Цель: Закрепить знание учащихся о понятии этика. Способствовать формированию нравственной культуры, Упражнять в умении объяснять и понимать содержание пословиц, поговорок. Развивать стремление поступать во всех жизненных ситуациях честно и справедливо, не нарушая норм и правил нравственной культуры поведения. Воспитывать чувство коллективизма, уважительное отношение друг к другу, терпимость к себе и другим.
Предварительная работа: Разучили с двумя мальчиками сценку-миниатюру « Ссора».
Материал: плакат с изображением солнца.
Ход беседы.
Ребята, знаете ли вы, что такое этика? (ответы детей).
Этика - это обычай, установленный порядок поведения где – либо. Поведение человека оценивается в соответствии с определёнными правилами. Если бы их не было, то люди не могли бы прийти к единому мнению - хорошо или плохо поступил тот или иной человек. Норма – это правило, требование как должен поступить человек в той или иной конкретной ситуации. Нормы определяют порядок взаимоотношений со взрослыми, друг с другом, с обществом. В зависимости от того, как вами освоена этика, можно судить о вашей нравственности. Назовите положительные качества нравственно – воспитанного человека? ( доброта, отзывчивость, справедливость и др.).
Послушайте высказывание Д. Леббока: «Для успеха в жизни умение общаться гораздо важнее обладания талантами». Действительно, для того, чтобы вас уважали в коллективе очень важно то, как вы сами относитесь к окружающим, как о них думаете, как они вас воспринимают. Вы сейчас влились в новый коллектив, где необходимо соблюдать нравственные нормы, правила поведения, правила этикета. Ведь коллектив начинается из каждого из вас. Верно?
-Почему это так?
Будучи очень разными , каждый из вас привносит в него что – то своё и из этого складывается общая атмосфера, настрой и деятельность. Всё это на всех, делая вас в то же время чем- то похожими.
-Как вы думаете, чем?
Да, мы все имеем представление, что такое хорошо, а что такое плохо, что интересно, важно для всех. Мы ещё похожи в определении норм отношений к людям, оценке их поступков.
_ Давайте постараемся выделить набор качеств, которые вам необходимы в новом коллективе? ( вызвать симпатию к себе, умение быть терпимым к другим, подчинять свои желания коллективным и др.).
Мы ребята, коллектив, в котором вы живёте общей жизнью, деятельностью, общими интересами, и это очень важно помнить.
Давайте подумаем, как сделать так, чтобы в нашем коллективе всегда было весело, радостно, уютно? ( быть внимательными друг к другу, добрыми, помогать друг другу, не нарушать правила внутреннего распорядка центра и др.).
Как вы думаете, надо ли знать правила поведения в коллективе?
Для чего?
Правильно, чтобы им следовать и подчиняться им. Они вам помогут жить дружно, ведь доброжелательная обстановка является источником общей радости.
Какие общие правила поведения вы знаете? ( ответы детей).
Вот самые главные из них:
«Помни, что настроение других зависит от тебя».
«Не забывай, что всем свойственны недостатки, будь терпим».
Ребята, есть одно правило, которое зовут «Золотым правилом этики». Послушайте его и запомните на всю жизнь, оно вам не раз выручит и поможет выйти из трудных ситуаций:
«Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
Постараемся все эти правила соблюдать, вот тогда и будет у нас общая радость, нам будет комфортно , уютно друг с другом, вы и не заметите, как вокруг вас вырастут добрые , хорошие отношения, вам будет легко друг с другом общаться, дружить.
Ребята, а сейчас мы перейдём от теории к практике. Люди много столетий собирали пословицы и поговорки о нравственных правилах, нормах поведения, этике отношений. Хотелось бы узнать, как вы их понимаете?
-Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
-Не рой другому яму, сам упадёшь.
- Шелудивый баран всё стадо портит.
-Шила в мешке не утаишь.
-Вина голову клонит.
-Умей взять, умей дать.
-Жизнь дана на добрые дела.
-В большом деле и маленькая помощь дорога.
Там где дружат, живут не тужат.
-На сердитых воду возят.
-Доброе слово и кошке приятно.
Была девочка Катя. Мама сказала:
-Идём в поле рожь вязать.
Катя ей ответила:
-Я не иду, я нынче сердита.
Тогда мама ей ответила:
-Ты сердита, так иди же натаскай воды.
Многие пословицы и поговорки пришли в наш обиход из литературных произведений русских писателей и поэтов.
Закончите крылатое выражение и назовите писателя и произведение, в котором оно встречается:
Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем повару (спасибо).
Мальчик вежливый и грамотный
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
А во Франции и Дании говорят всем (до свидания).
А теперь посмотрите небольшую сценку о двух мальчиках:. Называется она «Ссора».
Кто кого обидел первыЙ?
-Он меня!
-Нет, он меня!
Кто кого ударил первый?
-Он меня!
-Нет он меня!
Вы же раньше так дружили?
-Я дружил!
-И я дружил!
Что же вы не поделили?
-Я забыл!
-И я забыл!
Что ж, на будете ругатья?
-Ни за что!
-И никогда!
Остаётся вам обняться!
-Здорово!
-Согласен я!
Ребята, надо уметь прощать другу, стараться не обижать, не помнить зла, идти друг другу на уступки, это очень важно, чтобы вам было радостно и весело за время пребывания в центре.
(Воспитатель вывешивает плакат с изображением солнца).
Вот это солнце – символ нашего коллектива. Пусть оно согревает вас и напоминает вам, какими качествами должен обладать наш коллектив. Каждый из вас пусть распишется на лучах солнца и почувствует себя частичкой нашего большого коллектива.
3