Класс: 5 Дата:
Тема: « Круговорот веществ в природе»
Цели и задачи урока:
Сформировать знания о круговороте веществ: углекислого газа, азота, кислорода. Научить составлять схемы круговоротов веществ в природе
Способствовать развитию интеллектуальных умений и навыков; продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать целостную картину мира.
Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание
Ключевые компетенции:
Информационная
Социально-коммуникативная
Самоорганизация и решение проблем
Предметная компетентность: объясняют круговороты веществ в природе: углерода, азота, кислорода. Анализируют схемы круговоротов веществ в природе, что вещества переходят от неживых компонентов к живым организмам, а затем возвращаются обратно в окружающую среду через различные биогеохимические процессы. Понимают разновидности круговоротов, что эти циклы являются важными для поддержания устойчивости экосистем и обеспечения жизнедеятельности всех организмов на Земле
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: учебник, проектор, видеоматериалы.
Ход урока
1. Организационный момент. 1-2мин Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мотивация.
2.Проверка д/з: Фронтальный опрос
1. Что такое круговорот веществ?
2. Объясните, как появляется облако, снег, град?
3. Объясните схему круговорота воды
3.Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами продолжим тему круговорота веществ, и рассмотрим большой круговорот веществ.
Все живые организмы в основном состоят из 4 химических элементов углерода, водорода, кислорода и азота. Наше тело на 95% состоит из них. Вместе с гелием эти элементы самые распространенные во вселенной, но живые существа способны усвоить их лишь в определенной форме. В результате различных биологических, геологических и химических процессов химические элементы принимают ту форму, в которой ими могут воспользоваться живые организмы.
Обмен химическими элементами между живыми организмами атмосферой, гидросферой и земной корой получил название биогеохимическим циклом. Т.е. элементы вновь и вновь перемещаются между водой, воздухом, землей и живыми организмами.
Солнце служит источником энергии для круговорота углерода, азота и кислорода, фосфора, серы, воды и водорода. Сейчас мы с вами познакомимся с круговоротом азота, углерода, кислорода.
https://youtu.be/WhtxxFsjffo?si=nOCA2QsdkgarN52X с 2:30мин до 17:15мин
Сейчас я вам продемонстрирую 2 картинки, ваша задача определить, что изображено на картинке1,2.
Картинка 1. Большой (геологический) круговорот веществ в природе
Картинка 2. Малый (биологический) круговорот веществ в природе
Задание №1. После того, как учащиеся определят, что изображено на картинках. Учащимся дается задание зарисовать все виды круговоротов веществ в природе.
А сейчас давайте рассмотрим круговорот веществ между живыми организмами.
https://youtu.be/gWDirHLbF9A?si=nnucspyNN5cYF_BD
На следующем этапе урока учитель играет с учениками игру «Кто есть кто?», которая знакомит учеников с участниками малого круговорота. В данной игре между учениками распределяются роли «консументов», «продуцентов», «редуцентов» посредством раздачи им карточек с названиями участников круговорота (волк, заяц, дерево, трава, грибы, бактерии). В начале игры учитель объявляет ученикам, что три ряда за которыми сидят ученики – это три царства. В первом царстве жили ПРОДУЦЕНТЫ, во втором царстве жили КОНСУМЕНТЫ, а в третьем РЕДУЦЕНТЫ. Продуценты были народом трудолюбивым и самостоятельно производили для себя пищу и жили бы они не зная беды если бы не соседствовало с ними царство консументов. Консументы были сильными и воинственными и часто устраивали набеги на царство продуцентов, потребляя пищу то, которую они создали. Никого они не боялись, потому что были свирепыми и имели кто большие зубы, кто когти. Но не знали они, у продуцентов есть тайные союзники РЕДУЦЕНТЫ, которые медленно и тихо разрушали консументов изнутри и возвращали продуцентам то, что было у них отнято. Так и живут они по сей день в борьбе с друг другом.
В завершении повествования учащиеся показывают друг другу карточки с названиями участников малого круговорота веществ.
Закрепление.
1.Что называется биогеохимическим циклом?
2. Сколько существует способов фиксации азота?
3. Что является главным источником углерода?
4. Какие организмы называют продуцентами? Консументами? Редуцентами?
Д/з: выучить схемы круговорота веществ