МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПРОФИЛЬ ГЕОГРАФИЯ» Конспект урока по географии «Круговорот воды в природе»
Слушатель
Пащенко Виктория Васильевна
Донецк 2022
Дидактическая цель:
создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения
Цели по содержанию:
- Образовательный аспект: способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте воды в природе.
- Развивающий аспект: создать условия для развития умения работать с текстом учебной статьи, географической картой, с материалами мультимедийной презентации; составлять описание по плану.
- Воспитательный аспект: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда .
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично-поисковый
Формы организации учебной деятельности :
Индивидуальная
Фронтальная
Актуализация знаний
Какие оболочки Земли вы знаете? (Литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу.)
Демонстрируя первый слайд, учитель предлагает учащимся назвать оболочку, которую начинают изучать на уроке.
- Что такое гидросфера? (Гидросфера - водная оболочка Земли.)
- В каких трёх агрегатных состояниях бывает вода в природе? (В жидком, в твёрдом, в газообразном.)
- Может ли вода переходить из одного состояния в другое? (Да.)
Актуализация знаний
Установите соответствие:
1. Испарение.
2. Замерзание.
А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.
3. Конденсация.
4. Таяние.
В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.
Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
(1В, 2А, 3Б, 4Г)
Мотивация и целеполагание
Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю – не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, в тетради напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «- ».
Утверждения:
- Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.
- Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.
- В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.
- Из одной части Мирового океана можно попасть в другую, не пересекая сушу.
5. Тихий океан омывает берега всех материков Земли.
Изучение нового материала
Состав гидросферы
96,5%
(Гидросфера состоит из Мирового океана (96,5%), вод суши и воды в атмосфере.)
- Гидросфера – водная оболочка Земли – состоит из нескольких частей.
- Используя текст учебника на дополните схему
Изучение нового материала
- Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.)
- Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.
«Хоть в это поверить не очень легко, Но Волги вода есть в реке Лимпопо… И. Якимов
Объяснение нового материала
- Учитель кратко рассказывает о Мировом круговороте воды в природе. А затем предлагает по схеме выполнить задания и ответить на вопросы:
- Чем малый круговорот воды отличается от большого?
- Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?
- Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?
- Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны
Объяснение нового материала
Самой большой частью гидросферы является Мировой океан. Океан занимает ¾ площади Земли , он един, то есть из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу, и Океан состоит из четырёх частей (океанов). Учитель предлагает найти океаны на карте океанов в атласе и показать их на мировой карте
Практическая работа
Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов по плану. Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам. Оформить ответы можно в виде таблицы.
План
1. Какое место занимает по площади?
Тихий океан
2. С какими другими океанами связан?
Первое
…
3. Какие материки омывает?
с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым
4. Какова максимальная глубина?
Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку
11022 м
Проверка выполнения работы проходит у доски с использованием настенной карты
Пункт
плана
Атлантический океан
1
второе
2
Индийский океан
3
с Тихим, Индийским, Северным Ледовитым
третье
Северный Ледовитый океан
четвертое
Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду
с Тихим и Атлантическим
4
с Тихим и Атлантическим
Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку
8742 м
Северную Америку, Евразию
7729 м
5527 м
Рефлексия
Предлагаю вам пройти квалификационный тест юного моряка. Из ниже перечисленных вариантов ответов выбери правильные и обведи их кружком .
- 1. Входящая в состав гидросферы вода находится в:
- А) жидком состоянии; Б) твердом состоянии; В) газообразном состоянии; Г) во всех перечисленных состояниях.
- 2. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:
- А) испарение; Б) выпадение осадков; В) таяние снега и льда; Г) шторм на море.
- 3.Основной объем воды на Земле заключен:
- А) в соленых водах Мирового океана; Б) в ледниках; В) в пресных водах.
- 4. Непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана на сушу и обратно называется:
- А) Мировым океаном; Б) Мировым круговоротом воды; В) водным сообществом.
- 5.В состав гидросферы НЕ входят:
- А) реки и озера; Б) моря и океаны; В) подземные воды и ледники; Г) нет правильного ответа
Форма контроля - взаимопроверка
Домашнее задание
Список литературы:
- В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Учебник для общеобразовательных учреждений. География ( Землеведение) 6 класс.: М.: Дрофа, 2009.
- Михайлов, В. Н. Гидрология: учебник для студентов вузов, обучающихся по геогр. специальностям / В. Н. Михайлов, А. Д. Добровольский, с. экз. А. Добролюбов. - Изд. 3-е. - Москва: Высшая школа, 2008. - 462с.
- Общая гидрология / Под ред. Добровольского А.Д.; Сост.: Л.К. Давыдов, А.А. Дмитриева, Н.Г. Конкина – Ленинград., Гидрометеоиздат, 1973. – 454 с.
- Физическая география. Начальный курс. 6 класс.: Атлас.– М.: Роскартография, 2015