СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Круговорот веществ: азота, фосфора, углерода, кислорода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Круговорот веществ: азота, фосфора, углерода, кислорода»


Класс: 5 Дата:

Тема: « Круговорот веществ в природе»

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать знания о круговороте веществ: углекислого газа, азота, кислорода. Научить составлять схемы круговоротов веществ в природе

  2. Способствовать развитию интеллектуальных умений и навыков; продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать целостную картину мира.

  3. Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание

Ключевые компетенции:

  1. Информационная

  2. Социально-коммуникативная

  3. Самоорганизация и решение проблем

Предметная компетентность: объясняют круговороты веществ в природе: углерода, азота, кислорода. Анализируют схемы круговоротов веществ в природе, что вещества переходят от неживых компонентов к живым организмам, а затем возвращаются обратно в окружающую среду через различные биогеохимические процессы. Понимают разновидности круговоротов, что эти циклы являются важными для поддержания устойчивости экосистем и обеспечения жизнедеятельности всех организмов на Земле

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник, проектор, видеоматериалы.


Ход урока

1. Организационный момент. 1-2мин Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мотивация.

2.Проверка д/з: Фронтальный опрос

1. Что такое круговорот веществ?

2. Объясните, как появляется облако, снег, град?

3. Объясните схему круговорота воды

3.Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами продолжим тему круговорота веществ, и рассмотрим большой круговорот веществ.

Все живые организмы в основном состоят из 4 химических элементов углерода, водорода, кислорода и азота. Наше тело на 95% состоит из них. Вместе с гелием эти элементы самые распространенные во вселенной, но живые существа способны усвоить их лишь в определенной форме. В результате различных биологических, геологических и химических процессов химические элементы принимают ту форму, в которой ими могут воспользоваться живые организмы.

Обмен химическими элементами между живыми организмами атмосферой, гидросферой и земной корой получил название биогеохимическим циклом. Т.е. элементы вновь и вновь перемещаются между водой, воздухом, землей и живыми организмами.

Солнце служит источником энергии для круговорота углерода, азота и кислорода, фосфора, серы, воды и водорода. Сейчас мы с вами познакомимся с круговоротом азота, углерода, кислорода.

https://youtu.be/WhtxxFsjffo?si=nOCA2QsdkgarN52X с 2:30мин до 17:15мин

Сейчас я вам продемонстрирую 2 картинки, ваша задача определить, что изображено на картинке1,2.

Картинка 1. Большой (геологический) круговорот веществ в природе

Картинка 2. Малый (биологический) круговорот веществ в природе

Задание №1. После того, как учащиеся определят, что изображено на картинках. Учащимся дается задание зарисовать все виды круговоротов веществ в природе.

А сейчас давайте рассмотрим круговорот веществ между живыми организмами.

https://youtu.be/gWDirHLbF9A?si=nnucspyNN5cYF_BD

На следующем этапе урока учитель играет с учениками игру «Кто есть кто?», которая знакомит учеников с участниками малого круговорота. В данной игре между учениками распределяются роли «консументов», «продуцентов», «редуцентов» посредством раздачи им карточек с названиями участников круговорота (волк, заяц, дерево, трава, грибы, бактерии). В начале игры учитель объявляет ученикам, что три ряда за которыми сидят ученики – это три царства. В первом царстве жили ПРОДУЦЕНТЫ, во втором царстве жили КОНСУМЕНТЫ, а в третьем РЕДУЦЕНТЫ. Продуценты были народом трудолюбивым и самостоятельно производили для себя пищу и жили бы они не зная беды если бы не соседствовало с ними царство консументов. Консументы были сильными и воинственными и часто устраивали набеги на царство продуцентов, потребляя пищу то, которую они создали. Никого они не боялись, потому что были свирепыми и имели кто большие зубы, кто когти. Но не знали они, у продуцентов есть тайные союзники РЕДУЦЕНТЫ, которые медленно и тихо разрушали консументов изнутри и возвращали продуцентам то, что было у них отнято. Так и живут они по сей день в борьбе с друг другом.

В завершении повествования учащиеся показывают друг другу карточки с названиями участников малого круговорота веществ.

  1. Закрепление.

1.Что называется биогеохимическим циклом?

2. Сколько существует способов фиксации азота?

3. Что является главным источником углерода?

4. Какие организмы называют продуцентами? Консументами? Редуцентами?

  1. Д/з: выучить схемы круговорота веществ