- «Станция»3 . Челночный бег с перемещением приставным шагом.
- 1 круг - перемещение спиной друг к другу,
- 2 круг – перемещение лицом др. к др. с имитацией передачи 2 р.р. от груди,
- 3 круг - перемещение спиной др. к др. с имитацией защитной стойки
- « Станция»4. Имитация броска двумя руками от головы. Работа над
техникой. Постановка рук и ног при броске.
- «Станция»5. Повороты, развороты на месте после остановки. Учащийся делает прыжок на месте и после этого выполняет повороты (в право, в лево) на опорной ноге (в основной стойке б/болиста) и разворот на 360* с баскетбольным мячом в руках.
- При планировании необходимо учитывать особенности комплексного урока:
- Надо использовать в уроке дидактически доступные упражнения
- Урок должен носить преимущественно тренировочный характер учебного процесса
- В уроке должны присутствовать широкие возможности для воспитания важнейших физических, психических, нравственных и интеллектуальных качеств
- Уроку должна быть присуща тренирующая нагрузка, которая вызывает функциональные сдвиги в организме учащихся и повысит моторную плотность.
- Такие уроки трудны в организации, но они более эмоциональны, разносторонне влияют на организм детей.
Позднев
Станислав
Николаевич
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МБОУ Ичалковская средняя школа