Тема урока: «Круговые диаграммы»
Цель: Сформировать представление учащихся о круговых диаграммах как одним из способов представления информации; учить их строить, читать.
Актуализировать знания об углах; открыть новый способ представления информации – круговая диаграмма; сформировать способность к заполнению макетов круговых диаграмм;
Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
-Какой прибор позволяет нам точно измерить углы? (Транспортир)
-Какие виды углов вы уже знаете? (Острый, прямой, тупой, развёрнутый, смежный, центральный)
-Какой угол называется центральным? (Угол, вершина которого совпадает с центром окружности)
Актуализация опорных знаний.
-Предлагаю вам поработать в парах.
Ученики получают карточки с заданием.
Измерьте центральные углы и определите, сколько градусов содержит каждая часть круга. Сколько градусов содержит целый круг? Как это можно объяснить?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/05/s_5ac665344e8de/877784_1.jpeg)
-Назовите, пожалуйста, свои ответы.
∠AOC = 170°; ∠COB = 50°; ∠AOB = 140° . Целый круг равен 360°
∠AOC + ∠COB + ∠AOB – целый круг. 170 + 50 + 140 = 360°
Проблемная ситуация
-Рассмотрите таблицу.
Название океана | Приближенное значение площади океана |
Тихий | 178 млн. км² |
Индийский | 75 млн. км² |
Атлантический | 92 млн. км² |
Сев. Ледовитый | 15 млн. км² |
-Анализируя данные таблицы можно заметить много интересных вещей. Каких именно?
(Например, то, что Тихий океан самый большой, Атлантический – почти вдвое меньше Тихого. Следующий по размеру – Индийский океан, а самый маленький – Северный Ледовитый океан)
-Рассмотрите рисунок к таблице.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/05/s_5ac665344e8de/877784_2.jpeg)
-Что можете сказать? Что помогает увидеть этот рисунок?
(Наглядно видим все перечисленные закономерности)
-Как называется подобный рисунок?
-Что вы понимаете под словом диаграмма?
Выявление места и причины затруднения.
-Чем этот рисунок отличается от чертежа из задания на карточке?
-Хотите ли вы разобраться, как выполняется данный чертеж? Что для этого нужно сделать?
(Узнать название данного рисунка, способ его построения)
-Тема нашего урока Круговые диаграммы.
Построение проекта выхода из затруднения.
-Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
(Познакомиться с круговыми диаграммами, научиться их строить, читать)
Реализация построенного проекта.
-Известно, что человек лучше воспринимает и запоминает те сведения, которые представлены наглядно. Поэтому изображение площади океанов Земли на круговой диаграмме позволяет быстрее и легче установить все перечисленные закономерности.
-Как вы думаете, что необходимо сделать сначала, чтобы построить круговую диаграмму?
-Чтобы построить круговую диаграмму, надо найти центральные углы, соответствующие данным величинам.
-В нашем примере приближенная площадь всех океанов равна 360 млн. км², а полный круг содержит 360°, поэтому центральному углу в 1° соответствует площадь в 1 млн. км². Значит, площади океанов изображаются соответственно углами 178°, 75°, 92°, 15°.
Открытие нового знания.
Диаграмма – наглядный способ представления разных числовых данных.
Вид диаграммы – круговая.
-Сравните ваши предположения с тем, что предлагают авторы учебника. Откройте учебник на странице 37 №2. Постройте круговую диаграмму у себя в тетради.
Алгоритм построения круговых диаграмм.
Вспомните сколько градусов содержит круг.
Определить, сколько углов будет содержать диаграмма.
Рассчитать, сколько градусов составит каждый угол.
Построить углы, вершины которых будут находиться в одной точке – центре круга.
Выбрать цветовое решение для каждого угла в отдельности и для диаграммы в целом
Физкультминутка.
-Ребята, а вы знали, что с помощью рук можно построить углы?
-Постройте прямой угол, тупой угол, развернутый угол, острый угол.
Первичное закрепление.
-Откройте учебники на с. 38 №3.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/04/05/s_5ac665344e8de/877784_3.jpeg)
-На круговой диаграмме представлено рекомендуемое врачами распределение питания в течение дня.
-Сколько раз в день рекомендуют питаться врачи? (4)
-Какие соотношения можно установить между завтраком, вторым завтраком, обедом и ужином?
(Завтрак составляет больше половины обеда. Ужин равен второму завтраку, они вместе составляют 1/3 обеда и немного больше половины завтрака.)
-На какую половину дня приходится большая часть дневного рациона питания?
(Большая часть дневного рациона приходится на первую половину дня)
-Откройте учебники на с. 38 №4.
Сколько всего игрушек - сюрпризов у Васи?
1)15 + 9 + 6 + 6 = 36 (шт.)
Какая часть всех игрушек соответствует каждому виду?
2) 360° : 36 = 10° - приходится на 1 игрушку.
Сколько градусов содержат центральные углы, соответствующие каждому виду игрушек на круговой диаграмме?
3) 10° * 15 =150° - крокодильчики.
4) 9 * 10° = 90° - львята.
5) 6 * 10° = 60° - машинки.
6) 6 * 10° = 60° - вертолеты.
![]()
Самостоятельная работа.
Ученики получают карточки с заданием.
В классе 36 человек. Их них 5 человек едут до школы на трамвае, 7 на троллейбусе, 9 на автобусе, а остальные идут пешком? Постройте диаграмму.
-Теперь проверим себя.
(На доске появляется подробный образец)
1) 360 : 36 = 10° - на 1 человека.
2) 36 – (5 + 7 + 9) = 15 (чел.) пешком.
3) 5 * 10° = 50° - едут на трамвае.
4) 7 * 10° = 70° - едут на троллейбусе.
5) 9 * 10° = 90° - едут на автобусе.
6) 10° * 15 = 150° - идут пешком.
![]()
Включение в систему знаний.
В Солнечном городе 180 домов. Из них 60 домов покрыты черепицей, 80 домов — шифером, а остальные дома покрыты железом. Построй и проанализируй круговую диаграмму:
Сколько домов в Солнечном городе покрыты железом?
1) 180 – 60 – 80 = 40 (домов)
Какую часть всех домов составляют дома с крышами каждого вида?
2) 360° : 180 = 2° - на 1 дом.
Сколько градусов содержат центральные углы, соответствующие каждому виду домов?
3) 2° * 60 = 120° - соответствует домам с черепицей.
4) 2° * 80 = 160° - соответствует домам с шифером.
5) 2° * 40 = 120° - соответствует домам с железом.
![]()
Рефлексия.
-Что нового вы узнали на уроке? Что называется диаграммой?
-С каким видом диаграмм мы познакомились на уроке?
-Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока. Мы с ней справились?
-Заинтересовала ли вас данная тема? Почему?
Д/з
5