Тема. МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ
Цели: ознакомить учащихся с причинами появления в молодежной среде
различных субкультур; раскрыть их роль в формировании личности;
проанализировать последствия влияния определенных субкультур на
характер и стиль поведения человека; воспитывать в учащихся
критическое отношения к субкультурам.
Оборудование: высказывание известных людей о культуре, мультимедийные
презентации, диски из записями музыки.
I. Учитель. Друзья, сегодня мы собрались за круглым столом, чтобы обсудить тему «Молодежные субкультуры». Почему именно эту тему? Да потому, что вы находитесь в том возрасте (16-17лет), когда люди ищут пути адаптации к миру. А чтобы не потеряться в этом сложном мире, иметь свои взгляды на происходящее, уметь отстоять свою точку зрения, не быть невеждой, я хочу познакомить вас с понятием молодежные субкультуры и совершить экскурс в историю неформального молодежного движения. В этом мне помогут представители нескольких неформальных обьединений, которых я пригласила к нам в гости. Знакомьтесь, это – хиппи, эмо, готы, стрейт-эйдж, хип-хоп.
Слово учителя со слайд сопровождением.
Итак, что же такое молодежные субкультуры? Когда и почему они появились?
Молодежная субкультура – это и особый образ жизни, и форма самовыражения и самовысказывания молодых. Какие цели ставят перед собою молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить жизненную альтернативную позицию по отношению к ранее существующей.
В наше время часть как студенческой, так и рабочей молодежи, входит в состав так называемых «неформальных обьединений», т.е. таких, которые создаются самими молодыми людьми без регистрации и без инициативы государства. Эти общности существуют неофициально, молодых людей, входящих в неформальные группы, называют «неформалами». Неформалы не проводят собраний, не избирают лидеров, не принимают формальные уставы. Члены таких общностей не подчиняются внутренней жесткой регламентации, каких-то твердых обязательств. Их связывают вместе общие потребности, общие интересы, общие взгляды, общая культурная жизнь и возникающие на ее почве симпатии, дружеские отношения, любовь.
Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающий интерес. Артистизм как форма эстетической игры в жизни различных молодежных субгрупп – хиппи, панки, рокеры, металлисты, готы находят свою актуализацию в демонстративно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле, особых нормах поведения, специфических пристрастиях в одежде, прическах, аксессуарах.
Принято считать, что первые молодежные субкультуры современного типа появились в середине ХХ века. Основными их представителями были молодые люди от 16 до 30 лет. Это не случайно, именно в таком возрасте молодые люди ищут пути адаптации к миру через комплекс собственных ценностей, подходов, норм поведения. Феномен молодежных субкультур связан со стремлением молодых людей найти себе единомышленников и преодолеть сложности своей жизни не индивидуально, а коллективно, таким образом, ощутить поддержку других, себе подобных.
В СССР первые неформальные обьединения стали появляться с конца 1970-х годов, и на наш взгляд, неоправданно получили общее название – СИСТЕМА. Хотя «системой» разумнее было бы назвать общество и государственную власть против которой выступали, хотя и пассивно, первые хиппи и любители рока. Под системой неформалов понималось следующее: определенная категория молодежи со своей особенной моралью, этикой, идеологией, музыкой, образом жизни и мышления.
Что же привлекало молодых людей как тогда, так и сейчас в философии неформалов?
Давайте же с вами совершим экскурс в историю неформального молодежного движения.
Итак, самые первые ростки неформального молодежного движения традиционно связывают с зарождением такого музыкального стиля как рок-н-ролл.
В ХХ веке большинство течений молодежной субкультуры формировалось вокруг различных музыкальных направлений – кантри, рок-н-ролл, поп, рок, рэп музыка. Молодежь всегда особое внимание уделяла музыке. Из всех возрастных групп, молодежь наиболее поддается музыкальному влиянию. И это не случайно. Как говорят мыслители: «Музыка такое великое и прекрасное искусство, так могуче действует на душу человека и в ней так полно и гармонично им воспринимается, что выступает не языком слов, а языком переживаний души. Через музыку человек выражает как радость, так и печаль, как ужас, так и веселие, как ликование, так и душевный покой». Из всех видов искусства музыка наиболее подвижна, переменчива, быстра и невесома. Можно сказать, что музыка воплощает в себе основные черты молодости как таковой. Таким образом, музыка может выступать весомым фактором в формировании мировоззренческих установок молодежи. Перефразируя всем известное высказывание, хочется сказать: «Скажи мне, какую музыку ты любишь – и я скажу тебе, кто ты».
После Второй мировой войны обострился вечный конфликт отцов и детей. Молодое поколение не хотело мириться с изжившими себя общественными предрассудками, в том числе и расовой дискриминацией. Молодые люди пытались выделиться во всем, в том числе и в музыке. Так родился рок-н-ролл, предельно демократичный, доступный всем танцевальный стиль. Еще бы: в нем музыка белой рабочей молодежи США – кантри соединилась с ритмами и мелодиями негритянской музыки – ритм-н-блюзом, скрепленная энергичным ритмом. Лидером этого музыкального направления стал всемирно известный и в наши дни певец Элвис Пресли. Этот сплав «черной» и «белой» музыки возник в конце 1940-х годов и обрел популярность в 1950-х годах.
Рок-н-ролл выражал настроение молодежи тех лет: энергичность, большую раскрепощенность в сравнении с довоенным поколением, решительность в строительстве нового послевоенного мира и необходимости борьбы с расизмом, стремление к новым моделям взаимоотношения людей между собой. Кантри и ритм-н-блюз схожи простотой песенных текстов, рассказывающих о повседневной жизни обычного человека, а чаще всего – о любовных переживаниях. Одни называли эти стихи «честными», другие – «вульгарными». Родители юных поклонников Пресли изо всех сил ругали и певца, и его творчество, и сам жанр рок-н-ролла.
Рок-н-ролл – музыка бунта. Его рождение связано с обострением расовых проблем в США и борьбой Мартина Лютера Кинга за права афроамериканцев. Как вам известно, в США вплоть до 1970-х годов темнокожим не разрешалось учиться и работать со светлокожими людьми, заходить в автобус, посещать одни и те же бары, больницы и т.п. Афроамериканцы преодолевали унизительное отношение к себе со стороны белого населения США. А вот для молодых американцев расовая принадлежность исполнителя их любимой музыки не играла роли. Таким образом музыка способствовала сближению людей. Молодежный рок-н-ролл стал прогрессивным вызовом старшему поколению, которое жило в мире расистских предрассудков. Новые идеи выражались в том числе и через рок-н-ролл, и потому его называли «музыкой бунтарей». В то время многим казалось, что рок-н-ролл – лишь веяние моды, появляющейся и быстро исчезающей. Но «музыка бунта» и ее стиль самовыражения, а также взгляд на музыку как средство установления равенства между людьми были подхвачены следующим поколением музыкантов. Рок-н-ролл 1950-х годов породил ряд направлений, обьединенных общим понятием «рок музыка». В рок-музыке существует множество направлений: арт-рок, прогрессив-рок, панк-рок, фолк-рок, хард-рок – вот лишь некоторые из самых известных течений. В рок-музыке огромную роль играет обращение с неким призывом группы к аудитории. Нередко в рок-музыке подымаются социальные и остросоциальные проблемы, по своему содержанию это музыка более осознанная в сравнении с популярной и не безразличная к жизни как отдельного человека, так и общества. Скажем так, что рок-музыка никогда не симпатизировала каким-либо властям государства. Самая важная идеологическая составляющая рок-музыки была проблема свободы человека и его места в этом мире.
Давайте подробнее остановимся на понятии свобода и предоставим слово нашим гостям – представителям молодежной субкультуры – хиппи.
II. Презентация молодежной субкультуры хиппи.
III. Презентация молодежной субкультуры эмо.
IV. Презентация молодежной субкультуры готы.
V. Слово представителя стрейт- эйдж.
Стрейт-эйдж – ответвление хардкор-субкультуры. В своей простейшей форме философия стрейт-эйдж отрицает употребление любых алкогольных напитков, табака, а также наркотических веществ в целом. В некоторых случаях сюда входит ведение вегетарианского образа жизни, отказ от использования кофеиносодержащих продуктов, медикаментов и беспорядочных половых связей. Термин был заимствован из творчества музыкальной группы Minor Threat, написавшей песню под названием «Straiqht Edqe».
Несмотря на то, что движение зарождалось на восточном побережье США в Вашингтоне, Бостоне и Нью-Йорке, оно быстро распространилось по территориям Соединенных Штатов и Канады. К 1980-м годам стали набирать популярность группы с западного побережья США, такие как Fmerica's Hardcore, Stalaq 13, Justice Leajue Uniqorm Choice. В ранний период развития субкультуры концерты нередко были смешанными и состояли из групп, не имеющих отношения к движению straiqht edqe, а также связанных с ним. Вскоре после этого обстоятельства изменились, и это время стало рассматриваться как «предшествующее разделение двух направлений».
На протяжении периода «youth crew», начавшегося в середине 1980-х годов, влияние музыки на поклонников straiqht edqe, получившие распространение в это время, исходили из идей, представленных в песнях.
К началу 1990-х годов militant straiqht edqe уже получил достаточную известность в субкультуре. Этот термин был связан с людьми, преданными идее, которые напрямую выражали свои мысли. Кроме того, такие люди осуждали других, отличались отсутствием толерантности, а также возможной агрессивностью. Примерами их взглядов являлись неприятие тех, кто не относится к движению, более заметная гордость своими взглядами и готовность применять насилие для продвижения «непорочного образа жизни».
В середине 1990-х годов стиль игры нескольких групп, отстаивающих и поддерживающих социальную справедливость, освобождение животных и веганство, подвергся влиянию метала.
После 1990-х годов некоторые из наиболее спорных аспектов, связанных со straiqht edqe, стали терять популярность. В какой-то степени это было ответом на реакцию СМИ, которые описывали движение как преступную группировку. В 2000-х годах начали регулярно проводиться концерты с участием как straiqht edqe групп, так и не относящихся к субкультуре. Музыкальные жанры теперь стали достаточно разрозненными, включая в себя элементы классического хардкор-панка и метала.
Знак «Х» является известным символом straiqht edqe и нередко наносится на тыльную поверхность кисти руки, хотя существуют и исключения. Некоторые последователи straiqht edqe также носят одежду и значки с соответствующей маркировкой. По данным нескольких интервью, проведенных журналистом Майклом Азеррадом, появление такого «Х» связано с коротким турне группы The Teen Idles, прошедшим в 1980 году. В одном из ночных клубов Сан-Франциско у группы был назначен концерт, но по прибытию в клуб его менеджеры узнали, что все музыканты были младше возраста, при котором разрешалось употребление спиртных напитков. Участников группы изначально не хотели пускать в помещение, но потом на их руки были нанесены большие черные символы «Х», как знак того, что спиртное им поставлять нельзя. По возвращению в Вашингтон The Teen Idles предложили ту же систему для использования в местных клубах, чтобы подростки могли посещать концерты, не употребляя алкоголь. В том же году группой был выпущен мини-альбом Minor Disturbance, на обложке которого видны две руки с черными «Х» на тыльных сторонах. Вскоре после этого символ начали связывать с образом жизни straiqht edqe. Зачастую в листовках и татуировках используется вариант, состоящий из трех символов «Х» («ХХХ»), а термин straiqht edqe иногда сокращается до sXe.
( В конце рассказа звучит музыка )
VI. Слово представителя хип-хопа.
Хип-хоп – культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка 12 ноября 1974 года. Ди-джей Abrika Bambaataa первым определил пять столпов хип-хоп культуры: эмсинг, диджеинг, брейкинг, граффити, and knowltdje. Другие элементы включают биббоксинг, хип-хоп моду исяэнг.
Возникнув в Южном Бронксе, в 1980-годах хип-хоп стал частью молодежной культуры во многих странах мира. С конца 1990-х из уличного адеграунда, имеющего остросоциальную направленность, хип-хоп постепенно превратился в часть музыкальной индустрии, а к середине первого десятилетия нынешнего века субкультура стала «модной», «мэйнстримной». Однако, несмотря на это, внутри хип-хоп немало деятелей все еще продолжают его «основную линию» - протест против неравенства и несправедливости.
Слово «хип» использовалось в афроамериканском английском языке еще в 1898 году и означало подвижные части человеческого тела. А слово хоп – это собственно движение (скачок). Однако «хип» также означает «подьем в чем-то». Таким образом в переводе хип-хоп означает умственное движение.
Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа и ритма, задаваемого ди-джеем.
Одежда хип-хоперов, как правило, свободная, спортивного стиля: красовки и бейсболки известных брендов, футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшонами, носковидные, натянутые на глаза шапки, мешковатые штаны. Прически короткие, хотя также популярны дреды.
( После выступления танец).
VII. Мнения учащихся о субкультурах.