Круглый стол «Трибуна мнений»
Цель: у старшеклассников формировать знания о предназначении мужчины и женщины.
Задачи:
1.Раскрыть смысл слов «мужчина» и «женщина».
2.Стимулировать стремление получать правильную информацию о себе и о своем предназначении.
3.Формировать аналитическое отношение к себе и к окружающему миру.
4. Способствовать развитию знаний о своем предназначении.
Ожидаемый результат:
1.Осознание своего предназначения;
2.Понимание потенциала, заложенного в мужчину и женщину;
3.Правильное отношение к себе;
4.Планирование своего будущего соответственно своему предназначению;
5.Ответственное отношение к своей жизни.
Оборудование: видеоматериал о гендерных отношениях; слайды, фотографии
Общие правила коммуникации
- избегай общих фраз;
- ориентируйся на цель (задачу);
- умей слушать;
- будь активен в беседе;
- будь краток;
- осуществляй конструктивную критику;
- не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.
Ход мероприятия:
Звучит музыкальное сопровождение, идет показ слайдовой презентации о гендерной культуре
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодняшняя наша встреча, наверное, важна и интересна для каждого из вас – вы на пороге окончания школы, на пороге вступления во взрослую жизнь. Наверняка вы уже задумывались о том, какой вы хотите видеть свою будущую жизнь. Мы собрались вместе, чтобы обсудить понятия гендерная культура, гендерные отношения
Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации— одна из важнейших и актуальных проблем психологии. И педагогики
Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.
Ведущие:
- Мы выросли в обществе, среди знакомых, родственников и друзей, где у всех стандартные знакомые ориентиры, взгляды, манеры – этим круг общения ограничивался.
-Теперь у молодежи очень обширный круг общения – весь мир где стерты границы, в том числе с людьми с нестардантными взлядами на жизнь, ориентирами, взглядами.
-Мы перенимаем многое из другой жизни – ведемся на это – увеличиваем губы, перенимаем манеры общения, образ жизни, мало читаем, становимся агрессивными.
Ведущий. Кто скажет, какие черты присущи мальчикам, а какие девочкам?
Группа «Аналитики»
Традиционно субъектам мужского начала приписывают:
готовность к творчеству, лидерству, риску, способность проникать в суть явлений; любовь к риску, отсутствие заботы о собственной безопасности, желание выделиться, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию.
потребность влиять на детей с помощью авторитета, разума и здравого смысла;
установка на то, что любовь окружающих нужно заслужить.
Группа девочек «Прекрасная половина человечества»
Традиционно субъектам женского начала приписывают:
стремление быть привлекательной вообще и в соответствии со стандартами женской красоты;
готовность опекать окружающих, чувство реализма, выносливость, коммуникабельность, способность тонко и разнообразно воспринимать мир;
потребность влиять на людей с помощью материнской ласки и любви;
установка на то, что симпатия со стороны окружающих должна носить безусловный характер.
Ведущие
-Учёные доказали, что, если для развития ребёнка с самого рождения созданы разнообразные условия, это даёт значительный эффект в формировании его интеллекта, становлении его характера, помогает в выборе профессии.
Кстати: в мире существуют более 10 тыс. профессий. Что такое профессия-это род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.
Давайте угадаем какая профессия является самой сладкой? (кондитер),
самой денежной (банкир),
самой волосатой(парикмахер),
самой детской(воспитатель),
смешной (юморист, клоун),
общительной(журналист),
безошибочной(сапер),
серьезной (хирург, судья).
Чтобы быть профессионалом в сфере деятельности, которую вы выберете, какими чертами надо обладать?
(Конечно же это: целеустремленность, усидчивость, терпение, огромное желание. )
Эти черты должны быть и у мальчиков и девочек, тут нет разницы, к какому полу ты принадлежишь. Профессия требует от всех проявлять характер, самоконтроль. Есть люди, которые обучаются сразу на двух факультетах, обучаясь двум профессиям одновременно. Много примеров, когда девочки приобретают «Мужскую» как нам кажется профессию, например: космонавт, водитель. А мужчины приобретают «женскую» профессию, например: модельер, стилист, визажист и т.д. Самое главное, чтобы человек проявлял свой талант, был профессионалом в своем деле.
Группа «Философы»
Пол и гендер – это не одно и то же. «Пол» относится к биологическим и физиологическим характеристикам, определяющим мужчин и женщин. «Гендер» относится к социально сконструированным ролям, поведению, видам деятельности и свойствам, которые считаются данным обществом свойственными мужчинам и женщинам.
Некоторые примеры половых характеристик:
• женщина может родить ребенка, мужчина – нет;
• женщины смогут кормить грудью ребенка, а мужчины нет;
• после периода полового созревания у большинства мальчиков разовьется большая мышечная сила, чем у девочек.
Некоторые примеры гендерных характеристик:
• в Европе женщины зарабатывают значительно меньше денег, чем мужчины на аналогичной работе;
• во многих странах девочки больше занимаются танцами, в то время как мальчики больше играют в футбол;
• во всем мире женщины и девочки делают больше работы по дому, чем мужчины и мальчики;
• мальчики чаще подвергаются телесному наказанию, чем девочки
Ведущие:
Представления о семейных ролях
1. Традиционно считается, что на мужчину возлагается ответственность за материальное обеспечение семьи, на женщину – ответственность за воспитание детей и ведение хозяйства. Но … в наше время женщины уделяют работе не меньше времени, чем мужчины и вносят материальный достаток в семейный бюджет порой наравне с мужчинами Роли в семье непостоянны, они зависят от общества, в котором мы живём. Одна и та же роль может быть как положительной, так и отрицательной. Важно ли это, хорошо ли это? Сейчас мы рассмотрим на примере социальных, семейных ролей, которые исполняют мужчины и женщины в других странах?
- В нашей стране в семье кто готовит пищу? А вот в Китае поварами могут быть только мужчины, а в Японии обучиться мастерству суши по старинной традиции могут только мужчины
- В нашей стране в семье кто занимается вязкой? А вот в Исландии мужчины вяжут прекрасные свитера а женщины – профессионально ловят рыбу.
- Финляндия: Финские женщины не утруждают себя готовкой, они, в основном, покупают готовые или полуготовые блюда в магазине, но очень много времени уделяют спорту
В последнее время заботы по кухне и уходу, детьми все больше берут на себя финские мужчины
- В России кто подлежит службе в армии? А Израильские женщины получили право служить в армии. Служба в армии является добровольной
- Кто в нашей стране носит юбки? А в Шотландии национальной мужской одеждой является юбка – килт
- Норвежские дамы видят равноправие не только в равных возможностях при получении высшего образования или хорошей работы, но и в занятиях всеми видами традиционно мужского труда – в том числе и поднятием тяжестей А декретный отпуск или бюллетень по уходу за ребенком очень часто берет муж, а не жена.
- Кто традиционно в России стирает? А в Индии стиркой занимаются мужчины.
Вывод: В крепкой дружной семье каждый берёт на себя какие-то обязанности: зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремиться помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.
Ведущий:
Можете ли вы привести примеры таких взаимоотношений в вашей семье?
(Ответы детей, родителей)
4. Работа с наглядным материалом .
Слайды «Мир мужчины и женщины»
Ведущий:
- Справа от меня – юноши, слева – девушки. Перед вами следующие качества:
· Внешность
· Доброта и забота
· Самостоятельность и независимость
· Честность и преданность
· Ум
Прошу каждую группу за несколько минут посовещаться между собой и определить рейтинг этих качеств, важных для представителей противоположного пола: первым будет идти самое важное качество, а за ним – менее важные.
(Представители от юношей и девушек записывают свои рейтинги на доске так, чтобы они пока не были видны)
- Итак, давайте сравним ваши взгляды. Насколько они совпали? (Открываются рейтинги)
- Начнём с представительниц «Прекрасной половины». Охарактеризуйте, почему ваш рейтинг идеальных качеств выглядит именно так. А представители сильной половины затем озвучат и прокомментируют свой рейтинг. Если у вас возникают возражения или дополнения, прошу не выкрикивать их с места, а поднимать руку в знак того, что вы хотите высказаться.
Ведущий:
Распределить по столбикам «мужчина» и «женщина» следующие качества:
- Мужество
- Смелость
- Целенаправленность
- Решимость
- Умение сочувствовать
- Женственность
- Нежность
- Романтичность
- Активность
- Настойчивость
Ведущие:
- Могут ли некоторые качества из столбика «мужчина» быть в столбике «женщина»?
-Можно ли сказать, что если в столбике «мужчина» есть качества из столбика «женщина», то это плохо?
-Должны ли быть равными в семейной жизни мужчина и женщина?
(Ответы в группах)
Ведущие:
- Должны ли быть равными в политике?
- Должны ли быть равными на работе?
- Должны ли быть равными в интелектуальном и культурном плане?
Постепенно ребята подходят к выводу:
Главное предназначение женщины – отдавать, поэтому мать, жена, сестра, труженица – она отдает, оказывает влияние: растит детей, ухаживает за мужем, заботиться о родителях, трудится. Как бабушка она пожинает то, что посеяла, поэтому стрелки направлены вовнутрь.
Когда мальчик становиться мужчиной, он, как и женщина должен отдавать. От него зависит счастье семьи, детей. Как муж он должен оберегать, защищать, обеспечивать, дарить любовь, ласку, потому что его предназначение именно в этом. Мужчина без знаний и твердых убеждений, опасен и несчастен.
Самый важный период – это зрелая, взрослая жизнь. Она зависит от того, что в тебя вложили, какой фундамент ты получил, что посеяно в тебя. Невозможно поступать и жить независимо от образа своего мышления. Этот период важен тем, что ответственность за себя и за окружающих несут сами мужчины и женщины. От них зависит добро или зло в их жизни и в жизни окружающих.
Ролик «Обсудим всем миром» (гендерные стереотипы( т.зрения групп, обсуждение увиденного в ролике)
5. Ведущие предлагают вопросы группам:
-Согласны ли вы с тем, что современные идеалы женщины и мужчины претерпели изменения, что различия между ролью мужчины и женщины в обществе стираются?
Идёт дискуссия
- Согласны ли вы с тем, что женщины и мужчины скоро поменяются ролями? Как вы относитесь к приобретению мужчинами и женщинами качеств противоположного пола?
Идёт дискуссия
- Так какова же роль мужчины и женщины в современном мире, семье? Начнём с юношей. На доске записаны три варианта ответа:
Мужчина должен:
· Содержать
· Защищать
· Руководить
Теперь то же самое попрошу сделать девушек в отношении следующих вариантов:
Женщина должна:
· Управлять
· Украшать
· Подчиняться
С какими из ниже приведенных утверждений вы согласны, а с какими нет?
Какими должны быть мужчины и женщины:
• замужество – признак «социальной нормы»;
• женщина должна всегда хорошо выглядеть;
• мужчина не должен ухаживать за грудными детьми;
• замужняя женщина хороша настолько, насколько она хорошая хозяйка;
• женщина должна родить ребенка;
• мужчина не должен стремиться овладеть типично женской профессией;
• женщина не должна стремиться заработать больше мужчины;
• мужчина – защитник;
• только мужчина обязан содержать семью;
• в своем поведении женщина должна приспосабливаться к мужчине;
• женщина обязательно должна быть привлекательной;
Гр. Философы. Выступает представитель группы
Мужественность, как правило, ассоциируется со смелостью, решительностью, твердостью, рациональностью, умением быть защитой и поддержкой для более слабого. Для женщины мужчина олицетворяет «сильное плечо», «главу семьи», «хозяина». Даже само слово «замужем» переводится как «быть за мужем», то есть под его покровительством, защитой, «как за каменной стеной». Поскольку в России, как и во всей Европе, существовал патриархат, были определены твердые понятия мужского и женского поведения. Мужчине предписывалась роль главы семьи, хозяина, добытчика материальных благ, что требовало от него решительности, твердости, самостоятельности, уверенности в себе. Женщину воспитывали слабым, зависимым существом. Она должна быть мила, кокетлива, нежна, чуть капризна. Основное предназначение женщины - быть преданной женой мужу и заботливой матерью детям. Существовало традиционное распределение обязанностей. Женщина не работала, вела домашнее хозяйство и воспитывала детей. Мужчина был главой семьи, зарабатывал деньги, выполнял по дому сугубо мужскую работу: ремонт, строительство и т. д.
Примечательно, что такое соотношение ролей мужчины и женщины обусловлено больше социальными, нежели природными факторами. Подтверждением этому может служить иной бытовой уклад жителей Новой Гвинеи, где женщина занимается рыболовством и земледелием, а мужчина ведет дом и нянчится с детьми. Женщины здесь сами выбирают мужчин и предлагают им руку и сердце, а сосватанный мужчина переходит в дом своей жены с приданым.
С развитием биархатного общества (общества, где мужчины и женщины имеют равные права) изменяются понятия мужского и женского поведения. Повышается роль женщины в общественной жизни, происходит ее личностное становление и развитие. В отношениях полов все больший вес приобретают дружба и равноправие. Выполнение новых социальных функций неизбежно требует от женщин развития качеств, традиционно признаваемых мужскими. Женщина уже не может и не хочет довольствоваться ролью безликого приложения к мужчине, обеспечивающего ему уют, комфорт и продвижение по службе. Она стремится к личной самореализации. На фоне такого кардинального изменения женщины происходит и коррекция мужского характера. Мужчина и женщина словно меняются ролями. Многие ученые отмечают, что происходит «маскулинизация» женщин и «феминизация» мужчин, то есть мы получаем мужественных женщин и женственных мужчин.
. Многие ученые отмечают, что происходит «маскулинизация» женщин и «феминизация» мужчин, то есть мы получаем мужественных женщин и женственных мужчин.
Проблемная беседа. Дискуссия
Как вы относитесь к данной проблеме?
Вывод:
Мы пришли к выводу о необходимости опоры на природные особенности мужчин и женщин для создания современных моделей поведения: женщина — носительница жизни, любви, красоты; мужчина — защитник жизни и красоты, первооткрыватель и первопроходец. Эти качества как сущность полов проявляются во всех видах деятельности мужчин и женщин.
Учитель:
(видеоролик о т.зрения церкви на семью, главу в семье, роли женщины, обсуждение)
Выступление перед учащимися священника, о.Сергия
Вывод: Господь создал мужчину – сильного, смелого, решительного и женщину менее сильную, красивую, заботливую, нежную. Именно эти начала, данные Всевышним надо сохранять и развивать.
Ненормально, когда происходит наоборот; женщина делает мужскую работу, а мужчина носит туфли на каблуках и юбку
Учитель предлагает посмотреть ролик «Раздельное обучение2(обсудить)
Вывод: Для того чтобы состояться в жизни нужно: получать знания, бороться с вредными привычками, избирательно относится к информации, общаться с положительными людьми, целенаправленно формировать в себе необходимые качества, знать о последствиях своих решений.
- Как относятся к данной ситуации гости?
Учитель: Сейчас учащиеся представят вашему вниманию выпуск новостей.
ДРУГИЕ НОВОСТИ
Перед выходом ведущих звучит мелодия программы «Время». Ведущие (девочка и мальчик) приветствуют зрителей.
Д: Отношения между мужчиной и женщиной с древних времен занимали умы величайших мыслителей, ученых и простых обывателей, которые также хотели познать великую тайну сотворения мира.
Дуальное мышление, разделяющее человечество на мужчин и женщин, разделяет и роли, которые они играют на грешной Земле.
М: Сегодня мы хотим представить вашему вниманию основные факторы различия женского и мужского мозга, а исходя из этого и поведения.
Итак, факт 1. Давно уже не секрет, что женский мозг меньше мужского на 10%.
Д: Однако, на уровень интеллекта эта разница никак не влияет. Зато с возрастом мужской мозг уменьшается быстрее, чем женский.
М: Одну и ту же поставленную задачу мужчины и женщины решают по-разному, задействуя разные зоны мозга.
Д: Точные науки больше поддаются мужчинам, а женщинам - гуманитарные.
Д: Мужчины меняют свое мнение в два-три раза чаще, чем женщины. Большинству женщин нужно больше времени для принятия решения, чем мужчинам, но как только они принимают решение, они, скорее всего, придерживаются его.
М: Женщины в два раза более разговорчивы, чем мужчины! Было подсчитано, что в среднем мужчины говорят 12500 слов и женщины говорят около 25500 слов в день.
М: В отличие от мужчин, женщина может воспринимать несколько потоков информации одновременно, а мужчина раздражается, если ему приходится делать что-то попутно.
Д: У мужчин восприятие информации происходит быстрее, поэтому они и быстрее реагируют.
М: Организаторские способности у женщин развиты больше.
Д: Мужчины слышат только то, что говорится, поскольку воспринимают речь при помощи логики. А у женщин к этому процессу подключаются интуиция и эмоции, поэтому они везде ищут скрытый смысл.
Д: Когда мужчина говорит женщине: "Ты мое золотко", он и не подозревает, насколько верно его высказывание. В организме женщины содержание золота, в среднем, в 5-6 раз больше, чем в мужском.
М: Объем крови, циркулирующей в организме, у мужчин составляет в среднем 5-6 литров, у женщин - 4-4,5 литра. Это одна из причин, по которой мужчины легче переносят физические нагрузки.
Д: Ежедневная потребность во сне у женщин выше, чем у мужчин. - Женщины уравновешены и спокойны, когда спят на два часа больше, чем мужчины.
Женщины менее агрессивны, чем мужчины. Это связано с тестостероном, который в организме мужчины вырабатывается в 10 раз больше, чем у женщины.
Корни волос у женщин сидят в коже головы в среднем на 2 миллиметра глубже, чем у мужчин, и поэтому выпадают менее интенсивно.
М: Короче, хоть мы и разные…. Но, сегодня нам признаться в этом надо – Без женщин мир теряет вкус и цвет. Средь наших серых будней вы отрада, Таких, как вы красивых, в мире нет.
После своей сценки ребята читают стих девочкам и всем присутствующим женщинам в классе:
Фрида Геккер:
Каждая женщина – это событие, Вечная тайна и счастье открытия, Лето и осень, зима и весна. Женщина миру в награду дана.
Каждая женщина – это явление, Жизни бушующей благословение, Связь поколений во все времена. Женщина миру в награду дана.
Каждая женщина – это призвание, Радость и горе, любовь, и страдание, Свет, пробуждающий звёзды от сна. Женщина миру в награду дана.
Каждая женщина – это горение, Не повторяемость и повторение, Песней звучащая в сердце струна. Женщина миру в награду дана.
Женщина спит и во сне улыбается. Этой улыбкой земля наполняется, Смысл придавая течению лет. Каждая женщина - чей-то рассвет.
Релаксация (звучит музыка)
Учитель: Действительно, мужчина и женщина разные, но они должны иметь одинаковые права, одинаковые возможности и самореализации. В1945 году ООН приняла «Общую Декларацию прав человека», которая стала основой для разработки соответствующих законов во многих государствах. В этом документе было заявлено о равенстве полов. Конституция Российской Федерации гарантирует права всем гражданам независимо от пола.
Учитель: Ребята! В этом зале нет одинаковых людей, все мы разные, у каждого из нас свои достоинства и недостатки, мечты, надежды… Именно благодаря нашей индивидуальности нас любят наши родные и друзья…